При осмотре полости рта пациента врач обратил внимание на меловидные пятна на буграх 25 зуба

Обновлено: 24.09.2022

На самом деле нумерация зубов в стоматологии схему имеет достаточно простую, четкую и доступную – она создавалась для того, чтобы облегчить «учет» зубных единиц у пациентов и привести его к каким-то единым стандартам. Ведь если каждый стоматолог начнет считать зубные единицы, как ему вздумается, ничего хорошего из этого точно не выйдет. Особенно если впоследствии пациент попадет на прием к другому врачу и тот просто не поймет, что за номера зубов указаны в медицинской карте и какое же лечение в итоге проводилось ранее.

Как считают зубы стоматологи: схема расположения и принципы нумерации

Каждая зубная единица имеет собственные функции, в зависимости от строения и расположения на челюсти. Так, резцы предназначены для откусывания кусочков пищи, клыки помогают удерживать твердую пищу и «отрывать» неподатливые кусочки, премоляры нужны для первичной обработки, а плотные «толстенькие» моляры предназначены для тщательного жевания и перетирания еды. Порядок зубов во рту, соответственно, будет таким: на каждой челюсти четыре резца, два клыка, четыре премоляра (по два с каждой стороны) и шесть моляров (по три с каждой стороны).

Анатомия зубов взрослого человека: номера и названия зубов верхней и нижней челюсти

Если у вас возникла проблема, похожая на описанную в данной статье, обязательно обратитесь к нашим специалистам. Не ставьте диагноз самостоятельно!

Почему стоит позвонить нам сейчас:

  • Ответим на все ваши вопросы за 3 минуты
  • Бесплатная консультация
  • Средний стаж работы врачей – 12 лет
  • Удобство расположения клиник

Но если сказать просто «шестой зуб», то как понять, верхний он или нижний, и на какой стороне челюсти – левой или правой – располагается? Для устранения путаницы в этом вопросе принято обозначать зубы человека по номерам с указанием сегмента челюсти, на котором они расположены. Сегменты считают так: правый верхний является первым и обозначается десяткой перед номером конкретного зуба (например, 11-й – это центральный правый верхний резец, 16-й – правый верхний моляр, следующий сразу за премолярами, и т.д.), левый верхний – двадцаткой. Соответственно, левый нижний обозначается тридцаткой, а правый нижний – числом 40. То есть сегменты челюстей нумеруются по часовой стрелке, так намного легче запомнить порядок и при случае посчитать.

Как выглядит схема зубов у ребенка с номерами каждой единицы?

Схема молочных зубов у детей отличается от схемы с номерами у взрослых. Врачи специально обозначают молочные зубки другими цифрами, чтобы не путаться самим и не путать пациентов: ведь ребенок, который лечил в детстве молочный прикус, вскоре вырастет и станет ходить к стоматологу для лечения уже постоянных зубных единиц. И если в обоих случаях применять одинаковую нумерацию, то в истории лечения будет невероятная путаница – а ведь такая история в стоматологической карте зачастую крайне важна для дальнейшего грамотного и эффективного устранения проблем зубочелюстной системы.

Схема молочных зубов у ребенка: верхняя и нижняя челюсти.

Поэтому молочные зубы у детей порядок нумерации имеют такой: порядковый номер остается таким же, как и у взрослых (1-й, 2-й – резцы, 3-й – клык, и т.д.), а вот сегменты челюстей обозначаются числами 50 и 60 для правого и левого верхних сегментов и числами 70 и 80 для левого и правого нижних соответственно. И когда стоматолог сообщает родителям, что у их ребенка кариес 82-го зуба, не нужно сразу представлять себе акуленка с несколькими рядами острых молочных зубок, речь идет всего лишь о втором нижнем правом резце. Постоянные зубы у детей по схеме подсчета ничем не отличаются от схемы коренных зубов взрослого человека.

Порядок роста молочных зубов у детей.

Международная система Виола: удобная схема расположения зубов у человека по номерам

Однако многие люди, дочитав до этого места, могут сказать: но нам же считали зубы совсем по-другому, и в карте записаны совсем другие обозначения! Все верно, ведь кроме системы Виола существует еще несколько систем, которые могут применяться врачами-стоматологами.

Какие еще существуют варианты названия зубов у человека по номерам?

Среди стоматологов распространены еще три системы, которые могут использоваться для обозначения и записи зубных единиц:

  • Универсальная буквенно-цифровая система, разработанная Американской ассоциацией врачей-стоматологов.
  • Система Зигмонди-Палмера. Одна из старейших систем подсчета (была создана еще в 1876 году), ее достаточно часто применяют в своей практике челюстно-лицевые хирурги и стоматологи-ортодонты.
  • Система Хадерупа.

Все они по-своему удобны и просты в применении, причем во всех таких системах расположение зубов по номерам у взрослых и у детей обозначается по-разному.

Строение зубного ряда: резцы, премоляры и моляры.

Буквенно-цифровая система

Для молочных зубок в записи используют строчные (маленькие) латинские буквы, а вместо цифр иногда указывают также буквенные значения от А до К, подсчитывая зубные единицы по часовой стрелке от правого верхнего резца.

Система Зигмонди-Палмера

В старых, а порой и в новых стоматологических амбулаторных картах можно увидеть специальную табличку для записи состояния зубных единиц, основанную на квадратно-цифровой системе Зигмонди-Палмера. Порядок роста зубов взрослого человека здесь обозначен привычными нам арабскими цифрами от 1 до 8, для детских – используют римские цифры от I до V. Номера челюстных сегментов здесь не указываются, данные просто заносятся в соответствующие части таблицы-схемы. Система достаточно удобная и наглядная, но в устной беседе может вызвать затруднения при указании конкретной зубной единицы.

Система Хадерупа

Эта система очень похожа на описанную выше квадратно-цифровую, только к номерам здесь добавляются знаки «+» и «–», обозначающие, соответственно, верхнюю и нижнюю челюсти. Как определить номер зуба по такой системе? Очень просто: например, верхний клык будет иметь обозначение 3+, нижний – 3-. Что касается указания сегментов, то в цифровом обозначении они отсутствуют, зато расположение наглядно видно в соответствующей табличке-схеме.

Для молочных к порядковому номеру прибавляют 0, то есть тот же верхний клык запишут как 03+.

Каждый зуб в стоматологии имеет свое название и порядковый номер.

Если у вас возникла проблема, похожая на описанную в данной статье, обязательно обратитесь к нашим специалистам. Не ставьте диагноз самостоятельно!

Почему стоит позвонить нам сейчас:

  • Ответим на все ваши вопросы за 3 минуты
  • Бесплатная консультация
  • Средний стаж работы врачей – 12 лет
  • Удобство расположения клиник

Как видим, ничего сверхсложного в профессиональных системах подсчета нет, любой пациент может быстро и легко разобраться, как узнать номер зуба по той или иной системе. Врач-стоматолог клиники «32 Дент» Чепиков Сергей Сергеевич советует всем неравнодушным к своему здоровью людям освоить эту нехитрую «стоматологическую грамоту». Ведь так и вопрос врачу задать будет проще, и обозначить имеющуюся проблему, и сразу понять, о чем вам рассказывает стоматолог.

Воронина Екатерина Юрьевна

Главный врач сети клиник «32дент», врач стоматолог-терапевт, врач стоматолог-эндодонтист, врач стоматолог-детский

Почему появляются меловидные пятна на зубах

Иногда на зубах можно заметить пятна меловидного цвета. Причин на это может быть много. И все они разные. Меловидные пятна обычно появляются на тех участках эмали, на которых нарушена их минерализация.

Если они образуются из-за неправильной гигиены зубов или пятина возникают по причине несбалансированного питания, то устранить такие пятна можно с помощью отбеливающих паст, не содержащих фтор. Белые пятна могут появиться, если эмаль зуба начинает отслаиваться.

Заболевание может развиться на одном зубе или затронуть зубы всего зубного ряда. Другой причиной возникновения меловидных пятен является флюороз, при котором в организме накапливается большое количество фтористых соединений.

Кариозные причины появления меловидных пятен

Развитие кариеса может стать причиной изменения цвета эмали. При наличии кариеса пятна обычно появляются на шейке зуба, и они начинают болезненно реагировать на горячее и холодное.

При появлении пятен кариесной природы стоматологи рекомендуют использовать для чистки зубов специальную пасту для лечения этого заболевания и ополаскивать рот после каждого приема пищи.

Пятна на зубах взрослого человека

меловидные пятна на зубах

Меловидные пятна на зубах взрослого человека могут сигнализировать о заболевании зубов кариесом. Кариес разрушает зубы, если за ними не ухаживают тщательным образом. Тогда в межзубных пространствах остаются пищевые волокна, которые являются питательной средой для болезнетворных микробов. Они начинают выделять органические кислоты, которые способствуют вымыванию кальция из зубов.

Меловидные пятна на зубах ребенка

Меловидные пятна на молочных зубах могут появиться, если зубы имеют определенные проблемы. Причиной возникновения пятен может быть тонкий слой эмали. В этом случае пятна распространяются по всей поверхности зуба, но обычно на молочных зубах пятна появляются на ограниченных участках эмали.

Причины появления меловидных пятен на молочных зубах

1. Кариес, который в начальной стадии развития происходит в виде меловидных пятен, заболевание постоянно расширяется и проникает вглубь эмали. Ребенок начинает жаловаться на зубную боль.

2. Часто миловидные пятна на зубах появляются из-за тех заболеваний, которыми ребенок переболел в период формирования и роста молочных зубов.

Лечение меловидных пятен на зубах

меловидное пятно на зубе лечение

Современные методы лечения белых пятен на эмали могут остановить развитее заболевания. Способ лечения зависит от факторов, которые стал причиной заболевания.

1. Если пятна появились в результате вымывания минералов, то проводят реминерализацию зубной эмали, что повышает ее сопротивляемость к различным заболеваниям. При этом способе лечения на зубы наносят специальные пасты, которые постепенно наращивают слой минералов на эмали и ее разрушение прекращается.

2. При диагностировании флюороза зубы лечат электрофорезом или аппликацией. Для пациента изготавливают специальные зубные капы, которые наполняют лекарственными средствами и надевают на зубы.

Профилактика заболевания

  • Тщательно выполнять гигиенические процедуры по уходу за зубами и полостью рта.
  • Соблюдать такой рацион питания, в котором сбалансированы продукты животного и растительного происхождения, богатые витаминами и минералами.
  • Исключить употребление сдобных кондитерских изделий и сладкую газированную воду.
  • Принимать комплекс поливитаминов.
  • Регулярно проходить проверку зубов у стоматолога.

При обнаружении на зубах меловидных пятен надо обязательно записаться на прием к стоматологу, который поможет определить природу возникновения таких пятен и даст рекомендации и назначит курс лечения.

В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная О., 38 лет, с жалобами на кратковременные боли в 25 зубе при приеме пищи. Боль появилась после выпадения пломбы 2 месяца назад.

Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 25 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам кариозной полости, реакция на холод болезненная, перкуссия безболезненна.

1. Поставьте диагноз.

2. Какой класс кариозной полости по Блэку?

3. Назовите методы обследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.

4. Проведите дифференциальную диагностику.

5. Назовите этапы лечения.

Эталон ответа к задаче № 12.

1. Глубокий кариес 25 зуба.

2. V класс по Блэку.

4. Со средним кариесом, хроническим пульпитом, хроническим верхушечным периодонтитом.

5. Анестезия, препарирование кариозной полости, медикаментозная обработка кариозной полости, наложение лечебной прокладки (по показаниям), наложение изолирующей прокладки, пломбирование.

Задача №13.

Больная А., 42 лет, обратилась в клинику терапевтической стоматологии с целью санации. Объективно: на оральных поверхностях 33, 32, 31, 41, 42, 43 зубов наблюдается зубной камень, покрывающий 1/3 коронки.

1. С помощью каких инструментов можно провести удаление зубного камня?

2. Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного камня?

3. Дайте рекомендации пациенту по гигиене полости рта.

4. Чем заканчивается процедура удаления зубного камня?

5. На что следует обратить внимание врачу после удаления зубного камня?

Эталон ответа к задаче № 13.

1. Удаление зубного камня можно провести механическим путем с помощью экскаваторов, крючков для снятия назубных отложений, кюретажных ложек; аппаратным путем с помощью ультразвука, пьезоэлектрического скейлера.

2. Использование врачом индивидуальной маски, очков (щитка), перчаток, медицинской шапочки.

3. Чистить зубы после каждого приема пищи; профессиональная чистка зубов 2 раза в год.

4. Полированием твердых тканей зуба и нанесением фторсодержащих препаратов.

5. Провести осмотр зубов для выявления кариозных полостей скрытых назубными отложениями.

Задача №14.

В клинику терапевтической стоматологии обратился пациент Б., 35 лет, с целью санации.

При осмотре: небные поверхности зубов верхней челюсти и язычные поверхности зубов нижней челюсти покрывает налет темно-коричневого цвета до 1/2 коронки зуба.

1. Какое назубное отложение имеет место?

2. С помощью каких инструментов можно провести удаление данного зубного отложения?

3. Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного налета?

4. Дайте рекомендации по гигиене полости рта.

5. Что может скрывать налет курильщика?

Эталон ответа к задаче № 14.

1. Налет курильщика.

2. Удаление данного зубного отложения можно провести механическим путем с помощью щеток и чистящей пасты; аппаратным путем с помощью ультразвука, пьезоэлектрического скейлера, пескоструйной обработки.

3. Использование врачом индивидуальной маски, очков (щитка), перчаток, медицинской шапочки.

4. Чистить зубы после каждого приема пищи; профессиональная чистка зубов 2 раза в год; отказ от курения.

5. Очаги деминерализации твердых тканей зуба.

2. Некариозные поражения твердых тканей зуба

Задача № 1.

В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 17 лет с жалобами на наличие светло-коричневых пятен на резцах верхней и нижней челюстей. При зондировании поверхность пятен гладкая, эмаль блестящая.

Из анамнеза известно, что с 3 до 7 лет больная проживала в местности с содержанием фтора в воде 2,5 мг/л.

1. Поставьте диагноз.

2. Проведите диф.диагностику.

3. Назначьте лечение.

4. Назовите меры профилактики при данной патологии.

5. Что явилось причиной развития заболевания?

Эталон ответа к задаче № 1.

1. Флюороз, пятнистая форма.

2. С меловидно-крапчатой формой флюороза, с пятнистой формой гипоплазии, с кариесом в стадии пятна.

3. Общая и местная реминерализирующая терапия. Реставрация композитами.

4. Очистка воды, замена питьевого водоисточника, исключение искусственного вскармливания детей, вывоз детей.

5. Избыточное поступление фтора в организм человека с питьевой водой.

Задача № 2.

При осмотре полости рта пациента врач обратил внимание на меловидные пятна на буграх 25 зуба, границы пятен нечеткие, поверхность гладкая.

Из анамнеза: пятна появились сразу после прорезывания 25, неприятных ощущений не вызывают, в размерах не изменялись.

1. Назовите наиболее вероятный диагноз.

2. Проведите дифдиагностику.

3. Назовите наиболее вероятную причину таких изменений твердых тканей зуба.

4. Какие дополнительные методы обследования можно провести?

5. Назначьте лечение.

Эталон ответа к задаче № 2.

6. Местная гипоплазия, пятнистая форма.

7. С меловидно-крапчатой формой флюороза, с пятнистой формой флюороза, с кариесом в стадии пятна.

8. Воспалительный процесс у верхушек корней временного зуба .

9. Окрашивание пятен красителями для дифдиагностики от кариеса зубов.

10. Лечение не требуется.

Задача № 3.

Пациент 25 лет, обратился с целью санации полости рта. При осмотре на вестибулярной поверхности, ближе к режущему краю, выявлены точечные углубления в эмали 11, 21 зубов, дно углублений пигментировано.

Из анамнеза: углубления появились сразу после прорезывания, пигментировались позже, неприятных ощущений не вызывают. Проживает в местности с умеренным климатом и концентрацией фтора в питьевой воде 1 мг/л.

1. Поставьте диагноз.

2. Проведите дифференциальную диагностику.

3. Что могло быть причиной этого заболевания?

4. Назначьте лечение.

5. Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать?

Эталон ответа к задаче № 3.

6. Местная гипоплазия, эрозивная форма.

7. С меловидно-крапчатой формой флюороза, с пятнистой формой гипоплазии, с кариесом в стадии пятна, поверхностным кариесом.

8. Нарушение обменных процессов в развивающемся зубе под влиянием различных заболеваний, инфекции, проникающей радиации. Гипоплазия возникает у детей, перенесших поражение ЦНС, гемолитическую желтуху, рахит, желудочно-кишечные заболевания, эндокринную патологию, при врожденном сифилисе.

9. Курс комплексной реминерализирующей терапии. Реставрация дефектов коронок зубов пломбировочными материалами.

10. Композиционные материалы светового отверждения: Харизма, Геркулайт, Венус, Филтек и другие.

Задача № 4.

В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 46 лет с жалобами на боли в 12 зубе при накусывании. Боли появились после того, как пациентка пыталась разгрызть грецкий орех.

Объективно: 12 зуб подвижен в вестибулярно-оральном направлении, перкуссия болезненна, ЭОД=15 мкА.

1. Поставьте диагноз.

2. Какие дополнительные методы обследования нужно провести для уточнения диагноза?

3. Тактика врача.

4. В каком случае следует депульпировать зуб?

5. Назначьте общее лечение.

Эталон ответа к задаче № 4.

1. Неполный вывих 12 зуба.

2. Рентгенологическое обследование, повторная электроодонтодиагностика.

3. Шинирование, выведение зуба из прикуса, диспансерное наблюдение.

4. При некрозе пульпы (снижение ЭОД, изменение цвета коронки зуба).

5. Анальгетики, поливитамины, препараты кальция.

Задача № 5.

Больной 18 лет обратился с жалобами на боли в 11 зубе, возникшие сразу после травмы. При осмотре: коронка 11 зуба отломана на 1/2 длины, полость зуба вскрыта, пульпа кровоточит, резко болезненна при зондировании.

1. Поставьте диагноз.

2. Назовите дополнительные методы диагностики.

3. Составьте план лечения.

4. Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.

5. Назовите способы реставрации.

Эталон ответа к задаче № 5.

6. Перелом коронки 11 зуба, 3 класс по Эллису.

7. Рентгенография зуба для исключения вывиха, перелома корня.

8. Депульпирование, пломбирование корневого канала, реставрация коронки зуба.

9. Композиты светового отверждения.

10. Реставрация с использованием стекловолоконного штифта и композита, реставрация при помощи вкладки и металлокерамической, керамической коронки.

Задача № 6.

В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 35 лет с жалобами на скол угла коронки 22 зуба, произошедший во время приема твердой пищи.

Объективно: медиальный угол коронки 22 отломан в переделах дентина, зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, перкуссия безболезненна.

1. Поставьте диагноз.

2. Назовите методы обследования для уточнения диагноза.

3. Какой метод лечения показан в этом случае.

4. Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.

5. Какие рекомендации следует дать пациенту после восстановления коронки зуба?

Эталон ответа к задаче № 6.

1. Перелом коронки 22 зуба, 1 класс по Эллису.

2. Электроодонтодиагностика, термометрия, определение подвижности, рентгенография.

3. Реставрация коронки 22 зуба.

4. Композиты светового отверждения.

5. Ограничить нагрузку при приеме пищи на 22 зуб, исключить откусывание твердой пищи 22 зубом, исключить прием окрашивающей зубы пищи в течение первых суток после пломбирования.

Задача № 7.

В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 46 лет с целью санации. При осмотре на вестибулярной поверхности в пришеечной области 23 зуба обнаружен дефект в виде клина. При зондировании стенки дефекта гладкие, безболезненные.

1. Поставьте диагноз.

2. Проведите диф.диагностику.

3. Назовите причины возникновения данного заболевания.

4. Существуют ли эффективные меры профилактики этой патологии?

5. Назначьте лечение.

Эталон ответа к задаче № 7.

1. Клиновидный дефект 23 зуба.

2. С кариесом, эрозией эмали.

3. Неправильная чистка зубов, патология пародонта, травматическая окклюзия.

4. Лечение патологии пародонта. Избирательное пришлифовывание. Своевременное протезирование.

5. Реставрация дефекта твердых тканей зуба (композиты, компомеры, стеклоиономеры). Избирательное пришлифовывание.

Задача № 8.

Больная 43 лет обратилась с жалобами на боли в передних зубах верхней челюсти от кислого, холодного, наличие дефектов в этих зубах.

Анамнез: дефекты появились 5 лет назад, боли от холодного появились 3 месяца назад. Страдает тиреотоксикозом.

При осмотре: на вестибулярной поверхности экваториальной области 12,11,21,22, вогнутые дефекты эмали овальной формы, размером до 0,3 см с гладким, плотным дном.

1. Поставьте диагноз.

2. Проведите диф.диагностику.

3. Назовите стадии этого заболевания.

4. Укажите причины возникновения.

5. Назначьте лечение.

Эталон ответа к задаче № 8.

1. Эрозия эмали 12,11,21,22.

2. С кариесом, клиновидным дефектом.

3. Активная стадия и стадия стабилизации.

4. Потребление цитрусовых, неблагоприятные факторы производственной среды (кислоты, металлическая и минеральная пыль), нейродистрофические процессы, которые вызывают декальцинацию твердых тканей зуба.

5. Реминерализирующая терапия с последующей реставрацией твердых тканей зубов фотокомпозитами.

Задача № 9.

Больной 38 лет обратился с жалобами на боли от температурных и химических раздражителей в передних зубах верхней и нижней челюстей. Работает на предприятии химической промышленности. При осмотре 12,11,21,22,32,31,41,42 снижена высота коронок на 1/3, по режущему краю оголен пигментированный плотный дентин, зондирование безболезненное.

1. Поставьте диагноз.

2. Проведите диф.диагностику.

3. Объясните этиологию этого заболевания.

4. Назначьте лечение.

5. Укажите методы профилактики этого заболевания.

Эталон ответа к задаче № 9.

1. Кислотный некроз 12,11,21,22,32,31,41,42 зубов.

2. С множественным кариесом (в стадии пятна, поверхностным и средним), с гипоплазией, с эрозивной и деструктивной формами флюороза, наследственными поражениями зубов (несовершенным амелогенезом, мраморной болезнью, синдромом Стентона-Капдепона).

3. Действие различных кислот или кислых продуктов на эмаль и дентин, негативные факторы производства.

4. Комплексная реминерализирующая терапия. Восстановление высоты коронок фотокомпозитом или ортопедическими конструкциями.

5. Улучшение условий труда, герметизация производственных процессов, применение индивидуальных защитных средств, организация щелочных полосканий в цехах.

Задача № 10.

Больная, 31 год, обратилась с жалобами на резкую боль от холодного воздуха, чувство оскомины в зубах верхней и нижней челюстей. При осмотре обнаружено обнажение шеек зубов без нарушения целостности твердых тканей. Легкое прикосновение к зубам также вызывает болезненность.

1. Поставьте диагноз.

2. Какое общее лечение можно назначить?

3. Какие физиопроцедуры необходимы при данной патологии?

4. Какими препаратами можно проводить местное лечение?

5. Почему не целесообразно проводить местное лечение 30% водным раствором нитрата серебра?

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

© cyberpedia.su 2017-2020 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!


4
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
1. Кариес зубов
Задача № 1.1.
Пациент Р., 34 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на боль в 15 при приеме твердой пищи, боль появилась месяц назад.
Объективно: на жевательной поверхности 15 глубокая кариозная полость, зондирование болезненное по дну полости, реакция на холод болезненная, кратковременная.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3.
Какими дополнительными методами обследования можно подтвердить диагноз?
4.
Проведите дифференциальную диагностику.
5. Какой метод обезболивания потребуется?
Задача №1.2.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная Д., 16 лет, с целью санации. При осмотре на вестибулярной поверхности 21 в пришеечной области обнаружено меловидное пятно размером 0,3 см на 0,4 см. При зондировании поверхность пятна гладкая. Со слов больной стало известно, что пятно появилось 3 месяца назад.
1. Поставьте предварительный диагноз.
2. Назовите дополнительные методы обследования.
3. Проведите дифференциальную диагностику.
4. Назначьте лечение.
5. Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
Задача №1.3.
Пациент Л. обратился с целью санации. Жалоб не предъявляет.
Объективно: на вестибулярной поверхности 11 в пришеечной области меловидное пятно с нечеткими границами диаметром до 0,3 см., поверхность пятна гладкая, реакции на температурные раздражители отсутствует.
1.
Поставьте предварительный диагноз.
2.
Назовите дополнительные методы обследования.
3.
Проведите дифференциальную диагностику.
4.
Составьте план лечения.
5.
Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
Задача №1.4.
Пациент А., 30 лет, обратился к врачу-стоматологу с жалобами на быстропроходящую боль от сладкого в 25 зубе, боль появилась месяц назад.


5
Объективно: На жевательной поверхности 25 кариозная полость в пределах эмали, зондирование безболезненное, реакция на холод безболезненная.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3.
Назовите дополнительные методы обследования.
4.
Проведите дифференциальную диагностику.
5.
Какие пломбировочные материалы следует использовать?
Задача № 1.5.
Больной К., 23 года, обратился с жалобами на кратковременные боли от температурных раздражителей в 16 зубе. При осмотре на коронке видимых кариозных полостей не наблюдается, при орошении зуба холодной водой отмечается кратковременная боль.
На внутриротовой рентгенограмме на апроксимально-дистальной поверхности отмечается нарушение структуры твердых тканей зуба в средних слоях дентина.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3.Какие особенности препарирования таких кариозных полостей?
4.Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать для лечения?
5.Почему при пломбировании необходимо восстановить контактный пункт?
Задача № 1.6.
Больной Р., 26 лет, обратился с жалобами на кратковременные боли в 13 зубе при приеме холодной пищи. 13 зуб год назад был лечен по поводу неосложненного кариеса. Боли появились 2 месяца назад после выпадения пломбы.
Объективно: на контактно-медиальной поверхности 13 зуба кариозная полость средней глубины. Режущий край сохранен. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, перкуссия безболезненна.
1. Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3. Назовите методы исследования, необходимые для уточнения диагноза.
4. Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать для лечения?
5.
Каковы особенности пломбирования таких полостей?
Задача №1.7.
В клинику терапевтической стоматологии обратился больной К., 24 лет, с жалобами на кратковременные боли в 37 зубе при приеме пищи. Боли появились 2 месяца назад. При объективном осмотре на апроксимально-


6 дистальной поверхности 37 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам кариозной полости , перкуссия безболезненна.
1. Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3. Назовите дополнительные методы обследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
4. Проведите дифференциальную диагностику.
5.
Назовите этапы лечения.
Задача №1.8.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная М., 30 лет, с жалобами на кратковременные боли в 24 зубе при приеме пищи. Боль появилась после выпадения пломбы месяц назад. Объективно: на апроксимально-медиальной поверхности 24 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам полости, реакция на холод болезненная, кратковременная, перкуссия безболезненна.
1. Поставьте диагноз.
2. Какой класс кариозной полости по Блэку?
3. Назовите дополнительные методы исследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
4. Проведите дифференциальную диагностику.
5. Назовите этапы лечения.
Задача №1.9.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная К., 25 лет, с жалобами на кратковременные боли в 17 зубе при приеме пищи. Пять дней назад 17 зуб был лечен по поводу среднего кариеса, пломба выполнена из материала «Эвикрол», прокладка из фосфатного цемента «Унифас».
Объективно: на жевательной поверхности 17 зуба пломба. Перкуссия 17 безболезненна.
1.
Каковы причины жалоб пациентки?
2.
Перечислите, врачебные ошибки, которые могли привести к данной клинической ситуации.
3.
Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?
4.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
5.
Тактика врача в этой ситуации.
Задача №1.10.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная А., 45 лет, с жалобами на выпадение пломбы из 12 зуба, боль от холодного, сладкого в 12 зубе.
Из записей в медицинской карте стало известно, что 12 зуб полгода назад лечен по поводу среднего кариеса, пломбирование проведено материалом
«
Эвикрол».


7
Объективно: на контактно-латеральной поверхности 12 зуба кариозная полость средней глубины. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, реакция на холод болезненная, кратковременная. Перкуссия безболезненная.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3. Назовите возможные причины выпадения пломбы.
4. Какие дополнительные методы обследования необходимо провести?
5.
Каким пломбировочным материалом целесообразнее провести пломбирование кариозной полости?
Задача №1.11.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная А. 45 лет с жалобами на выпадение пломбы из 11 зуба.
Объективно: на латеральной поверхности 11 зуба глубокая кариозная полость с разрушением режущего края коронки. Зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе и дну полости, реакция на холод болезненная, кратковременная, перкуссия безболезненная.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какой класс кариозной полости по Блэку?
3.
Проведите дифференциальную диагностику.
4.
Какое обезболивание следует провести?
5.Каким материалом целесообразнее восстановить данный дефект?
Задача №1.12.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная О., 38 лет, с жалобами на кратковременные боли в 25 зубе при приеме пищи. Боль появилась после выпадения пломбы 2 месяца назад.
Объективно: на вестибулярной поверхности в пришеечной области 25 зуба глубокая кариозная полость. Зондирование болезненно по дну и стенкам кариозной полости, реакция на холод болезненная, перкуссия безболезненна.
1. Поставьте диагноз.
2. Какой класс кариозной полости по Блэку?
3. Назовите методы обследования, которые нужно провести для уточнения диагноза.
4. Проведите дифференциальную диагностику.
5. Назовите этапы лечения.
Задача №1.13.
Больная А., 42 лет, обратилась в клинику терапевтической стоматологии с целью санации. Объективно: на оральных поверхностях 33, 32, 31, 41, 42, 43 зубов наблюдается зубной камень, покрывающий 1/3 коронки.
1. С помощью каких инструментов можно провести удаление зубного камня?


8 2. Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного камня?
3. Дайте рекомендации пациенту по гигиене полости рта.
4. Чем заканчивается процедура удаления зубного камня?
5. На что следует обратить внимание врачу после удаления зубного камня?
Задача №1.14.
В клинику терапевтической стоматологии обратился пациент Б., 35 лет, с целью санации.
При осмотре: небные поверхности зубов верхней челюсти и язычные поверхности зубов нижней челюсти покрывает налет темно-коричневого цвета до 1/2 коронки зуба.
1. Какое назубное отложение имеет место?
2. С помощью каких инструментов можно провести удаление данного зубного отложения?
3.
Какие средства защиты следует использовать врачу во время процедуры удаления зубного налета?
4. Дайте рекомендации по гигиене полости рта.
5. Что может скрывать налет курильщика?
2. Некариозные поражения твердых тканей зуба
Задача № 2.1.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 17 лет с жалобами на наличие светло-коричневых пятен на резцах верхней и нижней челюстей. При зондировании поверхность пятен гладкая, эмаль блестящая.
Из анамнеза известно, что с 3 до 7 лет больная проживала в местности с содержанием фтора в воде 2,5 мг/л.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Назначьте лечение.
4.
Назовите меры профилактики при данной патологии.
5.
Что явилось причиной развития заболевания?
Задача № 2.2.
При осмотре полости рта пациента врач обратил внимание на меловидные пятна на буграх 25 зуба, границы пятен нечеткие, поверхность гладкая.
Из анамнеза: пятна появились сразу после прорезывания 25, неприятных ощущений не вызывают, в размерах не изменялись.
1.
Назовите наиболее вероятный диагноз.
2.
Проведите дифдиагностику.
3.
Назовите наиболее вероятную причину таких изменений твердых тканей зуба.


9 4.
Какие дополнительные методы обследования можно провести?
5.
Назначьте лечение.
Задача № 2.3.
Пациент 25 лет, обратился с целью санации полости рта. При осмотре на вестибулярной поверхности, ближе к режущему краю, выявлены точечные углубления в эмали 11, 21 зубов, дно углублений пигментировано.
Из анамнеза: углубления появились сразу после прорезывания, пигментировались позже, неприятных ощущений не вызывают. Проживает в местности с умеренным климатом и концентрацией фтора в питьевой воде 1 мг/л.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите дифференциальную диагностику.
3.
Что могло быть причиной этого заболевания?
4.
Назначьте лечение.
5.
Какие пломбировочные материалы целесообразно использовать?
Задача № 2.4.
В клинику терапевтической стоматологии обратилась больная 46 лет с жалобами на боли в 12 зубе при накусывании. Боли появились после того, как пациентка пыталась разгрызть грецкий орех.
Объективно: 12 зуб подвижен в вестибулярно-оральном направлении, перкуссия болезненна, ЭОД=15 мкА.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какие дополнительные методы обследования нужно провести для уточнения диагноза?
3.
Тактика врача.
4.
В каком случае следует депульпировать зуб?
5.
Назначьте общее лечение.
Задача № 2.5.
Больной 18 лет обратился с жалобами на боли в 11 зубе, возникшие сразу после травмы. При осмотре: коронка 11 зуба отломана на 1/2 длины, полость зуба вскрыта, пульпа кровоточит, резко болезненна при зондировании.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Назовите дополнительные методы диагностики.
3.
Составьте план лечения.
4.
Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
5.
Назовите способы реставрации.
Задача № 2.6.
В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 35 лет с жалобами на скол угла коронки 22 зуба, произошедший во время приема твердой пищи.


10
Объективно: медиальный угол коронки 22 отломан в переделах дентина, зондирование болезненно по эмалево-дентинной границе, перкуссия безболезненна.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Назовите методы обследования для уточнения диагноза.
3.
Какой метод лечения показан в этом случае.
4.
Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
5.
Какие рекомендации следует дать пациенту после восстановления коронки зуба?
Задача № 2.7.
В клинику терапевтической стоматологии обратился больной 46 лет с целью санации. При осмотре на вестибулярной поверхности в пришеечной области
23 зуба обнаружен дефект в виде клина. При зондировании стенки дефекта гладкие, безболезненные.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Назовите причины возникновения данного заболевания.
4.
Существуют ли эффективные меры профилактики этой патологии?
5.
Назначьте лечение.
Задача № 2.8.
Больная 43 лет обратилась с жалобами на боли в передних зубах верхней челюсти от кислого, холодного, наличие дефектов в этих зубах.
Анамнез: дефекты появились 5 лет назад, боли от холодного появились 3 месяца назад. Страдает тиреотоксикозом.
При осмотре: на вестибулярной поверхности экваториальной области
12,11,21,22, вогнутые дефекты эмали овальной формы, размером до 0,3 см с гладким, плотным дном.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Назовите стадии этого заболевания.
4.
Укажите причины возникновения.
5.
Назначьте лечение.
Задача № 2.9.
Больной 38 лет обратился с жалобами на боли от температурных и химических раздражителей в передних зубах верхней и нижней челюстей.
Работает на предприятии химической промышленности. При осмотре
12,11,21,22,32,31,41,42 снижена высота коронок на 1/3, по режущему краю оголен пигментированный плотный дентин, зондирование безболезненное.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Объясните этиологию этого заболевания.


11 4.
Назначьте лечение.
5.
Укажите методы профилактики этого заболевания.
Задача № 2.10.
Больная, 31 год, обратилась с жалобами на резкую боль от холодного воздуха, чувство оскомины в зубах верхней и нижней челюстей. При осмотре обнаружено обнажение шеек зубов без нарушения целостности твердых тканей. Легкое прикосновение к зубам также вызывает болезненность.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Какое общее лечение можно назначить?
3.
Какие физиопроцедуры необходимы при данной патологии?
4.
Какими препаратами можно проводить местное лечение?
5.
Почему не целесообразно проводить местное лечение 30% водным раствором нитрата серебра?
Задача № 2.11.
Больной 23 лет обратился с жалобами на боли в 21 зубе, возникшие сразу после травмы.
Объективно: коронка 21 зуба сохранена, изменена в цвете, резкая болезненность при перкуссии. На рентгенологическом снимке 21 зуба на середине корня отмечается линия просветления, идущая в поперечном направлении.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Составьте план лечения.
4.
Назовите пломбировочные материалы для восстановления дефекта коронки.
5.
Назовите методы коррекции цвета зуба.
Задача № 2.12.
Больной 18 лет обратился в клинику терапевтической стоматологии с жалобами на болезненность передних зубов, «укорочение» 12, возникшие непосредственно после травмы.
Объективно: 12 зуб смещен в лунки в сторону тела челюсти. Коронка 12 зуба сохранена, не изменена в цвете, резкая болезненность при перкуссии. На рентгенологическом снимке 12 зуба периодонтальная щель в области верхушки корня не прослеживается.
1.
Поставьте диагноз.
2.
Проведите диф.диагностику.
3.
Укажите классификацию переломов зуба ВОЗ.
4.
Составьте план лечения.
5.
Причины, по которым целесообразно провести депульпирование при данном диагнозе.

Кому бы не хотелось, чтобы его улыбка была белоснежной и красивой? Наверное, каждый человек порадуется, увидев в зеркале гладкие и белые зубы. Но повод для радости, к сожалению, есть не всегда – порой можно заметить на зубах неровности и белесые пятна. Что это за белые пятна на зубах, откуда они берутся и насколько вредно такое явление – об этом читайте в статье.

Белые пятна на зубах могут возникнуть по разным причинам.

Почему на зубах появляются белые пятна?

«Пятнистость» эмали всегда говорит о каком-то нарушении, и это всегда повод насторожиться и пойти к врачу за консультацией. Если вдруг стали заметны белесые меловидные пятна на зубах, причины их появления могут быть следующими:

  • Гипоплазия эмали. Достаточно распространенное в наши дни состояние, которое представляет собой недоразвитие зубной эмали. Проявляется оно обычно еще в детском возрасте, поэтому, если у ребенка после смены прикуса появились видимые белые пятна на передних зубах (не на одном, а на многих или даже на всех сразу), можно заподозрить именно гипоплазию. . Если пятно образовалось на одном, реже – двух или одновременно трех зубах, оно может свидетельствовать о начальной стадии кариеса. Со временем, когда микробы размножатся и начнут активно уничтожать зубные ткани, такое пятно потемнеет, но вначале оно может выглядеть именно белым и матовым – словно небольшой кусочек мела. . Даже такой полезный для зубов элемент, как фтор, в переизбытке может стать вредным для зубной эмали. Если фтора поступает в организм слишком много (например, с питьевой водой), он приводит к изменениям структуры и цвета эмали – именно такое состояние стоматологи и называют флюорозом.
  • Недостаток кальция, или деминерализация зубной эмали. Если кальция не хватает, эмаль становится более хрупкой, тусклой, покрывается пятнами, ямками и бороздками. При этом страдают обычно все зубы, а пятна видны по всей зубной поверхности.

Как убрать белые пятна на зубах?

Нельзя хорошо лечить проявления болезни, не зная, чем именно они вызваны. Способы борьбы с пятнами напрямую зависят от причины, их вызвавшей:

Как отмечает врач-стоматолог клиники «32 Дент» Кузьмина Светлана Леонидовна, «если вы заметили у себя белое пятно на зубах, которое не исчезает на протяжении нескольких дней, лучше незамедлительно обратиться к специалисту, чтобы своевременно выявить и устранить причину, которая вызвала патологию, – поставить точный диагноз и назначать адекватное лечение может только стоматолог».

Читайте также: