Урок на тему органы пищеварения зубы

Обновлено: 03.10.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок биологии в 8 классе.

раскрыть значение пищеварения; выяснить расположение и функции органов пищеварительной системы в организме; изучить строение и функции зубов;

Развивающие: научить устанавливать связи отде­лов пищеварительного канала с железами; уметь объяснить причины смены выпадающих (молочных) зубов на постоянные;

Воспитательные: информировать о гигиене полости рта, предупреждении кариеса и других заболеваний зубов.

Межпредметные связи: с химией, физикой, технологией, медициной, гигиеной.

Оборудование и материалы : таблицы, изображающие органы пищеваритель­ной системы, строение зубов; торс человека, ноутбук, проектор, карточки, диск Биология: Человек. Образовательный комплекс (электронное учебное издание). Фирма «1С». М.:Вентана-граф, 2007

I .Проверка знаний

Контрольная работа к параграфу 29 «Значение пищи и ее состав».

-Бумажный вариант: Задания на карточках (Приложение. Контрольная работа к параграфу 29)

Выполнение работы. Взаимопроверка работ.

Ответы: 1-3; 2- пищевым продуктам, питательным веществам; 3-1,2,3; 4-2,3,4; 5-4.

-электронный способ выполнения работы с использованием диска [1].

1. Значение питания и пищеварения. Заполнение таблицы.

Обеспечивает клетки и ткани строитель­ным материалом, сырьем для производ­ства необходимых веществ. Обеспечивает клетки органическими ве­ществами, способными к биологиче­скому окислению и выделению энергии, необходимой для жизнедеятельности организма

Измельчает и химически преобразует белки, жиры и углеводы пищи в форму, доступную для всасыва­ния в кровь и лимфу, а также для использо­вания клетками

2.Исследование органов пищеварительной системы

(Приложение. Слайды презентации)

Выполнение заданий в парах с использованием учебника[2]

1)строение органов пищеварительной системы

Задание: Укажите номер органа пищеварительной системы в соответствии с рисунком (слайд 2)

2)строение ротовой полости

Задание: Укажите номера частей ротовой полости (слайд 3)
Какие железы образуют слюну?

Задание: Какой субъект (А или Б) сделал глотательное движение, а какой спокойно дышит (слайд 4)

4)Желудок, печень, поджелудочная железа

Задание: Укажите номера, обозначающие на рисунке органы пищеварительного тракта и пищеварительные железы (слайд 5)

-Как называется самый широкий участок желудочно-кишечного тракта?

-Какой орган выделяет желчь?

Задание: Укажите цифрами обозначенные на рисунке структуры (слайд 6)

-Как называется начальный отдел тонкого кишечника?

-Как называется последний отдел толстого кишечника?

Задание: Определите, где изображены зубы взрослого человека, а где — зубы ребенка (слайд 7)

Задание: Укажите обозначенные на рисунке части зуба (слайд 8)

-Какой зуб показан в разрезе и какие зубы следуют за ним?

Задание: Определите типы зубов (слайд 9)

-Какие функции выполняют коренные зубы?

Для выполнения заданий используется печатная рабочая тетрадь[3]

III . Закрепление нового материала

1)работа с таблицей и по торсу человека:

показать слюнные железы, желудок, печень, кишечник, поджелудочную железу, область аппендикса и слепой кишки, восходящий, поперечный и нисходящие отделы толстой кишки.

2)работа по рис.59 учебника [2]

назвать пищеварительные железы и установить связь с органами пищеварения

3) демонстрация в идеофрагментов: [1]

-Рентгеновские обследования зубов

4) работа с вопросами к тексту

-Почему происходит смена зубов?

-Каково внешнее и внутреннее строение зуба?

-Почему разрушаются зубы?

-Как сохранить зубы здоровыми?

IV .Домашнее задание : Изучить § 30,31 [2].

Выполнить практическую работу «Местоположение слюнных желез».

Составить памятку по уходу за зубами.

V .Рефлексия

Самоанализ, самооценка учеников.

Подведение итогов работы учителем.

VI . «Список использованных источников»

1. Биология: Человек. Образовательный комплекс.

(электронное учебное издание). Фирма «1С». М.:Вентана-граф, 2007

2.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8 класс. М.:Вентана-граф, 2007

3.Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. Биология. Человек. Рабочая тетрадь №1 для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. М.:Вентана-граф, 2006

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.

Задачи: 1) Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного словаря с новыми терминами.

2) Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.

3) Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного отношения к зубам.

ВложениеРазмер
урок зубы 55 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 461.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по биологии « Строение и значение зубов» 9 класс

Цель: Формирование знаний учащихся об органах пищеварительной системы.

Задачи: 1) Знакомство учащихся со строением и значением зубов. Обогащение активного словаря с новыми терминами.

2) Развитие познавательной активности, способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.

3) Воспитание интереса к изучению своего организма и бережного отношения к зубам.

Оборудование : картинки с продуктами, проектор с компьютером, карточки, зеркала, макет зубов, учебники.

Помните, что при спокойном выражении лица и улыбчивом состоянии работают только 13 мышц лица, а при хмуром, злом виде – 30 мышц. Зачем напрягать столько мышц, пусть лучше на лице у нас выражается спокойствие и улыбка.

Повторение пройденного материала.

- Вспомним, какую тему раздела мы с вами начали изучать? (пищеварительная система)

- Какое значение пища имеет для человека? (источник энергии и источник строительного материала?)

- Объясните, что значит, является источником энергии? (для того, чтобы жить, учиться, работать, заниматься спортом, человеку нужна энергия. Эту энергию человек получает из пищи. Жизнь без пищи невозможна).

- Объясните, что значит, является источником строительного материала? (старые клетки отмирают, человек растет и развивается, значит, нужны новые клетки, заживают раны, весь строительный материал берется из пищи.

Если так важна пища для нашего организма, то какой же состав она имеет? ( заполнение схемы «Состав пищи» у доски)

Молодцы, вспомнили состав пищи. Важное значение имеют белки, жиры, углеводы.

- И сейчас вы должны правильно распределить продукты, которые содержат белки, жиры, углеводы ( учащиеся выбирают иллюстрации с продуктами и распределяют в нужные колонки).

Пища должна быть разнообразной, чтобы получить все элементы состава пищи, нужные нашему организму.

-Что из этих продуктов вы получаете в нашей столовой? (ответы детей).

- Можно сказать, что пища у разнообразная? (ответы)

Сейчас поработаем по карточкам (работа по карточкам)

- Что такое пищеварение? (это процесс превращения питательных веществ в простые, растворимые вещества, которые легко всасываются в кровь).

Изучение нового материала

С какого органа начинается процесс пищеварения? (ротовая полость).

Большое значение во рту имеют зубы. И сегодня наша тема урока посвящена зубам.

Открываем тетради, пишем число и тему урока «Строение и значение зубов».

На уроке мы с вами узнаем, какое важное значение имеют зубы для нашего здоровья, познакомимся строением зуба и закрепим правила ухода за зубами.

Новую тему начну с вопроса. Будьте внимательны.

Цыгане при покупке лошадей всегда осматривают их зубы.

А плантаторы в Древней Греции при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Зачем осматривали зубы лошадям и рабам? (ответы учащихся). К этому вопросу мы еще вернемся в ходе урока.

В ротовой полости пища измельчается, перетирается и смачивается слюной. Зубы и язык механически обрабатывают пищу. При жевании язык направляет пищу к зубам, перемешивает ее, передвигает ее глотку для глотания.

Зубы – важный орган нашего организма. Зубы удерживают, откусывают, разгрызают и пережевывают пищу до состояния густой кашицы. Чем лучше пища пережевана, тем легче и полнее она усваивается организмом. Плохо пережеванная пища затрудняет работу пищеварительной системы и способствует развитию болезней желудка.

У взрослого человека 32 зуба: 16 на верхней челюсти и 16 на нижней. Не зря в загадке сказано: 32 молотят, один переворачивает. На верхней и нижней челюстях по 4 резца, по 2 клыка, по 4 малых коренных и по 6 больших коренных.

При помощи резцов и клыков человек откусывает пищу. Коренными зубами пища измельчается и пережевывается. Жевательная поверхность коренных зубов неровная, покрытая бугорками (просмотр зубов в зеркало).

- Для чего такая поверхность коренным зубам? (это облегчает перетирание пищи).

Формы и размеры зубов неодинаковы, потому что они выполняют разные функции ( работа с иллюстрацией из книги стр.152, рис.130). Клыки немножко длиннее резцов (просмотр в зеркало)

У каждого зуба есть коронка – это видимая часть зуба в ротовой полости.

Есть шейка – эта часть зуба, погруженная в десну.

Есть корень – прочно укрепляет зуб в челюсти.

Снаружи коронку покрывает эмаль. Это самое прочное вещество в организме человека. Эмаль предохраняет зуб от стирания и проникновения микробов.

Внутри зуба расположена полость пульпа (словарная работа). В пульпе находятся кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды обеспечивают питание зуба, а нервы – чувствительность.

Новорожденный не имеет зубов. Первые зубы начинают появляться с 4, 6, 7 месяцев. Такие зубы называются молочными. Их всего 20. К двум годам у ребенка обычно есть уже все молочные зубы.

Зуб, как и другой любой орган человеческого тела, если за ним не следить, может болеть. И что же может быть, если за зубами не следить. Работа с учебником (стр. 153 уход за зубами).

Минералы, белки, углеводы – это строительный материал для зубов. Если в организме их не хватает, то соответственно могут возникнуть проблемы с зубами. Самым распространенным недугом зуба является кариес (словарная работа). Кариес в переводе с латинского гниение. Прогрессирующий дефект твердых тканей зуба, вызываемый действием бактерий зубного налета и продуктов их жизнедеятельности.

Работа с учебником (рассматривание иллюстраций «Разрушение зуба» стр. 154)

Остановить этот процесс может только зубной врач, а по- другому как? ( стоматолог) . В переводе с латинского зубовед.

Не надо бояться ходить к стоматологу, надо 1 раз в полгода ходить на осмотр ротовой полости и с зубами все будет в порядке, не будете даже знать, что такое кариес. А почему многие бояться ходить к стоматологу? (ответы). Современные препараты и оборудование позволяют безболезненно лечить зубы.

9 февраля отмечался международный день стоматологов. Это у них профессиональный праздник.

Важно беречь зубы: не раскусывать орехи, не грызть когти и твердые предметы и конфеты. Нельзя есть очень холодное мороженое или пить холодную воду после горячей пищи. Это может привести к образованию трещин в эмали.

Зубы будут рады: яблочку, морковке, капустке. Все в свежем виде. И еще в добавок получим углеводы и витамины А, В,С, которые содержатся в этих продуктах.

В промежутках между зубами скапливаются остатки пищи. Это создает благоприятные условия для развития микробов.

- Что важно делать обязательно хотя бы 2 раза в день? (чистить зубы)

- Сколько минут вы чистите зубы? (три и более)

Показ чистки зубной щеткой на макете зубов (направления движений щеткой от десен к зубу, круговые движения).

После каждого приема пищи нужно полоскать ротовую полость, при этом удаляются остатки пищи и налет. Не злоупотреблять жвачкой. После приема пищи нужно жевать всего 15 минут и выкинуть. А бывает так, что жуют несколько часов. Это неправильно и вредно для здоровья.

- Какие еще средства по уходу за зубами вы знаете? (зубная нить, ополаскиватель для десен, зубочистки) Показ.

Практическая часть : чистка зубов зубной нитью (перед зеркалом).

Осмотрите свои зубы, стали чище? (ответы)

Работа в тетради: выпишите самую главную мысль нашей темы из зеленой рамочки.

А сейчас вернемся к вопросу, который прозвучал в начале урока. Для чего же производили осмотр зубов у лошадей цыгане и плантаторы у рабов? (здоровые зубы –хорошее здоровье). Как говорится: глаза –зеркало души а тогда зубы – зеркало всего организма. Не зря пословица гласит: кто хорошо жует, тот долго живет. Значит за зубами нужно ухаживать, ведь они играют очень важную роль в нашей жизни, жуют пищу, перетирают, готовят ее к усвоению организмом.

Закрепление нового материала

  • В ротовой полости пища разжевывается, смачивается и окончательно переваривается.
  • Зубной ряд человека состоит из резцов, клыков, коренных, хищных зубов.
  • Зубы удерживают, определяют вкус, откусывают, разгрызают пищу.
  • У зуба есть: коронка, шейка, кожа, эмаль, пульпа, корень.
  • У взрослого человека 5 молочных, 8 резцов, 4 клыка,

20 коренных зубов.

Заполните таблицу: напиши название зуба и его функции (проверка).

- О чем мы сегодня говорили? (ответы)

- Каково значение зубов? (ответы)

- Почему тщательно надо пережевывать пищу? (ответы)

- Сколько у человека бывает молочных зубов и сколько постоянных? (ответы)

- Как правильно ухаживать за зубами? (ответы)

Молодцы, я думаю вы знаете и умеете как ухаживать за зубами, но мы еще раз закрепили. Вы еще убедились в важном значении зубов. Здоровая пища, и уход за зубами сохраняют не только зубы здоровыми, но и здоровье всего организма.

Д/З. Прочитать стр.151 – 155, выписать пословицы про пищеварение и зубы, уметь объяснить любую пословицу.

Информационный урок, включающий в себя смену разных технологий, которые будут способствовать лучшему запоминанию темы.

ВложениеРазмер
urok_na_temu_pishchevarenie_v_rotovoy_polosti_ya_pishu.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии 8 класс.

УМК В.В.Пасечник.«Биология 8 класс».

Тема: «Пищеварение в ротовой полости».

Цели и задачи урока

Сформировать у учащихся знания:

о процессах механической и химической обработки пищи в ротовой полости.

о роли ферментов в процессе пищеварения в ротовой полости;

о рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

о строении и типах зубов.

Продолжить работу над формированием у учащихся:

навыков частично-поисковой деятельности;

умение применять полученные знания в собственной жизни.

Воспитывать уважение к интеллектуальному труду;

формировать умение вести диалог, дискутировать, выслушивать друг друга;

познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных заболеваний, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: Мультимедийный комплекс, раздаточный материал,таблицы, технологические карты, учебник, тетрадь.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова древнегреческого философа Сократа: «Мы живём не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить».

Уже в древности учёные и философы задумывались над проблемой пищеварения.

Класс делится на три группы.

Давайте с вами проверим домашнее задание. На прошлом уроке мы начали изучать пищеварение. И для того чтобы узнать как вы усвоили материал , мы поиграем в игру « Пирамида». На доске вывешивается пирамида с номерами от каждой команды приглашаются капитаны для участия в жеребьевке. ( Каждой команде свое задание).

1 Конкурс «Да или нет».

1. Сыр, масло, молоко, мясо – это питательные вещества.

2. Питательные вещества выполняют энергетическую и строительную функцию.

3. Глотка является частью пищеварительного тракта.

4.В состав эмали зубов входят соли кальция.

5. В ротовой полости пища подвергается механической обработке, смачиванию и обеззараживанию.

6 Переход питательных веществ и воды в кровь и лимфу, т.е всасывательная функция, выполняется слизистой оболочкой отдельных участков пищеварительного канала.

7.Слизистая желудка содержит большое количество желез, выделяющих кишечный сок.

8. Аппендикс – это червеобразный отросток прямой кишки, при воспалении которого развивается заболевание аппендицит.

9. В глотке пищеварительный путь перекрещивается с дыхательным.

Правильные суждения: 2,3,4,5,6, ,9.

2 Конкурс « Третий лишний»

Подчеркнуть лишнее слово , зачитав все.

  1. Глотка, пищевод, печень, желудок, кишечник.
  2. Функции пищеварительной системы – секреторная, двигательная, строительная, всасывательная.
  3. Питательные вещества – это сыр, белки, жиры, углеводы и минеральные соли.
  4. К продуктам животного происхождения относятся: масло, яйца, творог, сахар, мясо.
  5. Пищеварительные железы, расположенные вне пищеварительного тракта: слюнные, печень, желудочные, поджелудочные железы.
  6. Зубной аппарат человека состоит из резцов, клыков, коренных и хищных зубов.
  7. Функции питательных веществ – строительная, двигательная, энергетическая.
  8. Железы смешанной секреции – печень, поджелудочная и половые железы.
  9. В ротовой полости пища разжевывается, увлажняется слюной и окончательно переваривается.

3 Конкурс « Расскажи мне расскажи». Вам нужно дать определение этим понятиям.

Перечислите пищевые продукты, содержащие белки – …

Перечислите пищевые продукты, содержащие углеводы – …

Перечислить пищеварительные железы …

Перечислите пищевые продукты, содержащие жиры – …

  1. Процесс механической обработки пищи в пищеварительном канале и химическое расщепление ферментами питательных веществ на более простые вещества, хорошо усваиваемые организмом.
  2. Получение организмом строительных веществ и энергии для жизнедеятельности.
  3. Продукты животного и растительного происхождения, используемые человеком в пищу как в необработанном виде.
  4. Мясо, рыба, яйцо, творог, бобовые …
  5. Картофель и овощи, крупы, макаронные изделия, фрукты, хлеб, кондитерские изделия.
  6. Слюнные железы, железы желудка, печень, поджелудочная железа.
  7. Масла растительного и жиры животного происхождения, сыр, сливки обработанном, так и в необработанном виде.

С домашним заданием справились хорошо, теперь переходим к следующему этапу урока.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА

Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Хотели бы вы узнать, почему они так поступали?

Изучению новой темы.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Первый отдел пищеварительного канала – это ротовая полость. Поэтому наш урок называется «Пищеварение в ротовой полости».

Какие органы находятся в ротовой полости?

В ротовой полости находятся:

Протоки слюнных желез

Механическая обработка пищи.

Какова роль языка и зубов?

Язык человека и других млекопитающих образован поперечно -полосатой мышечной тканью, покрытой слизистой оболочкой. Язык выполняет множество разнообразных функций: жевание, глотание, артикуляция речи, восприятие вкуса. Чрезвычайно важна роль языка при сосании молока матери детенышами млекопитающих (включая человека), поэтому язык новорожденного и грудного ребенка относительно большой, толстый и широкий.
Язык имеет удлиненную овальную форму. По бокам он ограничен краями, которые кпереди переходят в верхушку, а кзади – в корень; между верхушкой и корнем расположено тело языка. Верхняя поверхность языка – спинка – выпуклая и значительно длиннее, чем нижняя.

Язык человека образован мышечной тканью. Участвует в механической обработке пищи и восприятии ее вкуса.

Зубы участвуют в пережевывании пищи.

Перед нашим уроком ребята получили задание, узнать о строении зубов у самых знающих людей, у стоматолога. Сейчас они нам расскажут.

Зубы – это обнаженная часть нашего скелета, и каждый зуб – живой орган. Зуб имеет коронку, шейку и корень. Коронки выступают над десной и покрыты крепкой эмалью желтовато-белого цвета. Под эмалью располагается плотное вещество – дентин, дентиновые клетки обеспечивают жизнь зуба, их гибель означает смерть зуба. Шейка зуба охватывается десной. Далее идет корень, покрытый цементом. Внутри зуба находится полость, заполненная мякотью – пульпой, пронизанной кровеносными сосудами и нервными окончаниями, они воспринимают давление на зуб.

У взрослого человека 32 зуба.

Резцы, их по 4 на верхней и нижней челюстях, имеют долотообразную форму и одиночный корень.

Клыки – по 2 на каждой челюсти – имеют коронку с двумя режущими краями, сходящимися под углом, корень одиночный. Резцами и клыками человек откусывает пищу.

Малые коренные зубы – по 4 на каждой челюсти – лежат за клыками. Коронка сдавлена спереди назад, корень одиночный.

Большие коренные зубы – по 6 на каждой челюсти (последний, названный «зубом мудрости», прорезается в возрасте от 12 до 30 лет). Форма коронки кубовидная, верхние зубы имеют 3 корня, нижние – 2.

Заболевания зубов. Эмаль - твердое, но хрупкое вещество. Она легко разрушается, если после горячей пищи сразу употреблять холодную и наоборот. Смена горячего и холодного воздуха происходит и при курении табака. Чем больше при этом контраст температур, тем больше вероятность повреждения эмали. Кроме того, табачный деготь оседает на зубах, образуя желтый налет, который через некоторое время превращается в зубной камень. Снять его можно лишь специальными инструментом или с помощью специальной пасты.

Нарушение эмали приводит к заболеванию кариесом. На месте повреждения образуется углубление дупло. Оно постепенно доходит до пульпы зуба, и инфекция, проникая в нее, вызывает воспаление - пульпит. Признаки пульпита: зубная боль, повышенная чувствительность зуба к горячему и холодному. Если зуб вовремя не вылечить, не запломбировать, он разрушится. Сильное разрушающее воздействие на зубы оказывает молочная кислота, образующаяся при брожении углеводов. Кроме того, сахар является хорошей средой для микробов, находящихся полости рта. Вредно грызть леденцы, орехи - это может привести к механическим повреждения зубов. Разрушение зубов вызывает и недостаток фтора, поэтому в некоторые сорта зубной паст добавляют соли фтора. Но и избыток фтора приводит к повреждениям эмали (фторозу). Для предупреждения фтороза питьевую воду с повышенным содержанием фтора надо кипятит отстаивать или замораживать, т.к. при этом содержание фтора в воде уменьшается.

  1. Сколько раз в день необходимо чистить зубы?
  2. Какую щетку лучше использовать для чистки зубов?
  3. Как необходимо правильно чистить зубы?
  4. Как долго надо чистить зубы?
  5. Как удалить частички пищи между зубами?

Как часто надо посещать стоматолога?

  1. Чистить зубы рекомендуется два раза в день – утром и вечером.
  2. Надо использовать щетку средней жесткости.
  3. Щетку следует вести от десны к коронке. При противоположном движении (от коронки к десне) налет забивается в щели между зубами и деснами, что ведет к образованию камней в области шейки зуба. При боковых движениях слева направо и справа налево очищаются лишь верхние части коронок, что недостаточно. Кроме того, не проводится массаж десен, а без него они нередко начинают кровоточить.
  4. Чистить зубы рекомендуется не только с внешней, но и с внутренней стороны, по 2 – 2,5 минуты на каждой челюсти.
  5. После еды нередко между зубами остаются частицы застрявшей пищи. Их надо удалить зубочистками из пластмассы или дерева. Можно воспользоваться ниткой, протягивая ее между зубами. Металлическими предметами, например иголками, пользоваться нельзя: возможно повреждение эмали. Полоскание рта после еды также содействует очищению зубов.

Один раз в полгода необходимо проводить обследование у стоматолога.

. Во рту слюной пища смачивается. Это облегчает не только ее механическое измельчение, но и подвергает химическому разложению. Увлажненные слюной куски легче разлагаются желудочным соком.

Крупные железы похожи на гроздья винограда, их 3 пары: подъязычные, поднижнечелюстные и околоушные.

Околоушную железу можно обнаружить, если сжать пальцами щеки впереди ушей. Чувствуется, как слюна заполняет рот. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну.

Если слегка сжать кожу под нижней челюстью, тоже начнется выделение слюны в роотовую полость. Это подчелюстная слюнная железа. Подъязычную прощупать не удается, т.к. Она находится глубоко под языком.

Подъязычные железы выделяют самую вязкую слюну. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость.

За сутки у человека выделяется в среднем 1 л слюны. При сухой пище
выделяется много слюны, при влажной — мало.

Слюна состоит из 99,4% воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, т.к. Содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты гниения, которые образуются при разложении остатков пищи во рту под влиянием микробов.

В слюне содержится особое вещество — лизоцим. которое растворяет микробы, вызывая их гибель.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например, птиалин: если пожевать немного булки, не глотая, то можно ощутить сладкий вкус. Как вы думаете почему так происходит? (Крахмал под действием фермента слюны превратился в сахар). Подобным же действием обладает амилаза.

Попробуйте вспомнить вкус лимона и представить себе, что отрезаете ломтик лимона и кладете его в рот. Сразу же почувствуете отделение слюны. Этот рефлекс не постоянный и не врожденный.

Он приобретается в результате жизненного опыта, его называют условным. Слюнные железы связаны через нервную систему со всеми органами. Собака поранила лапку, и в ответ отделяется слюна, которой она с помощью языка зализывает рану. «Плёвая желёзка», как ласково называл И.П.Павлов слюнную железу, была превращена в мощный телескоп, направленный на изучение деятельности мозга.

Действие слюны на крахмал:

Для этого мне нужно 2 помощника

Проведем небольшой эксперимент.

Цель эксперимента: показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал.

Оборудование: накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см., вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода.

Ватную палочку смочите слюной. Напишите букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажмите в руках и подержите некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 мин.).

Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его.

Что происходит с бинтом? Участки, где остался крахмал окрасится в синий цвет. Места, обработанные слюной, останутся светло-коричневыми, так как крахмал в них распался на глюкозы под действием фермента птиалина. Глюкоза действием йода не дает синего окрашивания. Запишем вывод в тетрадь.

Зачитывается каждой команде по 8 определений терминов, встречающихся в изученной теме. Ребята должны закончить эти предложения.

  1. Биологически активные вещества…
  2. Механическая переработка пищи и химическое расщепление ее, которая затем поступает в кровь и клетки называется…
  3. Основные питательные вещества пищевых продуктов…
  4. Механизм желудочного сокоотделения называется…
  5. Все растительные и животные белки состоят из…
  6. Мороженое нельзя запивать горячим чаем потому что…
  7. Почему, если во рту нет слюны или пищи, глотать невозможно…
  8. В чем заключается защитное значение рвотного рефлекса?
  9. Сколько слюнных желез находится в ротовой полости человека…
  10. Функция зубов у человека…
  11. Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой – это…
  12. В состав зуба входят три вещества…
  13. В каком возрасте у детей начинается смена молочных зубов на постоянные?
  14. Великий русский физиолог…
  15. И.П. Павловым была разработана методика наложения постоянной…
  16. Чем заполнена полость зубов у человека?
  17. Выделение слюны происходит…
  18. Как нужно ухаживать за зубами?
  19. Назовите две основные функции питательных веществ…
  20. У взрослых людей постоянных зубов…
  21. Химическая обработка крупных молекул жиров, белков и углеводов …
  22. Расщепление углеводов происходит до…
  23. Расщепление белков происходит до…
  24. Расщепление жиров происходит до…

Каждая команда рассказывает о интересном по данной теме по очереди:

. что все исследовательские работы И.П. Павлов проводил на собаках. В Петербурге в инстуте экспериментальной медицины был установлен памятник собаке со словами Павлова: "Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства."

. что слизистое вещество слюны - муцин способствует обволакиванию пищи и ее перемещению через пищевод в желудок.

. что несколько раз отмечались случаи роста зубов в третий раз. Во Франции в 1886 году был случай Лисона - рост зубов в четвертый раз. Альберттус Хеллвигиус писал в 1680 году о человеке с тремя рядами зубов.

. что при пережевывании пищи челюстные мышцы развивают на коренных зубах усилие до 72 кг, а на резцах - до 20 кг. Для жевания хлеба требуется усилие в 25 кг, для пережевывания жареной телятины - 15 кг.

. что индейцы Северной Америки лечили зубы еще три тысячи лет назад: в одной гробнице обнаружили скелет женщины, у которой несколько зубов были запломбированы цементом неизвестного (пока) состава. Захоронение датируется - ни много, ни мало -1200 годом до нашей эры.

. что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

. что в 1970 году в Дании родился ребенок с восмью зубами, четыре из которых были коренными.

. что в 6-7 лет молочные зубы детей начинают выпадать (корни их рассасываются) и постепенно растут постоянные. Малые коренные и третьи большие коренные (зубы мудрости) вырастают без молочных предшественников.

. что название "молочные" зубы дано Гиппократом, а когда человек "благодаря учению приобретает мудрость" -вырастают зубы "мудрости" - так думал великий древний врач.

. что в 1970 году в Дании родился ребенок с восемью зубами, четыре из которых были коренными.

Вернемся к проблеме поставленной в начале урока: почему виновный человек не мог съесть сухой рис? Можно ли быть совершенно уверенным, что данный человек виновен?

Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает.

Подсчет баллов, отметить самую сильную команду, самых активных учащихся. Выставление оценок

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.

ВложениеРазмер
urok_biologii_8_klass.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка.

Урок по биологии 8 класс

по теме «Органы пищеварения. Зубы.»

Подготовил и провел:

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.

Развивающие : продолжить работу над формированием у учащихся:

осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

навыков частично-поисковой деятельности;

умение применять полученные знания в собственной жизни.

формировать умение вести диалог, выслушивать друг друга;

познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней и пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: рельефная таблица “Строение пищеварительной системы”, расческа с начесанной ватой, зубная щетка, ломтики лимона.

Эпиграф : “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).

Афоризм : Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились со значением пищи и ее составом. Давайте вспомним то, что вы уже узнали.

1.Зачем нашему организму необходим кислород?

2.Что такое пищеварение?

3.Какая система в организме человека переносит питательные вещества к клеткам и тканям?

4.Рассмотри рисунок, назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами.

5. Подумайте, и ответьте на вопрос: какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в химической обработке?

6. Выполнение тестирования

Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какова тема урока? (ответы детей) Какой первый отдел пищеварительного канала? (ответы детей) Правильно, ротовая полость. Запишем тему нашего урока «Органы пищеварения. Зубы.» (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

Учитель рассказывает о строении ротовой полости:

Работа с учебником: с.126: Какую роль выполняют губы? Ответы детей (Захватывание пищи, определение её качества)

Учитель: Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи)

Учитель: Переходим к рассмотрению второго вопроса плана. Каково же строение челюстей у человека? Работа с таблицей и рисунком 62 учебника.

Выполняют задание : работа с учебником (прочитать текст на стр.129 и ответить на вопрос) Вопрос: Сколько у человека зубов? Дайте классификацию зубов по форме и функциям.

Учитель : п/р Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный. (Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу)

Рассматриваются типы зубов, их значение.

Учитель: Рассмотрим строение зуба (рисунок в учебнике стр. 65). Внимательно прослушав текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.

Текст: Части зуба: коронка, шейка, корень. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости, покрыт цементом. Коронка зуба покрыта эмалью – самым прочным веществом в организме человека, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий. Основная масса коронки и корня зуба состоит из дентина. Внутри зуба находится полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. Через неё осуществляется питание ткани зуба.

Вопросы: Где расположен корень зуба? (В ячейке челюстной кости)

Чем покрыт корень зуба? (Цементом)

Чем снаружи покрыта коронка зуба? (Эмалью)

Как называется самое прочное вещество в организме человека? (Эмаль)

Какие функции выполняет эмаль зуба? (Предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий)

Из какого вещества состоит основная масса коронки и корня зуба? (Из дентина)

Что такое пульпа? (Полость внутри зуба, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания)

Каково значение пульпы зуба? (Питает ткани зуба)

Учитель : Как же нужно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми и красивыми?

Учитель : Давайте вспомним, из каких этапов состоит процесс пищеварения?

Ответы детей : (Механической и химической обработки пищи)

Учитель : Где происходит механическая обработка пищи? (В ротовой полости)

Учитель : Какие железы нашего организма участвуют в химической обработке пищи?

Рассказ учителя с использованием таблицы

Железы пищеварительной системы:

Б) поджелудочная железа – железа смешанной секреции

Какой гормон она выделяет в кровь? Какое заболевание развивается у человека, если поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина? О том, как поджелудочная железа и печень участвуют в пищеварении, вы узнаете через урок.

В) мелкие железы слизистой оболочки полости рта, желудка и кишечника

Г) слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные; ( п/р находят местоположение слюнных желез)

Все слюнные железы человека выделяют более 1 л слюны в сутки.

Работа с учебником : с.153: Вопрос: Какие функции выполняет слюна? Ответы детей: (Смачивает пищу, убивает бактерии, расщепляет крахмал до глюкозы). Вопрос: Благодаря каким веществам слюна может выполнять такую роль в организме? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим её состав.

Обучающиеся записывают в тетрадь состав слюны, затем разбираются понятия: ферменты, катализаторы.

На доске схема рефлекторной дуги

Учитель : Вспомните какие рефлексы мы изучали в 7 классе?

Учитель приводит примеры рефлексов:

1) Один берет в рот ложку, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный рефлекс.

А вот другой пример. 2) Представьте, что вам принесли чай с ароматным лимоном. ( учитель показывает лимон, затем его разрезает ). Вопрос: Что вы чувствуете? ( Ответы детей : приятный цитрусовый запах!) Вы почувствовали, что во рту скопилась слюна? Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. Итак, слюна выделяется рефлекторно.

Учитель: Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку.

Рассматривается акт глотания и передвижение пищи по пищеводу в желудок. ( по таблице рассматривают, где находится желудок ), затем продвижение пищи в кишечник и прямую кишку.

Проблемный вопрос : Давайте вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен? (ответы детей )

1) Выполнение тестового задания ( взаимопроверка )

2 ) Работа с таблицей. Перечислите и покажите на рельефной таблице органы, образующие пищеварительный канал. (Пищеварительный канал состоит из ротовой полости - глотки - пищевода - желудка -тонкого кишечника - толстого кишечника).

3) Какие органы и вещества в ротовой полости человека выполняют следующие функции:

механическое измельчение пищи (язык, зубы);

образование пищевого комка (слюна, язык);

частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

определение качества пищи и ее температуры (язык);

орган речи у человека (язык, зубы, губы).

4)Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы:( Один учащийся находит лишний орган, а другой объясняет, почему он лишний. Затем показывает органы пищеварения на таблице):

рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.

Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как это пригодится вам в жизни?

Д/з п.30, 31, проверить свои знания, ответив устно на вопросы стр.128, 131. Зарисовать строение коренного зуба человека и подписать его части.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Проблемное обучение на уроках биологии. Разработка урока биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание"

Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроке биологии в 8 классе по теме "Терморегуляция организма. Закаливание". Второй урок по теме "Покровные органы. Теплорегуляция" в 8 классе.


Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли.


Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли.


методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап.


Урок биологии "Витамины" учитель Воротнёва Н.А.

Филиал МОУ «Ерышовская сош» в с. Каменка. Тема: Витамины и их роль в организме человека. Подготовил и провел: учитель биологии Воротнёвой Н.А. Цель.


Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока: 1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее в начальной школе, .

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок по биологии 8 класс

по теме «Органы пищеварения. Зубы.»

Образовательные: обеспечить усвоение знаний о:

механической и химической обработке пищи в ротовой полости;

свойствах ферментов; рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости;

строении и типах зубов; глотании пищи и передвижении её по пищеводу, желудку и кишечнику.

Развивающие : продолжить работу над формированием у учащихся:

осмысления учебного фактического и дополнительного материала;

навыков частично-поисковой деятельности;

умение применять полученные знания в собственной жизни.

Воспитательные:

формировать умение вести диалог, выслушивать друг друга;

познакомить с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней и пищеварение в ротовой полости.

Оборудование: рельефная таблица “Строение пищеварительной системы”, расческа с начесанной ватой, зубная щетка, ломтики лимона.

Эпиграф : “Сто болезней входит через рот” (Китайская пословица).

Афоризм : Всё в руках человека, поэтому их надо часто мыть.

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Ещё в Древней Индии применяли “испытание рисом”. На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, он не виновен, если нет, то виновен. А плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.

Учитель: На прошлом уроке мы начали изучать пищеварительную систему, познакомились со значением пищи и ее составом. Давайте вспомним то, что вы уже узнали.

1.Зачем нашему организму необходим кислород?

2.Что такое пищеварение?

3.Какая система в организме человека переносит питательные вещества к клеткам и тканям?

4.Рассмотри рисунок, назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами.

5. Подумайте, и ответьте на вопрос: какие вещества, находящиеся в пище, не нуждаются в химической обработке?

6. Выполнение тестирования

Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем изучать процессы, протекающие в органах пищеварения. Какова тема урока? (ответы детей) Какой первый отдел пищеварительного канала? (ответы детей) Правильно, ротовая полость. Запишем тему нашего урока «Органы пищеварения. Зубы.» (Учащиеся записывают в тетрадь тему урока).

Учитель рассказывает о строении ротовой полости:

Работа с учебником: с.126: Какую роль выполняют губы? Ответы детей (Захватывание пищи, определение её качества)

Учитель: Что происходит с пищей в ротовой полости? (В ротовой полости происходит механическая и химическая обработка пищи)

Учитель: Переходим к рассмотрению второго вопроса плана. Каково же строение челюстей у человека? Работа с таблицей и рисунком 62 учебника.

Выполняют задание : работа с учебником (прочитать текст на стр.129 и ответить на вопрос) Вопрос: Сколько у человека зубов? Дайте классификацию зубов по форме и функциям.

Учитель : п/р Сомкните зубы: если верхние резцы выступают вперед, накрывая нижние, значит, прикус у вас правильный. (Учащиеся записывают в тетрадь зубную формулу)

Рассматриваются типы зубов, их значение.

Учитель: Рассмотрим строение зуба (рисунок в учебнике стр. 65). Внимательно прослушав текст, будьте готовы ответить на мои вопросы.

Текст: Части зуба: коронка, шейка, корень. Корень зуба расположен в ячейке челюстной кости, покрыт цементом. Коронка зуба покрыта эмалью – самым прочным веществом в организме человека, которая предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий. Основная масса коронки и корня зуба состоит из дентина. Внутри зуба находится полость – пульпа, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания. Через неё осуществляется питание ткани зуба.

Вопросы: Где расположен корень зуба? (В ячейке челюстной кости)

Чем покрыт корень зуба? (Цементом)

Чем снаружи покрыта коронка зуба? (Эмалью)

Как называется самое прочное вещество в организме человека? (Эмаль)

Какие функции выполняет эмаль зуба? (Предохраняет зуб от стирания и проникновения бактерий)

Из какого вещества состоит основная масса коронки и корня зуба? (Из дентина)

Что такое пульпа? (Полость внутри зуба, в которой находятся кровеносные сосуды и нервные окончания)

Каково значение пульпы зуба? (Питает ткани зуба)

Учитель : Как же нужно ухаживать за зубами, чтобы сохранить их здоровыми и красивыми?

Учитель : Давайте вспомним, из каких этапов состоит процесс пищеварения?

Ответы детей : (Механической и химической обработки пищи)

Учитель : Где происходит механическая обработка пищи? (В ротовой полости)

Учитель : Какие железы нашего организма участвуют в химической обработке пищи?

Рассказ учителя с использованием таблицы

Железы пищеварительной системы:

Б) поджелудочная железа – железа смешанной секреции

Какой гормон она выделяет в кровь? Какое заболевание развивается у человека, если поджелудочная железа вырабатывает недостаточное количество инсулина? О том, как поджелудочная железа и печень участвуют в пищеварении, вы узнаете через урок.

В) мелкие железы слизистой оболочки полости рта, желудка и кишечника

Г) слюнные железы: околоушные, подъязычные, поднижнечелюстные; (п/р находят местоположение слюнных желез)

Все слюнные железы человека выделяют более 1 л слюны в сутки.

Работа с учебником : с.153: Вопрос: Какие функции выполняет слюна? Ответы детей: (Смачивает пищу, убивает бактерии, расщепляет крахмал до глюкозы). Вопрос: Благодаря каким веществам слюна может выполнять такую роль в организме? Чтобы ответить на этот вопрос, изучим её состав.

Обучающиеся записывают в тетрадь состав слюны, затем разбираются понятия: ферменты, катализаторы.

На доске схема рефлекторной дуги

Учитель : Вспомните какие рефлексы мы изучали в 7 классе?

Учитель приводит примеры рефлексов:

1) Один берет в рот ложку, а другой – конфету, и у обоих выделяется слюна. Это безусловный рефлекс.

А вот другой пример. 2) Представьте, что вам принесли чай с ароматным лимоном. (учитель показывает лимон, затем его разрезает).Вопрос: Что вы чувствуете? (Ответы детей: приятный цитрусовый запах!) Вы почувствовали, что во рту скопилась слюна? Это условный рефлекс. Он приводит к выделению слюны при виде, запахе пищи или при мыслях о еде. Если человеку не знакома какая-то пища, выделение слюны происходить не будет. Итак, слюна выделяется рефлекторно.

Учитель: Пережеванный, смоченный слюной, скользкий комочек пищи поступает в глотку.

Рассматривается акт глотания и передвижение пищи по пищеводу в желудок. (по таблице рассматривают, где находится желудок), затем продвижение пищи в кишечник и прямую кишку.

Закрепление.

Проблемный вопрос : Давайте вернемся к вопросу, который я задала вам в начале урока. Так почему же виновный человек не смог съесть сухой рис? А можно ли быть уверенным на 100%, что данный человек виновен? (ответы детей)

1) Выполнение тестового задания (взаимопроверка)

2 ) Работа с таблицей. Перечислите и покажите на рельефной таблице органы, образующие пищеварительный канал. (Пищеварительный канал состоит из ротовой полости - глотки - пищевода - желудка -тонкого кишечника - толстого кишечника).

3) Какие органы и вещества в ротовой полости человека выполняют следующие функции:

механическое измельчение пищи (язык, зубы);

образование пищевого комка (слюна, язык);

частичное расщепление углеводов (ферменты слюны);

определение качества пищи и ее температуры (язык);

орган речи у человека (язык, зубы, губы).

4)Найдите ошибку в порядке расположения органов пищеварительной системы:( Один учащийся находит лишний орган, а другой объясняет, почему он лишний. Затем показывает органы пищеварения на таблице):

рот- глотка- трахея- пищевод- желудок - тонкая кишка- толстая кишка-прямая кишка.

Рефлексия: Что нового узнали на уроке? Как это пригодится вам в жизни?

Читайте также: