Вид соловецкого монастыря зубов

Обновлено: 05.10.2022

Коллекция графики в собрании Соловецкого музея-заповедника насчитывает 398 единиц хранения, в том числе 287 предметов основного и 111 – научно-вспомогательного фонда.

Начало собранию коллекции положили гравюры, переданные из Государственного исторического музея: космография XVIII в., лубок с изображением преподобных Зосимы и Савватия Соловецких 1830 г. и две гравюры на сюжеты Крымской войны 1853-1856 гг. В дальнейшем ГИМ ещё не раз помогал в комплектовании фондов Соловецкого музея. Основная часть коллекции сформировалась в результате поступлений из фондов различных музеев: Государственного Русского музея, Рязанского исторического музея, краеведческих музеев Курска и Яренска.

Часть коллекции была собрана во время экспедиций по Архангельской области. В основном, это хромолитографии с изображениями северных святых и виды Соловецкого монастыря. Литографии покупались во время паломничества в святую обитель, хранились, как семейные реликвии, передавались детям и внукам.

В семидесятых годах прошлого столетия музей активно закупал работы у современных авторов, приезжающих на острова на летние пленэры.

Коллекцию графики из фондов Соловецкого музея можно условно разделить на четыре раздела:

  • гравюры, отпечатанные с медных досок, хранящихся в ризнице Соловецкого монастыря, оттиски 1884 г.
  • литографии конца XIX – начала XX в.
  • военные плакаты 1941–1945 гг.
  • современная графика

В 1876 г. известный собиратель и исследователь древнерусского искусства Дмитрий Александрович Ровинский посетил Соловецкий монастырь, где при осмотре монастырской ризницы его внимание привлёк сундук с медными гравировальными досками. Доски были вывезены в Петербург и в 1884 г. изданы в Типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг отдельным альбомом «Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с досок, хранящихся в тамошней ризнице».

В состав альбома вошли 28 гравюр, изготовленных в разное время. Самые ранние из них относятся к началу XVIII в. Всего в ризнице находилось около пятидесяти досок с видами Соловецкого монастыря. Три из них хранятся в фондах музея-заповедника. Первая – печатная доска работы гравёра Михаила Махаева 1768 г. (в среднике – вид монастыря, по сторонам доски в восьми клеймах изображены деяния Преподобных с виршами). На второй – фрагмент гравюры «Вид ставропигиального Соловецкого монастыря с западной стороны от залива Белого моря». Выполнил гравюру по рисунку Александра Заливского Александр Афанасьев в Москве в 1850 г. Третья печатная доска – «Изображение Ставропигиального Соловецкого монастыря при господине Священно-Архимандрите Иларии, 1837 г.» поступила в фонды музея в 2017 г.

В коллекции графики музея-заповедника хранится несколько неполных комплектов гравюр из альбома А.Д. Ровинского (всего 82 ед. хр.). В альбоме есть гравюры как прославленных мастеров XVIII в. – Ивана и Алексея Зубовых, Дмитрия Пастухова, Михайлы Махаева, так и работы монастырских солдат – Саввы Никифорова и Луки Зубкова. В коллекции представлены также резцовые гравюры Сергея Баскакова, выполненные в 1825 г. при архимандрите Макарии, «Вид Соловецкого монастыря с образом Преображения и преподобными» работы Ивана Саблина (1818–1825 гг.), «полулистовая картинка» «Соловецкие святые с монастырём» инока Анзерского скита отца Александра. В 2007 г. музей приобрёл редкую гравюру, выполненную о. Александром – «Знамение Богоматери с преподобными Зосимой и Савватием Соловецкими чудотворцами» 1859 г.

В коллекции есть несколько подлинных оттисков, описанных Д.А. Ровинским, но не вошедших в альбом. Возможно, что листы были отпечатаны в Соловецком монастыре до середины XIX столетия. Один из них – оттиск с видом Соловецкого монастыря гравёра Александра Шелковникова с доски 1827 г. Интересно, что исследователь в своем описании указывает, что надпись автора под гравюрой затёрта, и её действительно нет на отпечатках из альбома 1884 г. Между тем, на раннем листе, хранящемся в фондах Соловецкого музея, автограф гравёра можно разглядеть на одной из построек пристани.

К середине XIX столетия в Соловецком монастыре окончательно прекращают печатать с медных досок. Изобретённый способ литографирования по своим изобразительным качествам больше отвечал требованиям времени, был более прост и доступен по исполнению. В 1863 г. монастырь приобрёл в Петербурге литографский станок и наладил собственное производство видовых лубков. Сбыт литографий был одним из источников доходов монастыря – паломники охотно раскупали памятные «картинки», которые продавались дешевле икон и были доступнее для богомольцев с небольшим достатком. И всё же, в начале 70-х годов литографское дело было признано невыгодным, и мастерская была закрыта. Некоторое время монастырь пользовался услугами частных литографий, делал заказы на изготовление картинок в хромолитографии Е.И. Фесенко в Одессе, литографии Пашкова в Москве. В гостиной лавке можно было купить малоформатные, яркие хромолитографии с изображением северных святых, видами монастыря и скитов.

В 1884 г. архангельский купец второй гильдии В.А. Черепанов издал серию лубков, объединённых общим названием «Виды местностей Соловецкого монастыря». На тридцати четырёх листах с исторической документальностью изображены скиты, рыболовные тони, кирпичный завод, часовни, сухой док. Интересны гравюры, запечатлевшие памятники, не сохранившиеся до наших дней. Утрачены часовни на Кеньге, в Старой Сосновке, на Реболде, разобраны Царская колокольня и Онуфриевская церковь. Только по гравюре можно судить, как изменились рыболовные тони Берёзовая, Овсянка. На лубках альбомного формата, выполненных в жёлтых, зелёных, светло-коричневых тонах, тщательно прописаны мелкие архитектурные детали, фигурки людей, карбасы у причала.

Спрос на видовые картины с изображением Соловецкого монастыря постепенно возрастал, и 1892 г. монастырская литография возобновила работу. Тематика печатавшихся листов осталась неизменной: тиражировались популярные виды монастыря, скитов, изображения северных преподобных. В фонде эта часть коллекции представлена литографиями с изображением Богоматери Запечной, «Голгофо-Распятского скита на Анзерском острове», «Скита на Муксаломском острове во имя преподобного Сергия Радонежского чудотворца», «Святых и преподобных отцов в Соловецкой обители». Почти все гравюры имеют в правом нижнем углу надпись: «Литография Соловецкого монастыря».

Особое место в музейном собрании занимает коллекция военного плаката, поступившая из Государственной исторической библиотеки. Плакаты времён Великой Отечественной войны художников-плакатистов В. Корецкого, В. Иванова, А. Кокорекина обладают большой эмоциональностью и призывной силой. Правдивые, массовые, истинно народные плакаты в яркой образной форме прославляют подвиги фронтовиков и героические усилия тружеников тыла. В фондах музея представлены подлинные работы таких мастеров как А. Волошин, Ф. Антонов, В. Селиванов.

В музее собрана интересная и разнообразная коллекция графики современных авторов. Соловки всегда привлекали художников своеобразием и высоким совершенством ансамбля монастыря, суровой, но прекрасной в своём величии северной природой. На Соловецких островах в разное время писали А. Борисов, В. Верещагин, О. Браз, М. Нестеров. И в наши дни каждое лето приезжают на Соловки студенты художественных училищ, живописцы и графики. В коллекции музея представлены офорты А. Попова, О. Демидовой, гравюры А. Мариева, Н. Цветкова, акварели В. Ступина, М. Кричевского, автолитографии Н. Белавина, В. Преснякова.

Музейная коллекция графики с изображением архитектуры и природы Соловецких островов продолжает пополняться.

Вид Соловецкого монастыря (№3). Лист из атласа "Виды Соловецкого монастыря". Ровинский Д. А., Зубов А.Ф., Зубов Иван Федорович. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1893 г.



Вид Соловецкого монастыря (№3). Лист из атласа "Виды Соловецкого монастыря". Ровинский Д. А., Зубов А.Ф., Зубов Иван Федорович. Экспедиция заготовления государственных бумаг. 1893 г.

Ровинский Д. А., Зубов А.Ф. (1682/1683-после 1751), автор оригинала, Зубов Иван Федорович (1677-1743), автор оригинала. Экспедиция заготовления государственных бумаг


Ровинский Д. А. (Автор - составитель), Неизвестный гравер. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Храбрый рыцарь Ипполит (54). Лист I части I тома атласа «Русские народные картинки». 1881 г.


Ровинский Д. А. (Автор - составитель). Экспедиция заготовления государственных бумаг. Пор, царь Индийский (№296). Лист из II тома атласа "Русские народные картинки". 1881 г.


Ровинский Д. А. (Автор - составитель), Неизвестный гравер. Экспедиция заготовления государственных бумаг. Елизавета Петровна (№538). Лист из II тома атласа "Русские народные картинки". 1881 г.


Ровинский Д. А. (Автор - составитель). Экспедиция заготовления государственных бумаг. Рассуждение о женитьбе (№139б). Лист второй части I тома атласа "Русские народные картинки". 1881 г.


Ровинский Д. А. (Автор - составитель). Экспедиция заготовления государственных бумаг. Собор Богоматери (№ 1216). Лист из III тома атласа «Русские народные картинки». 1881 г.

Ровинский Д.А. Виды Соловецкого монастыря, отпечатанные с древних досок, хранящихся в тамошней ризнице.

Спб., Экспедиция заготовления государственных бумаг, 1884. [2], 10 с., 28 гравюр на меди с 51 доски. В п/к марокеновом переплете эпохи. Grand Folio (58x44 см.).


Бурцев А. т.I: № 172.

1. Вид Соловецкого монастыря работы Никифорова;

2. Такой же вид с четырьмя святыми внизу и стихами: «впустом оттоке жить начавший …»;

3. Большой вид, гравированный на 7 досках А и Ив. Зубовыми в 1744 году;

4. Вид с деянием святых Зосимы и Савватия в 9 отделениях. Гравирован в 1744 году.

5. Вид, гравированный в 1762 году;

6. Громадный вид, гравированный в 1765 году д. Пастуховым на 6-ти досках;

7. Вид, гравированный в 1768 году Михайло Махаевым;

8. Вид, гравированный Саблиным;

9. Вид работы Луки Зубкова 1762 года на одной доске;

10. Вид работы Зубова 1791 года на 2-х досках;

11. Громадный вид, гравированный в 1810 году на 11 досках;

12. Вид, гравированный в 1801 году;

13. Вид Соловков с планом островов и гравированный Зубовым в 1802 году на 2-х досках;

14. Вид и план Анзерского скита, гравированный в 1802 году Зубовым;

15. Такой же вид гравировал А. Касаткин в 1806 году;

16. Вид Соловецкого монастыря, изданный при архимандрите Макарии в 1825 году;

17. Большой вид Соловецкого монастыря с 6-ю святыми в облаках;

18. Вид Голгофского скита, изданный в 1830 году;

19. Вид Соловков, изданный в 1832 году;

20. Тоже – 1837 года;

21. Тоже с 4-мя святыми в облаках – издан в 1837 году;

22. Тоже – издан в 1837 году;

23. Тоже с образом Богоматери – издан в 1849 году;

24. Преподобные Зосима и Савватий с видом монастыря, изданный в 1849 году;

25. Вид Соловков с 4-мя святыми и подписью: «Сих угодников Божиих жительства начало»;

26. План Соловецкого монастыря;

27. Большой вид, гравированный А. Афанасьевым с рис. Заливского в 1850 году;

28. Новый план Анзерского озера с видом Анзерского скита – слева план «Келиам».

«В числе их находились три громадные вида, которые почти неизвестны в старых сохранившихся отпечатках: 1) работы Ивана и Алексея Зубовых, 1744 года, на 7 досках; 2) работы Дмитрия Пастухова, 1765 года, на 6 досках, и 3) вырезанный при архимандрите Ионе в 1803 году, на одиннадцати досках работы Луки Зубкова…».

Большеформатные видовые гравюры с великолепными картушами. Есть несколько гравюр, которые более 2 метров в длину. Высококачественная бумага. Напечатано в типографии Экспедиции заготовления государственных бумаг. С великолепными видами Соловецкого монастыря.

В июле 1876 года Д.А. Ровинский обнаружил в монастырской ризнице на Соловках (по тамошнему «казначейской палаты») ящик с медными гравировальными досками в количестве 51 штуки. Самые ранние из них относятся к началу XVIII в. На гравюрах изображены виды Соловецкого монастыря, Анзерского и Голгофо-Распятского скитов. Издание Д.А. Ровинского сохранило для потомков уникальные изображения Соловецкого монастыря, архитектурный ансамбль которого неоднократно перестраивался. Оттиски гравировальных досок являются ценнейшим источником по истории Соловков. Они дают представление об изменениях в архитектурном ансамбле Соловецкого монастыря. В данный момент в фондах Соловецкого музея-заповедника находится 270 гравюр XVII–XIX вв. Из них 79 – из собрания Д.А. Ровинского.

Соловецкий монастырь, основанный в 1429 году, представляет удивительное единство культурных ценностей собранных из разных концов страны и созданных на месте. В историю русской культуры он вошел знаменитым собранием икон, книг, рукописей. Данное издание вышло в свет вскоре после посещения именитым историком и литературным деятелем Д.А. Ровинским Соловецких островов. В монастырской ризнице он увидел богатейшую коллекцию редкостей древнерусского искусства, кроме прочего там находился и сундук с 51 медными гравированными досками с видами Соловецкого монастыря, Анзерского и Голгофского скитов. Доски были гравированы в разное время с 1701 года и до середины XIX века. В числе их находились три громадных вида, неизвестные в старых сохранившихся отпечатках:

1) работы Ивана и Алексея Зубовых 1744 года на 7 досках;

2) работы Дмитрия Пастухова 1765 года на 6 досках;

3) вырезанные при Архимандрите Ионе в 1803 году на 11 досках, работы Луки Зубкова.

Большую художественную ценность представляют и доски работы Саввы Никифорова 1701 года, и неизвестная ранее доска работы ландкартных дел мастера С.-Петербургской Академии Наук Михайлы Махаева, гравированная им в 1766 году. Всего в издании 28 видов и планов Соловецкого монастыря, выполненных с сохранением оригинального размера изображений. Во вступительной части на 10 страницах описана история монастыря, приведены списки гравюр. Одна из гравюр работы Ивана Саблина. Отпечатана с медной доски, которая хранится в Соловецком монастыре. Гравюра приложена к данному изданию Д.А. Ровинского "Виды Соловецкого Монастыря. СПб. 1884", под № 8. Картина представляет собой точное историческое изображение развернутого плана Соловецкого монастыря, над которым парят ангелы, несужие икону "Преображение Господне", а по бокам от них - основатели и святые, прославившиеся духовными подвигами на Соловках: Елезар, Иринах, Филипп, митрополит Московский, Зосима, Савватий, Герман. Внизу под изображением подпись: "Граверовал Иван Саблин. за подписанием Архимандрита Макария поправ. при Архимандрите Иларии 1837 года".

Виды местностей Соловецкого монастыря.

Издано при архимандрите Мелетии. Архангельск, тип. В. Черепанова, 1884. [32] л. текста, [36] л. ил. В альбоме 36 крупноформатных тоновых литографий обители. Литограф неизвестен. Между иллюстрированными листами вставлены листы с аннотациями-описаниями. В составном издательском картонажном переплете с коленкоровым корешком. 32х41 см. Некоторые экземпляры часто раскрашивались. Редчайшее провинциальное издание - иллюстрации русской святыни зачастую изымались для украшения интерьера.


Литография с тоном. 28x33 см.

Вот некоторые из названий листов:

1. «Вид Соловецкаго монастыря с северо-западной стороны».

2. «Вид Соловецкаго монастыря с юговосточной стороны снятый с огородной горы именуемой Прекрасной».

3. «Царская колокольня».

4. «Филиппова пустынь».

5. «Савватиева пустынь».

6. «Секирная гора».

7. «Монастырское кладбище».

8. «Скит на Заяцком острове».

9. «Муксаломский большой остров».

10. «Каменный муксаломский мост через морской пролив».

11. «Остров Малая Муксалма».

12. «Фаворская гора».

13. «Усыпальница святителя Филиппа».

14. «Березовая тоня».

15. «Деревянная гостиница близь монастыря».

16. «Морской монастырский док».

18. «Старая Сосновая».

19. «Новая Сосновая рыболовная тоня».

20. «Рыболовная тоня Овсянка».

25. «Анзерский скит».

26. «Пустынь преподобн. Елеазара».

27. «Троицкая спасательная станция».

28. «Вид горы Голгофы с западной стороны».

29. «Вид горы Голгофы с Южной стороны».

30. «Каменная часовня во имя Покрова Божией Матери».

31. «Кирилловская рыбная тоня».

На всех литогр., кроме л. 1, 2, 13, 29, над изображением: «(из местностей Соловецкаго монастыря) рис. с натуры»; внизу справа: «Архангельск. Лит. В. Черепанова»; под изображением - название л. На л. 1, 2 отсутствует верхняя надпись, на л. 13 и 29 дано только название.

Черепанов, Василий Артемьев — архангельский купец, владелец литографии, одним из направлений деятельности которой, было издание художественных литографий северных монастырей. Известно, что в 1871 г. архангельский купец Василий Артемьев Черепанов получил разрешение на открытие типографии, а 11 лет спустя он расширил производство и открыл литографию. Кроме различных бланков, афиш, этикеток, одним из направлений деятельности было издание художественных литографий северных монастырей. Известны виды Антониево-Сийского, Веркольского, Онежского Крестного монастырей, отпечатанные в литографии В. Черепанова. Настоящую известность принесли ему виды Соловецкого монастыря, сброшюрованные в альбом. На них запечатлено множество деталей, характеризующих хозяйственную жизнь и быт монастыря, в том числе и памятники, которые не сохранились. В 1884 году Комитет Архангельской сельскохозяйственной выставки присудил В.А. Черепанову за альбом литографий малую серебряную медаль, которой он был отмечен в честь трехсотлетия Архангельска.

ЗУБОВ, АЛЕКСЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1682–1750 или 1751), русский художник, один из основоположников русской гравюры Нового времени.

Родился в Москве в 1682 в семье Ф.Е.Зубова, видного мастера иконописи, монументальной живописи и книжной миниатюры, работавшего вместе с С.Ф.Ушаковым в Оружейной палате, где Алексей учился иконописному делу (1695–1699). Затем его наставником стал голландский мастер А.Шхонебек, который обучил молодого художника техникам офорта, резцовой гравюры, а также «черной манере» (меццо-тинто). В этих техниках Зубов и работал, порою их совмещая. С 1711 служил старшим мастером сенатской типографии в Петербурге. После закрытия типографии (1727) пытался устроиться в Гравировальную палату Академии наук, но, не найдя постоянной работы, вернулся (около 1730) в «первопрестольную».

Приемы западноевропейской барочной графики, с одной стороны, впрямую копировались Зубовым, с другой – обретали под его резцом особую свежесть и новизну. Созданные им батальные композиции, сцены празднеств, виды новой столицы – все в равной мере бравурно-триумфальны, полны мажорной динамики (гравюры Свадьба Петра I, 1712; Баталия близ Гангута, 1715; Баталия при Гренгаме, 1721; Вид Васильевского острова, 1714; Вид Санкт-Петербурга, 1727; и др.). Всюду проступает бодрый пафос строительства нового общества (характерно, что в своих петербургских ведутах – городских пейзажах – Зубов постоянно изображал еще только запроектированные здания в виде уже возведенных). Работал как по собственным эскизам, так и по рисункам архитектора М.Г.Земцова и оригиналам других мастеров. Гравировал также парадные портреты (Петра I, Екатерины I, императрицы Анны Ивановны и других высоких особ). Одним из последних его произведений явился большой (выполненный на 7 досках) вид Соловецкого монастыря (1744).

Заметный вклад в становление русской гравюры нового времени внес и его старший брат Иван (1667 – после 1744), который также учился в Оружейной палате и у Шхонебека; с 1708 служил под началом П.Пикара в Московской типографии. Работал в тех же техниках и жанрах, что и брат, был его соавтором по Соловецкому монастырю.

Лебедянский М. Гравер петровской эпохи Алексей Зубов. М., 1973
Алексеева М.А. Гравюра петровского времени. Л., 1990

Читайте также: