При генерализованном пародонтите временная шина должна обеспечить стабилизацию

Обновлено: 04.10.2022

Пациентка 51 года обратилась к врачу ортопеду-стоматологу с жалобами на эстетический недостаток и затруднённое пережёвывание пищи.

II II II II II II II
O O O II II II II II II II O O O O

Сохранившиеся зубы верхней и нижней челюстей имеют подвижность II степени. Прикус глубокий травмирующий

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний студентов

123.Травма десневого края как причина очагового пародонтита возможна вследствие:

1) неправильно созданных контактных пунктов на пломбах, вкладках

2) отсутствия экватора у коронки

3) применения широких и длинных коронок

124.Травма десневого края как причина очагового пародонтита, может быть вследствие:

1) неправильно созданных контактных пунктов на пломбах, вкладках

2) отсутствия экватора коронки

3) применения широких и длинных коронок

4) применения пластмассовых коронок, введенных под десневой край

5) верно все перечисленное

7) все перечисленное неверно

125.Функциональное назначение дуги шинирующего протеза:

1) перераспределение жевательного давления

2) удержание протеза

3) шинирование зубов

126.Ортопедические методы лечения при очаговом пародонтите направлены:

1) на устранение причин, вызвавших пародонтит

2) на шинирование зубов

3) на предупреждение функциональной перегрузки пародонта здоровых зубов

5) 1 верно), 2) и 3)

127.Шинирование зубов 13,12,11,21,22,23 называется стабилизацией:

128.При лечении очагового пародонтита число зубов которые необходимо включить в шину, зависит:

1) от протяженности дефекта зубного ряда

2) от степени атрофии пародонта опорных зубов

3) от степени атрофии пародонта зубов-антагонистов

6) верно 1), 2) и 3)

129.Временная шина при лечении очагового пародонтита должна включать блок зубы:

1) с пораженным пародонтом

2) с непораженным пародонтом

130.При очаговом пародонтите в стадии декомпенсации снижение резервных сил пародонта достигает:

131.Ортопедическое лечение очагового пародонтита направлено на:

1) профилактику заболеваний твердых тканей зуба

2) устранение причин, вызвавших заболевание

3) шинирование пораженных зубов

4) предупреждение функциональной перегрузки зубов с непораженным пародонтом

6) верно 1), 2) и 3)

7) верно 2), 3) и 4)

132.Для правильного и оптимального перераспределения жевательного давления при шинировании зубов важно учесть:

1) направление подвижности зубов

2) степень подвижности зубов

3) соотношение внутри- и внеальвеолярной частей зуба

4) наличие трем и диастем

Тестовые задания для контроля итогового уровня знаний студентов

133.Метод избирательного пришлифовывания зубов при пародонтите применяется:

1 .только в начальной стадии

2.только в развившейся стадии

134.Терапевтический эффект от избирательного пришлифовывания зубов при пародонтите заключается:

1. в устранении или уменьшении вредного для пародонта вертикального компонента жевательного давления

2. в устранении или уменьшении вредного для пародонта горизонтального компонента жевательного давления

3. увеличении пространственного смещения зуба

4. уменьшении пространственного смещении зуба

5. в меньшем сдавлении сосудов пародонта

6. уменьшении удельного давления на ткани пародонта

135.Временное шинирование позволяет устранить:

1. патогенетические механизмы пародонтита

2. этиологические механизмы пародонтита

136.Исходя из сосудисто-биомеханической гипотезы временная шина позволяет разорвать патогенетическую цепь:

1. кровоснабжение-воспаление-функция жевания-дистрофия

2. воспаление-кровоснабжение-дистрофия-функция жевания

3. воспаление-дистрофия-кровоснабжение-функция жевания

137.Временные шины должны соответствовать следующим требованиям:

1. легко накладываться и сниматься с зубных рядов

2. замещать дефекты зубных рядов

3. надежно фиксировать все зубы

4. распределять жевательное давление на наименее пораженные зубы

5. препятствовать проведению лекарственной терапии

6. отличаться сложностью изготовления

138При генерализованном пародонтите временная шина должна обеспечить иммобилизацию (стабилизацию):

2. парасагитальную

3. фронтосагитальнную

4. по дуге с элементами парасагитальной иммобилизации

139.При очаговом пародонтите временная шина должна включать в блок

1. только зубы с пораженным пародонтом

2. только зубы с непораженным и пораженным пародонтом

Ответы:

1. Гаврилов Е.И., Оксман ИМ Ортопедическая стоматология. - М.. Медецина, 1978.

2. Криштаб В.Е. Пародонтоз. -М: Медицина, 1983.

3. Копеикин В.И. Ортопедическое лечение заболеваний пародонта. - М.: Медицина, 1977.

4. Криштаб СМ, Копшяр А.А. Ортопедическое лечение пародонтоза. - М: Медицина, 1979.

5. Никитина Т.В. Пародонтоз. - М.: Медицина, 1982.

6. Данилевский Н.Д., Магид Е.А., Мухин Н.А., Миликевич В.Ю. Заболевания пародонта. -М.: Медицина, 1993.

7. Копейкин В.Н Руководство по ортопедической стоматологии. - М.: Медицина, 1993.

8. Щербаков А.С., ГавршовЕЖ, Трезубое В.Н., ЖулевЕЖ Ортопедическая сто- матология. - М: ИКФ "Фолиант", 1998.

9. Копейкин В.Н, Ортопедическое лечение заболеваний пародонта - М.: Триада, 1998.


В стоматологии наблюдается множество видов заболеваний, которые потенциально могут увеличить подвижность зубов. Это доставляет сильный дискомфорт, негативно влияет на состояние челюстного аппарата. Человеку становится трудно жевать, приходится придерживаться специальной диеты.

Чтобы решить такую проблему, нужно использовать методику шинирования. По своей сути, это процедура укрепления зубов, которая позволяет соединить между собой несколько единиц в ряду, защитить их от выпадения.

Наложение шины нужно для того, чтобы на десну оказывалась не такая сильная нагрузка, можно было свободно применять другие методы лечения. При этом самому пациенту будет намного комфортнее пережевывать разные типы пищи.

Разгрузка тканей при помощи шинирования помогает уменьшить интенсивность воспалительного процесса. Это особенно полезно при пародонтите, когда нужно чтобы десна находилась в спокойном состоянии, пока медики проводят общую санацию, реставрируют разрушенные зубы.

В этом материале мы подробнее расскажем, как делают шинирование зубов, какие средства используются в процессе, а также затронем многие другие важные вопросы, касающиеся процедуры.

По каким причинам зубной ряд становится подвижным

Врачи выделяют множество причин, по которым приходится проводить шинирование для пациентов. И к ним относятся такие виды болезней, как:

Парадонтит. Основная причина его появления – плохая гигиена полости рта, а также особенности микрофлоры. Часто стимулировать воспалительный процесс и расшатывать зубы может сильное нарастание зубного камня. При этом наблюдается постепенное разрушение фиксирующей связки, которая соединяет зуб с другими тканями.

  • Пародонтоз. Его можно достаточно легко определить и при внешнем осмотре. Десна становится белесой, при том, что какие-либо негативные ощущения и боль практически не наблюдаются. Постепенно происходит уменьшение объема десны, становятся сильно заметными оголенные корни. Из-за недостаточного количества опорных тканей, зуб со временем начинает расшатываться. Пародонтоз часто наблюдается у пациентов с ослабленным из-за системных заболеваний или длительного лечения организмом.
  • Травмирование. Проблемы могут начаться в том случае, если был зафиксирован перелом челюсти.

В группе риска оказываются и другие категории пациентов. Если вы много курите, пренебрегаете советами по регулярной гигиене полости рта, страдаете нарушением обмена веществ, можно заработать сильную подвижность зубов. Также она проявляет себя в силу возраста или неправильного питания.

Показания и противопоказания к шинированию

Решение о том, можно ли проводить шинирование в конкретном случае, принимает врач. Важно, чтобы методика не имела противопоказаний и была эффективной.

Есть несколько основных распространенных показаний:

  • Сильное изменение положения зубов или расшатывание под действием пародонтита.
  • Травмирование – переломы верхней или нижней челюсти.
  • Уменьшение объема десенной ткани.
  • Достижение десенными карманами размеров в 5 мм.
  • Оголившиеся корни.

Есть также ряд противопоказаний для процедуры. Нельзя выполнять шинирование, когда у пациента есть кариес на опорных зубах или сильно воспалены десны. Также ограничения накладываются, если у человека слишком чувствительная эмаль, есть реакция на различные материалы составных частей системы.

Стоит также приготовиться к тому, что после шинирования нужно будет соблюдать правила гигиены полости рта. Здесь ситуация аналогична ношению брекетов – нужно будет внимательно следить за тем, насколько хорошо вы чистите зубы.

Какие материалы используются при шинировании зуба

Стоимость и другие параметры установки шины будут сильно зависеть от того, из каких материалов была сделана система. Рассмотрим наиболее распространенные:

  • Нить из стекловолокна. Стекловолоконное шинирование зубов выполняется всего за полтора-два часа. Можно ожидать не менее трех лет активного использования.
  • Арамидное волокно. Также востребовано при выполнении шинирования. Ценится за свое бережное отношение к эмали – после снятия на ней не остается никаких повреждений.
  • Полиэтилен. Ценен за то, что хорошо переносится слизистой, практически не вызывает дискомфорта при ношении даже у чувствительных людей.
  • Металл. Классический материал для изготовления ретейнеров. Отлично удерживает зубы в нужном положении.
  • Шелк. Такое волокно также может применяться, оно щадяще относится как к слизистой, так и к эмали, но отличается невысокой прочностью.
  • Керамика. Обычно используется в том случае, если запланировано проведение несъемного протезирования. Проблемы могут возникнуть из-за того, что метод довольно трудозатратный и дорогостоящий.

Также допускается применение в процессе металлокерамики. Она прочная и достаточно доступная по цене.

Преимущества процедуры

Эта процедура помогает действительно заметно снизить подвижность и уменьшить нагрузку на десну. Пародонтит замедляется, а восстановление нормальной жевательной способности оказывает положительный эффект на процесс пищеварения.

Процедура также положительно сказывается на личном комфорте пациента. У него становится меньше пространство между зубами – это снимает психологические зажимы, которые не дают многим нормально улыбаться.

Современные системы созданы так, чтобы вы могли спокойно в них разговаривать. Ограничений по еде – минимум.

Недостатки метода

Главный недостаток – при установке шины нужно будет проводить специальную механическую обработку эмали.

Стоит также учитывать то, что средство можно использовать далеко не всем пациентам. Многое зависит и от самого больного. Нужно чтобы он внимательно относился к гигиене полости рта, вовремя чистил зубы. В противном случае, очень велик риск возникновения и развития кариеса. Сама гигиена также станет сложнее.

При установке шины нужно помнить о процессе привыкания. На протяжении первых нескольких дней может наблюдаться сильная чувствительность зубов к кислой, горячей и холодной пище.

От чего зависит стоимость процедуры

Стоимость установки будет зависеть от того, какой материал используется в процессе. Обычно наиболее доступный вариант – стекловолокно. Керамика относится к дорогим средствам.

Виды шинирования зубов

Существует множество параметров для классификации такой процедуры. Один из основных – расположение. Шина может быть установлена в двух вариантах:

  • Фронтальная. Обычно размещается в промежутке рядом с резцами и клыками.
  • Боковая. Ставится на группу жевательных зубов.

Также возможна установка и специальной бюгельной конструкции – она стоит дороже, но позволяет задействовать обе челюсти.

Еще один параметр отличий – деление на постоянное и временное шинирование. Обычно временный вариант показан, когда болезнь только начинает развиваться и десны не слишком сильно истончились. Также допускается такой тип шинирования, когда есть травмы и деформации зубного ряда.

Возможен и вариант с постоянным шинированием, когда обеспечивается многолетняя стабилизация. При выборе между бюгельным протезом и постоянным шинированием, многие пациенты предпочитают именно первый вариант, потому что он эстетичнее.

Как понятно из самого названия, временные и постоянные конструкции отличаются по срокам ношения:

  • Временные. Обычно используются в промежутке от нескольких дней до нескольких месяцев. Такой вариант позволяет правильно распределить нагрузку, не допускает серьезных повреждений слизистой. Сама конструкция довольно простая, потому ее можно легко надеть и снять. В зависимости от текущего состояния пациента выбирается, сколько единиц предстоит шинировать. Обычные материалы при изготовлении – пластик и металл.
  • Постоянные. Подойдут в том случае, если нужно зафиксировать зуб на много лет. Преимущество заключается в том, что создается действительно надежная фиксация, сильно уменьшаются затраты времени на адаптацию к такой конструкции.

Нужно понимать, что процесс гигиены полости рта при использовании постоянного протезирования станет сложнее. Также нужно обратить внимание, что все задачи в рамках лечения зубов нужно выполнить еще до того момента, как будет установлена шина – потом это будет намного сложнее.

Методы шинирования зубов

На первом приеме стоматолог оценивает текущее состояние полости рта, делает рентген. Перед ним стоит задача – понять, насколько сильно истончилась костная ткань. Также нужно определить степень подвижности зубов, посмотреть, в каком состоянии находится прикус, нет ли нарушений и других проблем.

Состояние десен также имеет большое значение, потому что позволяет понять, какими методами можно будет проводить шинирование, какие есть риски того, что появится раздражение или возникнут иные проблемы.

Допускается установка шины только в том случае, если для этого нет противопоказаний, не наблюдается воспаления. Может потребоваться также проведение санации полости рта, лечение кариеса. Особенно важным это становится, когда запланирована установка постоянных несъемных конструкций.

Шинирование с использованием стекловолокна

Стекловолоконное шинирование относится к списку самых распространенных методов. Обычно оно используется в том случае, когда нужно соединить несколько зубов и максимально сэкономить. Длительность использования одной шины не превышает два года – после этого периода нужно будет устанавливать новую.

Весь процесс установки не занимает больше двух часов. Сначала нужно выполнить очистку эмали, потом создать на ней небольшую борозду. После этого лента из стекловолокна фиксируется на композитные материалы. После того как конструкция отшлифована, врач убедился, что пациенту ничего не мешает, работа считается завершенной.

Эта методика нужна для того, чтобы выполнить шинирование зубов при заболевании пародонта. В пользу выбора такого метода говорит высокий уровень прочности, хорошая совместимость с зубными тканями и доступность по цене.

Винтовой способ

Основной материал при таком шинировании – армидная нить. Можно использовать такой способ в том случае, когда человек получил травму.

Шинирование зубов при переломе челюстей, усиленной подвижности, позволяет получить заметные результаты.

Процесс установки аналогичен тому, что уже было описано выше. Сначала проводится очистка эмали, потом создается борозда. В углублении натягивается шнур из армидной нити.

Бюгельное средство

Эта методика относится к методам постоянного протезирования и подойдет в том случае, если нужно стабилизировать зубной ряд при сильном расшатывании.

Использование современных средств позволяет подготовить опорные единицы и коронки, чтобы можно было не допустить появления больших зазоров между зубами.

Закрепление коронок

Средство подойдет вам в том случае, если нужно закрепить подряд сразу четыре зуба. В таком случае, нужно будет установить коронки, которые соединяются. Установка такая же, как в описанных выше случаях. Главное отличие – лабораторная установка коронок, а также их примерка перед тем, как поставить на постоянный цемент.

Шинирование при пародонтите

Такой вариант шинирования будет использоваться в том случае, если есть сильное разрушение костной ткани. В таком случае нужно наложить шину как можно быстрее, чтобы качественно сократить подвижность и не допустить дальнейшего прогрессирования атрофии тканей.

Шинирование при травмах

Шинирование зубов при переломе – это распространенная практика. В таком случае перед врачом ставится задача не допустить проявления асимметрии. Часто назначаются временные конструкции, которые нужны для восстановления правильного положения зубов на протяжении всего времени восстановления.

Шинирование после брекетов

Иногда шинирование нужно использовать и после того, как пациент снимает брекеты. В таком случае шина выступает в качестве ретейнера. Она позволяет не допустить смещения зубов, которое могло бы привести к тому, что результат многомесячного лечения был бы испорчен.

Запишитесь на установку шины на зубы

Если у вас есть показания для шинирования зубов, запишитесь в нашу клинику. К нам приезжают клиенты из разных городов – Химок, Куркино, Новогорска и многих других.

Гарантируем профессиональный подход от стоматологов с большим опытом, быстрое лечение и использование качественных материалов.

Чтобы записаться на первую консультацию и осмотр к стоматологу, достаточно просто оставить заявку на сайте или позвонить нам. Ответим на вопросы, расскажем о том, какой вариант лечения подойдет именно для вашей ситуации. Также предоставляем множество других услуг из области лечебной или эстетической стоматологии.

Загорский Валерий Арсентьевич
ФГБОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова.
доктор медицинских наук, профессор


Аннотация
В статье описываются различные способы временного шинирования зубов с помощью шинирующих аппаратов и конструкций. Главная цель временного шинирования зубных рядов с поражением тканей пародонта заключается в объединении и разгрузке с последующей фиксацией групп зубов при наличии травматической артикуляции или сформированных травматических узлов. При поражении более 50% тканей пародонта сохранившийся пародонт не в состоянии компенсировать не только чрезмерную, но и физиологическую нагрузку, что вызывает его дальнейшую деструкцию. Шинирующие аппараты и временные конструкции позволяют зафиксировать подвижные зубы и оптимально перераспределить жевательную нагрузку как на подвижные зубы, так и на те зубы, имеющие достаточно сохранившийся пародонт или на зубы, не участвующие во всех актах пережевывания пищи.


Abstract
The article describes different ways to temporary splinting of teeth with chinaswamy devices and designs. The main purpose of the temporary splinting of teeth with the defeat of periodontal tissues is to combine and unloading with subsequent fixation of teeth in the presence of traumatic articulation formed or traumatic sites. In case losing more than 50% of periodontal tissues preserved periodontium is unable to compensate for is not only excessive, but also physiological load cause further destruction. Splinting devices and temporary structures allow to fix loose teeth and optimally redistribute the chewing load on the movable teeth, and those teeth, with enough preserved periodontal or teeth not involved in all acts of chewing food.

В основе показаний к шинированию зубов является оценка их подвижности и оценка состояния тканей пародонта, которая определяется на основе клинического и рентгенологического обследования после терапевтического и хирургического методов лечения [1]. При убыли костной ткани на половину длины корня зуба следует проводить горизонтальное шинирование, заключающееся в применении методов сагиттального и трансверзального шинирований. При диагностике убыли костной ткани до ¾ длины корня и подвижности зубов II- III степени следует применять жесткое шинирование в трех плоскостях (вертикальной, сагиттальной и трансверзальной).

Целью временного шинирования является:

  1. Создание жесткой фиксации подвижных зубов с помощью различных временных или постоянных конструкций, шин и ортопедических аппаратов;
  2. За счет объединения группы зубов или всего зубного ряда в один блок достичь восстановления контактных точек, при этом повышается сопротивляемость пародонта отдельных зубов к жевательному давлению;
  3. Создание блока шинируемых зубов, в результате чего осуществляется торможение миграции зубов в трех направлениях; для передних в сагиттальном, вертикальном и трансверзальном, для боковых — в сагиттальном, вертикальном и горизонтальном;
  4. Применение шинирующих аппаратов уменьшает локальную травму отдельных зубов за счет перераспределения жевательной нагрузки на большую группу зубов;
  5. Не создавать ретенционные пункты для задержки пищевых остатков и не оказывать раздражающего действия на ткани пародонта;
  6. Не мешать проведению терапевтической и хирургической терапии ослабленных тканей пародонта подвижных зубов.

Степень подвижности зубов, состояние и выраженность воспаления тканей пародонта лежат в основе выбора вида стабилизации — фронтальная (передний участок); — сагиттальная (боковой отдел зубной дуги); — фронто-сагиттальная; парасагиттальная; — стабилизация по дуге. При сохраненных зубных рядах с ослабленным пародонтом шинирование подвижных зубов предполагает их объединение в единый блок, планирование оптимальной конструкции шины с целью максимального объединения большого количества зубов с ослабленным и сохранившимся пародонтом [2].

При нарушении целостности зубных рядов следует проводить шинирование подвижных зубов с одновременным восстановлением дефектов зубных рядов. При этом необходимо различать шинируемую группу зубов и протезную конструкцию, которая, в большинстве случаев, в той или иной мере, нагружает шинируемые зубы через систему опор на удерживающих и замковых креплениях бюгельных протезов [14]. При выборе подобных конструкций аппаратов следует оптимально распределить их опорную и ретенционную функцию с минимальной травмой и перегрузкой оставшихся зубов. На всех этапах терапевтического, хирургического, ортодонтических и ортопедических методов лечения зубов с ослабленным пародонтом необходимо уделять максимальное внимание коррекции и оптимизации окклюзионных контактов, исключая балансирующие контакты или суперконтакты при всех движениях нижней челюсти.

Ортопедические конструкции, применяемые в процессе комплексного лечения пациента с заболеваниями тканей пародонта представлены временными и постоянными шинами и протезными конструкциями.

Временные шины используют для стабилизации подвижных или мигрирующих зубов как во время всего медикаментозного, терапевтического и хирургического методов лечения, так и на период изготовления постоянных шин или на время изготовления постоянной протезной конструкции. Временные шины следует применять для проведения и закрепления результатов ортодонтического лечения при незначительно наклоненных зубах или их миграции. Временные шины обеспечивают оптимальное распределение жевательного давления между пародонтом пораженных и интактных зубов, создавая покой пораженным тканям, улучшая их трофику, снимая воспалительный компонент в тканях пародонта. Временные шины широко используются в развившихся стадиях очагового и генерализованного пародонтита [15]. Применение их позволяет равномерно перераспределить механическую энергию жевательного давления между пародонтом включенных в блок зубов, создавая покой пораженным тканям, что улучшает кровоснабжение тканей пародонта и приводит к уменьшению воспалительного процесса. Абсолютным показанием к изготовлению временной шины является проведение гингивотомии и гингивоэктомии.

Методы и технологии изготовления временных шин предлагались и менялись в зависимости от уровня развития технологий и материалов в промышленности. В 1916 г. Ciezynski предложил лигатурное обвязывание подвижных зубов бронзо-алюминиевой проволокой, толщиной 0,5 мм или нержавеющей мягкой проволокой, диаметром 0,3—0,4 мм. Подвижные зубы привязывались к более стабильным зубам. Скручивание проволоки проводится в межзубных промежутках с целью придания подвижным зубам большей жесткости.

После появления самотвердеющих акрилатов в 30-х годах XX в. Glickman предложил укреплять шину, связанную из проволоки быстротвердеющими акриловыми пластиками, которые предотвращают расслабление витков проволоки и травмы межзубных сосочков.

Novotny рекомендовал при подвижных зубах полностью акрилатную шину, которая в виде полоски, толщиной до 2 мм фиксирует подвижные зубы с язычной поверхности и заполняет межзубные промежутки, не травмируя межзубные сосочки [22].

За последние десятилетия получили широкое распространение временные шины, которые можно использовать до 5-7 лет и готовят их из пластмассы акрилового ряда или с применением светоотверждаемых композитов. Шины могут быть капповые (изготовленные лабораторным путем и охватывающие зубы с вестибулярной и оральной поверхностей), орально-вестибулярно расположенные в соответствующей поверхности зубного ряда и фиксирующей подвижные зубы. Все временные и постоянные шины не должны мешать смыканию зубов при всех движениях нижней челюсти, не мешать проведению медикаментозного лечения, не травмировать десневой край и не мешать проведению гигиенических процедур [11], [17].

Применение современных композитных материалов значительно расширило показания к использованию временных шин, оптимально фиксирующих подвижные зубы с соблюдением эстетических и гигиенических требований непосредственно у кресла. При потере фронтальных зубов возможно, с помощью композитов, заместить отдельные зубы. В зависимости от химического состава для шинирования подвижных зубов используют два типа материалов: на основе неорганической матрицы GlasSpan и FiberSplint (Швейцария); на основе органической матрицы из полиэтилена Ribbond (США) и Connect (США). В основе этих материалов лежит матрица из тончайших волокон полиэтилена или микроволоконного кварца, пропитанных композитом, позволяющих достаточно плотно фиксироваться к коронковой части зубов, затем к матрице добавляются композитные материалы с целью лучшей механической фиксации подвижных зубов, создавая единый шинирующий блок.

В последнее время в стоматологии начинает достаточно широко внедряться интроральное сканирование. [3], [4], [5], [6]. Этот метод позволяет достаточно точно получить цифровую модель рельефа объектов полости рта [8], [10], [12], [13]. После получения оптического слепка, на CAD/CAM системах изготавливаются различные защитные каппы, временные шины и сплинты. Важной особенностью доступных на современном рынке CAD/CAM систем – является их универсальность в отношении выбора конструкционных материалов [6]. Технологические возможности аппаратуры предусматривают не только компьютерное моделирование проекта протеза, но и непосредственное выполнение готового изделия, что обеспечивает, в частности, ортопедическую стоматологию необходимым ресурсом при создании различных временных шин с учетом персональных анатомо-физиологических особенностей строения лицевого черепа [7], [8], [9].

Достаточно прочную шинирующую конструкцию можно изготовить с применением скрученной титановой или нержавеющей проволоки. Перед изготовлением шины следует тщательно снять все над- и поддесневые зубные отложения. С помощью копировального маркера выверяют, а затем сошлифовывают мешающие контактные точки при сагиттальных и трансверзальных физиологических движениях в пределах поля окклюзии. Алмазным бором на 1—2 мм выше язычных бугорков на нижней челюсти или ниже нёбных бугорков верхней челюсти проводится разметка и препарирование режущей поверхности зубов с целью создания ретенционных пунктов или формирования бороздки, в которую будет проложена фиксирующая лента или скрученная титановая проволока на подвижные зубы. После тщательной промывки мест нанесения композита проводят травление контактирующих поверхностей с последующим обильным количеством воды, смывая протравливающий гель. Затем на препарируемую поверхность наносят бондинг, который тщательно раздувают пустером по протраливаемой поверхности подвижных зубов. С помощью гелиевой лампы засвечивают бондинг. В подготовленную борозду помещают небольшое количество композита, в который вдавливается шинирующая лента или проволока в области одного или двух зубов. После засвечивания композита аналогичным образом укрепляют ленту в бороздки остальных зубов, шинирующих оставшиеся подвижные зубы. После фиксации шинирующей ленты светоотверждаемый композит, с учетом анатомической формы зубов, наносят на все ретенционные пункты и укрепляют межзубные контакты зубов. После окончательной полимеризации композита с помощью боров и полиров осуществляют окончательную обработку поверхности шинирующей конструкции, проводят окончательную выверку окклюзионных контактов с обязательным освобождением придесневых межзубных сосочков. Подобные конструкции изготовленных шин могут служить до 3—5 лет. Срок пользования подобной шиной определяется имеющейся подвижностью зубов, гигиеной полости рта и методами терапевтического лечения заболеваний тканей пародонта.

В процессе работы очень важно учитывать характеристики материалов из которых будут изготавливаться будущие конструкции [20], [21]. Непереносимость стоматологических материалов может быть вызвана различными причинами: гальванизмом, аллергическими реакциями на стоматологические материалы, токсическими повреждениями слизистой оболочки и т.д., поэтому необходим строгий контроль качества используемых материалов (не допускать использования контрафактной продукции) и дополнительно, ест это необходимо, проводить совместный анализ материалов врачом-стоматологом и иммунологической лабораторией [16], [18], [19].

При потере одиночных зубов во фронтальном отделе зубного ряда возможно изготовление отсутствующего зуба из фотоотверждаемого композита с прикреплением ленты или проволоки к оставшимся зубам. Подобные конструкции шин возможно изготавливать при подвижности зубов до 2/3 убыли костной ткани. При подвижности зубов I—II степени возможно изготовление шинирующего протеза без армирующей ленты или проволоки.

Наиболее простая и эффективная методика изготовления временной шинирующей конструкции является временная шина из прозрачного поликарбонатного материала, приготовленная на прочной гипсовой модели с помощью вакуум-формирующих аппаратов. Шина съемная, достаточно хорошо припасовывается и фиксируется на подвижных зубах. С ее помощью возможно восстановление отдельных зубов.


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Пациентка 36 лет обратилась к врачу ортопеду-стоматологу с жалобами на эстетический недостаток и затруднённое пережёвывание пищи. Больная 7 лет страдает сахарным диабетом.

II II II II II II II II II II II II
II II II II II II II II II II

Передние зубы нижней челюсти удалены 2 месяца назад из-за подвижности IV степени. Остальные зубы имеют II степень подвижности с обнажением корней на ¼. 12, 11, 21, 22 зубы имеют веерообразное расхождение с диастемой в 0,5 см.

Тестовые задания для контроля исходного уровня знаний студентов

161.При генерализованном пародонтите пародонтальные карманы выявля­ются у:

2) нескольких зубов

3) зубов верхней челюсти

4) зубов нижней челюсти

162.При функциональной недостаточности пародонта деформации зубных рядов:

163.Клиническими признаками деформаций зубных рядов при пародонтите являются:

1) смещение фронтальных зубов кпереди

2) смещение жевательных зубов в медиальном или дистальном направлении

3) образование диастемы

4) наклон зубов в сторону дефекта

5) все перечисленные

164.Клиническая картина деформации зубочелюстной системы при функциональной недостаточности пародонта выражена сильнее:

1) при сохранных зубных рядах

2) при частичной вторичной адентии

3) не имеет значения

165.Для ортодонтического лечения протрузии фронтальных зубов при пародонтите применяют:

1) лигатурное связывание зубов

2) пластинку с вестибулярной дугой

4) активатор Френкеля 2 типа

5) верно 1), 2) и 3)

166.В развившейся стадии пародонтита после ортодонтического лечения необходимо применять:

1) временные ретенционные аппараты

2) постоянные шинирующие аппараты

3) временные шины

167.Ортодонтическое лечение феномена Попова-Годона не показано:

1) при I форме по В.А.Пономаревой

2) при II форме по В.А.Пономаревой

168.Цель ортодонтического этапа комплексного лечения болезней пародонта:

2) восстановить нормальную толщину нижней челюсти

3) восстановить правильное взаимоотношение элементов зубочелюстной системы

4) снять дополнительные факторы функциональной перегрузки пародонта

169При генерализованном пародонтите, осложненном дефектами зубного ряда I класса по Кеннеди, применяются шины-протезы:

170.При генерализованном пародонтите временная шина должна обеспечить стабилизацию:

Тестовые задания для контроля итогового уровня знаний студентов

171.Временное шинирование зубов при генерализованном пародонтите применяют с целью:

1) устранения травматического влияния функции жевания

2) восстановления эстетических норм

3) нормализации высоты прикуса

4) нормализации кровообращения в тканях пародонта верно

172.Временная шина при лечении генерализованного пародонтита должно включать в блок зубы:

1) с атрофией пародонта 1/2 и более

2) с атрофией до 1/4

6) верно 1), 3) и 4) t

173.При хроническом генерализованном пародонтите тяжелой степени тяжести с патологической подвижностью зубов 11-111 степени, деструкцией костной ткани не более 3/4 длины корня применяют шины:

1) несъемной конструкции

2) съемной конструкции

3) несъемные и съемные конструкции шин

3) всезубы снять дополнительные факторы функциональной перегрузки зубов

6) верно 1), 2), 3) и 5)

174.Ортодонтическое лечение при вторичных деформациях и аномалиях зубочелюстной системы и функциональной недостаточности пародонта имеет целью:

2) восстановить нормальную окклюзионную высоту

3) восстановить правильное взаимоотношение элементов зубочелюстной системы

4) полностью снять перегрузки тканей пародонта

175.Ортодонтическое лечение при пародонтите можно проводить в стадии:

1) Компенсации
2Субкомпенсации
3) Декомпенсации
4) Обострения
5) 1)и2)
6) 1), 2) и 4)
1X2), 3)и4)

176.Ортодонтическое перемещение зубов с функциональной недостаточностью пародонта осуществляется аппаратами:

3) дозированной силы

177.При вестибулярном смещении зубов с образованием трем и диастем при пародонтите применяют:

1) резиновые кольца

2) лигатурное связывание зубов

3) пластинку с вестибулярной окклюзионной дугой

178.При снижении окклюзионной высоты и дистальном смещении нижней челюсти при развившейся стадии пародонтита целесообразно применить:

1) съемную пластинку с наклонной плоскостью и вестибулярной ретрузионной дугой на верхнюю челюсть

2) съемную пластинку с вестибулярной дугой на верхнюю челюсть

3) съемную пластинку с наклонной плоскостью и вестибулярной дугой на верхнюю челюсть и каппу на нижнюю челюсть

179.При дистальном сдвиге нижней челюсти, глубоком резцовом перекрытии с протрузией верхних передних зубов применяют:

1) съемную пластинку с наклонной плоскостью и вестибулярной ретрузионной дугой на верхнюю челюсть

2) съемную пластинку с наклонной плоскостью и вестибулярной дугой на верхнюю челюсть и каппу на боковые зубы нижней челюсти

3) съемную пластинку с наклонной плоскостью и вестибулярной дугой на верхнюю челюсть и каппу на все зубы нижней челюсти

180.Ортодонтический этап комплексного лечения больных с пародонтитом целесообразно проводить:

1) после снятия воспалительных явлений

2) до снятия воспалительных явлений

3) после избирательной пришлифовки зубов

4) до избирательной пришлифовки зубов

181.Для усиления действия ретрузионной вестибулярной дуги при значительной протрузии 23, 22,21,11,12,13 при пародонтите дугу располагают:

1) ближе к режущему краю

2) ближе к гингивальной зоне

3) на уровне шеек зубов

182.Развитию деформации зубных рядов при пародонтите способствует:

1) жевательное давление

2) подвижность зубов

3) патология твердых тканей зубов

183.Деформация зубных рядов из-за функциональной недостаточности пародонта может развиваться:

1) только при наличии всех зубов

2) только при частичной адентии

184.При изготовлении съемного ортодонтического аппарата при пародонтите между перемещаемыми зубами и базисом:

1) не остается свободного пространства

2) остается свободное пространство до 1 мм

185.Активацию ортодонтических аппаратов при пародонтите проводят:

3) через 10 дней

186.Задачи шинирования при генерализованном пародонтите:

1) выключить подвижные зубы из окклюзии

2) устранить патологическую подвижность зубов

3) предупредить смещение зубов

4) равномерно распределить жевательное давление на зубы

187.Лучший эффект лечения генерализованного пародонтита при сохранении зубных рядов можно получить, применяя:

1) цельнолитые съемные шины со стабилизацией по дуге

2) цельнолитые несъемные шины со стабилизацией по дуге

цельнолитые съемные шины со стабилизацией по дуге с элементами парасагиттальной стабилизации

8. Снижение иммунитета приводящие к изменению защитных сил организма.

1. -плохой гигиенический уход за полостью рта

2. Курение табака

3. Профессиональные вредности.

Клиника генерализованного пародонтита при сохранившемся зубном ряду и при дефектах зубного ряда.

Клиническая картина

1. Воспаление слизистой оболочки десны (гингивит)

2. Наличие зубного камня и мягкого налета

3. Кровоточивость десен

4. Образование пародонтального кармана

5. Ретракция десневого края

6. Патологическая подвижность I-III степени

7. Изменение окклюзионной поверхности в связи с поворотом или наклоном зуба

8. Образование преждевременного контакта на окклюзионной поверхности

При легкой степени генерализованного пародонтита

1. -глубина кармана 3,5

2. резорбция межальвеолярных перегородок до1/4 длины корня зуба, отсутствие компактной пластинки на вершине альвеолы и прилегающих боковых отделах

При средней степени генерализованного пародонтита

1. -глубина кармана 5 мм

2. Признаки воспаления и деструкции ткани пародонта

3. Зубы подвижны (1-2 степень)

4. Рецессия десны до 1/3,1/2 длины корня

Выражена резорбция альвеолярной кости до1/2 длины корня зуба, резорбция по вертикальному горизонтальному смешанному типу атрофии.

При тяжелой стадии генерализованного пародонтита

1. -глубина кармана 6-8 мм

2. Признаки воспаления и деструкции ткани пародонта

3. Зубы подвижны (2-3 степень)

4. Рецессия десны 3/4 длины корня

Выражена резорбция альвеолярной кости до3/4 длины корня зуба и более, резорбция по вертикальному горизонтальному смешанному типу атрофии.

Ортопедические методы в комплексном лечении больных с патологией пародонта. Задачи ортопедического лечения.

Задачи ортопедического лечения при генерализованном пародонте:

1. - устранить или ослабить функциональную нагрузку (перегрузку) пародонта:

2. - снятие травматических факторов;

3. - перераспределить жевательного давления среди оставшихся зубов с пораженным пародонтом

4. – восстановление анатомической формы и функции зубочелюстной системы, превращение ее в непрерывное целое.

Ортопедическое лечение состоит из:

1. -избирательного пришлифовывания

2. ортодонтического лечения

3. -временного шинирования (иммедиат протезирование);

4. - постоянного шинирования

Временные шины, применяемые при лечении генерализованного пародонтита.

Временные шины

Изготавливаются и накладываются на зубы до терапевтических и хирургических вмешательств, до проведения избирательного пришлифовывания. Временные шины применяют в течение всего периода комплексного лечения до момента наложения постоянного шинирующего аппарата. временное шинирование и иммедиат-протезирование при генерализованном пародонтите

При генерализованном пародонтите в шину включают все зубы, обеспечивая тем самым стабилизацию по дуге

Временные шины по делят на:

3.Оральные (Копейкина) различные методы лигатурного связывания зубов, комбинирующие проволоку (леску) с пластмассой (временная шина по Марею).

В качестве временной шины могут использоваться временные протезы (иммедиат-протезы) после множественного удаления зубов, для чего их дополняют шинирующими элементами.

В качестве временных шин может использоваться техника прямой дуги (брекет-система), съемный ортодонтический аппарат без активации. Временная пластмассовая шина (каппа) при генерализованном пародонтите это шина, изготовленная на вакуум-формировочных аппаратах, из жесткого прозрачного поликарбоксилатного материала Imprelon S. Она съемная, легко изготавливается и припасовывается в полости рта, обеспечивает надежную фиксацию как в горизонтальной, так и вертикальной плоскостях, имеет удовлетворительный вид, может восстанавливать концевые и включенные дефекты зубных рядов.

Постоянные шины, применяемые при лечении генерализованного пародонтита при сохраненном зубном ряде, конструктивные особенности шин Эльбрехта и Копейкина.

Постоянное шинирование при генерализованном пародонтите

Являются шины, обеспечивающие стабилизацию зубного ряда по дуге или по дуге в сочетании с парасагитальной стабилизацией. Допустимо применение сочетанных несъемных и съемных видов шин.

Постоянное шинирование при генерализованном пародонтите сохранившемся зубном ряду:

· При легкой степени тяжести (когда дистрофический процесс захватывает менее1/4 длины стенки лунки) Происходит не значительное снижение резервных сил зубного ряда. Шинирование НЕ ПОКАЗАНО. Рекомендовано местное и обще укрепляющее лечение, избирательное пришлифовывание (по показаниям)

· При средней тяжести (когда резорбция альвеолярной кости от ¼ до ½ длины корня) применяют съемные шины

· При тяжелой степени (когда резорбция альвеолярной кости более ½ длины корня) применяют несъемные шины в сочетании со съемными шинами

Съемная цельнолитая шина по Эльбрихту шина применяется при сохранившихся зубных рядах, построена по типу многозвеньевых кламмеров.


  • Шина Эльбрехта. Сплав каркаса эластичный, но достаточно прочный. Это обеспечивает защиту от подвижности зубных рядов во всех направлениях, кроме вертикального, т.е. не дает защиты при жевательной нагрузке. Именно поэтому такая шина применяется при начальных стадиях заболевания пародонта, когда умеренная жевательная нагрузка не приводит к прогрессированию заболевания. Кроме того, шина Эльбрехта используется при наличии подвижности зубов I степени (минимальная подвижность). Шина может иметь верхнее (около верхушки зуба), среднее или нижнее (прикорневое) расположение, а также шина может быть широкой. Вид крепления и ширина шины зависят от конкретной ситуации, а потому и подбирается врачом индивидуально для каждого пациента. Существует возможность учета появления искусственных зубов для изменения конструкции.
  • Шина Эльбрехта с т-образными кламмерами в области передних зубов. Такая конструкция позволяет добиться дополнительной фиксации зубной дуги. Однако эта конструкция годиться лишь при минимальной подвижности зубов и отсутствии выраженного воспаления пародонта, т.к. такая конструкция может вызвать дополнительное травмирование пародонта при наличии выраженных воспалительных изменений.
  • Съемная шина с литой каппой. Это модификация шины Эльбрехта, позволяющая снизить подвижность резцов и клыков в вертикальном (жевательном) направлении. Защита обеспечивается наличием специальных колпачков в области передних зубов, которые и снижают жевательную нагрузку на них.

Съемная шина с денто-альвеолярными кламмерами по В.Н. Копейкину. Съемная шина Эльбрехта была модифици­рована В.Н. Копейкиным, который предложил для усиления ретенционных свойств и достижения лучшего эстетического эффекта использовать Т-образные кламмеры Роуча. Многозвеньевые кламмеры в этой конструкции опущены ниже десневого края и в виде дуги располагаются на скате альвеоляр­ных отростков передних отделов челюстей с вестибулярной и язычной сторон. От них к каждому переднему зубу отходят Т-образные кламмеры, плечи которых располагаются в зо­нах поднутрения. Шина может быть рекомендована при ус­тойчивых или подвижных 0-1 степени передних зубах, когда шинирующие свойства удерживающих Т-образных кламме­ров не будут оказывать вредного воздействия на больной пародонт (рис. 70). Для этого необходимо размещать плечи Т-образных кламмеров таким образом, чтобы они находи­лись вне зоны поднутрения. Фиксирующие свойства шины обеспечиваются за счет введения в зону поднутрения тех ли­тых плеч кламмеров, которые расположены на устойчивых зубах с наименее пораженным пародонтом. Эта шина так же, как и все остальные цельнолитые конструкции, должна отливаться с использованием огнеупорных моделей.


6.Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных цельнолитых шин.
1 клинический

Обследование пациента и снятие оттисков

Изготовление диагностических моделей

Изготовление восковых моделей с прикусными валиками

Определение и фиксация ЦО

Загипсовка моделей в окклюдатор (артикулятор), нанесение частей протеза на модели.

Подготовка опорных зубов под кламмера, окклюзионные накладки алмазными головками

Снятие двойного оттиска (Speedex) Основная и коррегирующая массы

Изготовление рабочей модели (супергипс, вибростолик)

Изучение модели в параллелометре, нанесение каркаса бюгельного протеза

Подготовка модели к дублированию (залить воском поднутрения) и получение негативной формы из (гелин разогревают на водяной бане,модель крепят в кювете. Заливают дубликатную массу и а 20мин в холодную воду)

Получение огнеупорной модели (заполнение формы огнеупорной массой на вибростолике). Через 40 минут срезают гелин в направлении от модели Силикан

Моделирование конструкции каркаса из воска

Замена восковой композиции на металл путем литья

Обработка протеза и припасовка его на модель.

Коррекция окклюзионных контактов с копировальной бумагой. Припасовка в полости рта пациента с окклюзионными валиками

Изготовление базиса с искусственными зубами. Замена воска на пластмассу. Обработка протеза.

Припасовка и наложение бюгельного протеза в полости рта. Оценка протеза. Рекомендации.

7.Клинико-лабораторные этапы изготовления съемных цельнолитых шин –протезов (бюгельных протезов с кламмерной фиксацией).
Клинические этапы:

1этап - Обследование пациента:

1. постановка диагноза;

2. составление плана лечения.

3. Подготовка зубных рядов и зубов к протезированию.

4. Получение оттисков.

1. Определение ЦО

2. Изучение моделей в параллелометре.

3. Нанесение рисунка каркаса бюгельного протеза

3этап - Проверка конструкции металлического каркаса в полости рта.

4этап- Проверка конструкции бюгельного протеза в полости рта.
5этап- Припасовка и наложение бюгельного протеза. Рекомендации по пользованию и уходу за протезом.

Лабораторные этапы:
1этап-

· Изготовление восковых базисов с окклюзионными валиками.

· Подготовка модели к дублированию
Дублирование гипсовой модели.

· Изготовление огнеупорной модели, ее термохимическая обработка.

· Нанесение рисунка каркаса бюгельного протеза.

· Моделирование каркаса бюгельного протеза.

· Установка литниковой системы.

· Формовка в опоку.

· Механическая обработка каркаса, шлифовка, полировка.

· Припасовка металлического каркаса бюгельного протеза на модели

3этап- Моделировка воскового базиса, подбор и постановка искусственных зубов.

4этап- Замена воска на пластмассу, Окончательная механическая обработка (шлифовка, полировка) протеза.

Читайте также: