Особенности детского зубного протезирования

Обновлено: 05.10.2022

Раньше зубные протезы выступали прерогативой взрослых. Со временем стоматологи и ортодонты стали отмечать рост случаев развития аномалий прикуса у детей, рано расставшимися с зубами. Поэтому детское протезирование становится все более популярным, надежным способом предупреждения неприятных последствий в будущем.

Зачем ребенку протезы зубов

Многим родителям кажется, что нет ничего страшного в отсутствии нескольких зубов у ребенка до момента появления постоянных. Однако игнорирование проблемы приводит к нарушениям функций детского организма:

  • трудности в звукопроизношении. Зубы учувствуют в формировании звуков, ребенок приспособится и после того, как вырастут коренные элементы, станет неправильно произносить слова – дефект речи налицо;
  • заболевания ЖКТ – плохо пережеванная пища, травмирует слизистую оболочку органов системы, приводит к развитию локальных болезней, плохому усваиванию полезных компонентов;
  • нарушение прикуса – когда ребенок рано лишается зуба, его место занимают другие жевательные единицы, коренному зубу расти некуда – он растет вне ряда. Итог – формируется неправильный прикус, появляется эстетический недостаток и психологический дискомфорт.

Протез зуба ребенку призван на время заменить отсутствующий элемент и помочь избежать неприятных последствий.

Когда показано протезирование

Протезирование зубов у детей проводят при следующих обстоятельствах:

  • зуб поражен кариесом и не поддается восстановлению;
  • элемент откололся на уровне основания, корня;
  • ткани поражены флюорозом;
  • диагностировано воспаление кости, при котором удаление зубов неизбежно;
  • определен периодонтит, ставший причиной подвижности единиц;
  • у ребенка бруксизм;
  • у пациента недоразвитая эмаль или прочие локальные врожденные патологии.

Виды детских зубных протезов

В зависимости от переданных функций (назначения) детский зубной протез для молочных зубов может быть съемным и несъемным.

Съемное протезирование

Определяющая характеристика изделий – возможность снять конструкцию без помощи врача, если того требуют обстоятельства. Их изготавливают из однородного материала или сочетают несколько. В практике детской стоматологии применяют:

  • мостовидный протез. Нужен для замещения дефектов значительной протяженности (от 3 и больше). Обычно изделие производят из разного вида пластмасс. Не исключено применение металла для создания фиксирующих элементов или отдельных деталей структуры;
  • пластинчатый протез. Изделие состоит из пластикового базиса и креплений. Бывает стационарным, раздвижным. Этот же вид структур эффективен в ортодонтической терапии при исправлении патологий прикуса и выравнивании отдельных элементов в ряду;
  • иммедиат-протез или «бабочка». Цельнолитая структура из термопластичной нейлоновой базы. Это коронка, дополненная замочками, которые «цепляются» за соседние единицы и фиксируют протез на месте. Обычно такую конструкцию устанавливают, если ребенок потерял один «молочник» из-за травмы.

Несъемное протезирование

Несъемное детское протезирование зубов актуально в случаях, когда предстоит восстановить частичные дефекты (зуб ребенка остается на месте). Речь идет о таких изделиях, как:

  • вкладка. Несъемные ортопедические конструкции помогают «воскресить» разрушенную коронку зуба при сохранности пульпы и зубного корня. Иными словами, это объемная пломба, которая замещает собой разрушенную часть зуба, сохраняя анатомическую форму единицы;
  • штифтовая вкладка. Установка протеза показана при повреждении нерва и необходимости его резекции, а также при практически полностью разрушенной коронке и сохранившемся корне. Штифт доктор фиксирует аккуратно, не травмируя тонкие корневые стенки. Штифты изготавливают из хромоникелевых или золотых сплавов, коронку «дорабатывают» фарфоровыми или пластиковыми фасетками;
  • коронка. Металлическая конструкция, которая замещает собой коронковую часть разрушившегося зуба. В таком случае применяют хромоникелевый сплав или медицинскую сталь;
  • Strip коронка – это прозрачное изделие. Его применяют при травмах, кариозном поражении, бруксизме. Изготавливают «колпачок» из прозрачного акрила, второстепенная роль принадлежит пломбировочному составу.

Какими должны быть протезы для детей

Детские протезы зубов должны соответствовать повышенным требованиям, а именно:

  • не мешать формированию детской речи, дикции;
  • быть эстетичными, предельно простыми в использовании;
  • не вызывать аллергии, не оказывать токсичного воздействия на организм ребенка;
  • не травмировать слизистую ротовой полости;
  • обладать минимальной усадкой, разбуханием;
  • быть устойчивыми к формированию налета.

Не всегда удается исключить все негативные влияния протезов на детский организм. В таких случаях делают выбор в пользу тех изделий, которые наносят минимальный урон.

Ход протезирования

Независимо от вида протезной структуры процедура включает следующие этапы:

  • осмотр, консультация;
  • диагностика – проводят опрос, обследуют ребенка (проводят рентгенограмму);
  • подготовка к фиксации протеза. Если необходимо пролечивают зуб;
  • снятие слепков;
  • производство изделия;
  • примерка и установка протеза.

Перед фиксацией любого вида изделия требуется общая подготовка единицы – организация профессиональной чистки эмалевого слоя.

Как носить и ухаживать за протезами

Эксплуатация и гигиены детских протезов ничем не отличается от правил в отношении изделий для взрослых. Несъемные структуры чистят мягкой щеткой и специальной пастой, которую подбирает детский врач.

Съемные конструкции снимают перед ночным сном и кладут в емкость с дезинфицирующим составом. Важно соблюдать диету. Стоит исключить из меню ребенка твердые продукты, чтобы предупредить скол, поломку изделия.

Противопоказания

Обычно речь заходит о временных ограничениях к протезированию. Это:

  • вирусные, воспалительные несистемные патологии (острые периоды);
  • недавно проведенная лучевая терапия;
  • стресс;
  • несоответствующая гигиена полости рта.

При чувствительности к материалу протеза выбирают альтернативу, которая не вызовет у ребенка аллергию.

Детское протезирование зубов: цены

Указать точную цену протезирования нельзя. Стоимость услуг зависит от вида протеза, протяженности дефекта, материала изготовления конструкции. Дополнительно родители ребенка оплачивают лечение кариеса, пломбировку каналов и прочие мероприятия, которые приходится проводить в рамках детского протезирования.

Почему в Стокос детские протезы ставить надежно

Клиника Стокос в Санкт-Петербурге неустанно работает над тем, чтобы маленьким пациентам и им родителям было спокойно и комфортно в наших стенах. Нашим врачам доверяют, потому что с нами:

  • надежно. В стоматологии «Стокос» работают опытные, дипломированные врачи, которые подходят к делу с умом, никогда не действуют « по шаблону»;
  • спокойно. Наши стоматологи умеют расположить ребенка к себе и процессу – родителям не приходится волноваться за свое чадо;
  • комфортно. Наш персонал всегда вежлив к обратившимся, улыбчив и оперативен в принятии мер;
  • недорого. Мы устанавливаем лояльные цены на услуги.

Запишитесь на прием к нашему врачу прямо сейчас – ведь здесь, у нас, рождаются искренние улыбки!

Коронки на молочные зубы

Тот факт, что «молочники» «все равно выпадут», дает основание некоторым родителям игнорировать патологии молочных единиц и относиться к необходимости их удаления, как к временной неприятности. Такой «настрой» чреват серьезными последствиями: аномалиями прикуса, нарушениями дикции и патологиями ЖКТ. Взрослым пациентам в случае потери зуба ставят протез. Нужны ли коронки на молочные зубы и когда?

Протезирование зубов у детей

Сам факт протезирования зубов у детей многих приводит в недоумение. Зачем протезировать молочные зубы, если они в скором времени и так выпадут, а на их месте вырастут постоянные? Однако наличие всех зубов в полости рта для малыша не менее важно, чем для взрослого человека, а в некоторых случаях – просто необходимо. О том, с какой целью проводится протезирование зубов у детей, рассказывает Startsmile.

Содержание статьи

  • Для чего нужно протезирование молочных зубов?
  • Показания к протезированию зубов у детей
  • Особенности протезирования зубов у детей
  • Виды протезов для зубов у детей
  • Протезы для зубов
  • Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов?
  • Профилактика протезирования зубов у детей
  • Цены на протезирование зубов у детей

Для чего нужно протезирование молочных зубов?

Протезирование молочных зубов подразумевает восстановление с помощью искусственных материалов поврежденных или удаленных зубов у детей. При этом можно установить как один зубной протез, так и мост из нескольких коронок. Раньше считалось, что в зубных протезах нуждаются только взрослые люди. Но сравнительно недавно врачи пришли к выводу, что преждевременная потеря молочных зубов серьезно нарушает жевательную функцию и отрицательно влияет на здоровье ребенка в целом. Кроме того, отсутствие молочных зубов значительно портит внешность малыша и, как следствие, подрывает его уверенность в себе. Поэтому сегодня родители, озабоченные душевным и физическим состоянием своих детей, все чаще обращаются в клиники по поводу протезирования молочных зубов, тем самым обеспечивая непрерывно растущую популярность данному направлению в стоматологии.

Показания к протезированию зубов у детей

Точный ответ на вопрос, требуется ли вашему ребенку протезирование молочных зубов, может дать только детский врач-стоматолог. Обычно протезирование молочных зубов у детей проводится при наличии следующих показаний:

  • Разрушение молочного зуба кариесом и невозможность его восстановления. Отсутствие коренных зубов негативно отражается на пережевывании пищи, приводит к заболеваниям желудка и нежелательному снижению веса у детей. Потеря же фронтальных зубов может спровоцировать возникновение дефектов речи или психологических комплексов.
  • Разрушение зубов флюорозом. Это хроническое заболевание развивается еще до прорезывания зубов, а впоследствии вызывает появление на них пятен и приводит к их разрушению. Протезирование молочных зубов помогает предотвратить этот процесс и сохранить эстетику детской улыбки.
  • Необходимость удаления зуба в связи с воспалением надкостницы. Это заболевание нередко вызывает появление новообразований, сопровождающихся болями. Зачастую в таких случаях зуб подлежит обязательному удалению.
  • Расшатывание или выпадение зубов при периодонтите. Это заболевание, при котором поражается соединительная ткань между костью зубной лунки и корневым цементом. Оно может также привести к нежелательной потере зубов у ребенка, а потому является еще одним показанием к протезированию молочных зубов.
  • Раннее выпадение молочного зуба. Выпадение молочного зуба за год и более до появления постоянного приводит к укорочению зубного ряда в постоянном прикусе у детей, ненормальному прорезыванию постоянных зубов и значительным нарушениям в зубочелюстной системе.
  • Травма зуба. Дети в силу своего активного образа жизни гораздо чаще, чем взрослые, подвержены травмам. А преждевременная потеря даже одного молочного зуба, как уже отмечалось выше, может привести к нежелательным для детского организма последствиям.
  • Непроизвольный скрежет зубами (бруксизм). При несвоевременном лечении это заболевание может привести к деформации или преждевременной потере зуба.
  • Адентия. Это полное или частичное отсутствие зубов, которое может быть как врожденным, так и вызванным объективными причинами.

Особенности протезирования зубов у детей

Детское протезирование зубов имеет свои нюансы. Во-первых, у взрослых челюсть сформирована, тогда как ребенок все время растет, и стоматолог должен сделать все возможное, чтобы протезирование молочных зубов не вызвало нарушение процессов развития в организме. Поэтому протезы для зубов для детей должны быть гипоаллергенными, безопасными, удобными, устойчивыми к воздействию химических веществ. Поэтому для изготовления детских зубных протезов используются такие материалы, как акрил, сталь с хромовым покрытием, нержавеющая сталь, сплавы серебра и олова. Во-вторых, детские конструкции не должны мешать развитию челюсти.

По своему назначению зубные протезы для детей подразделяются на следующие группы:

  • лечебные – восстанавливают функции и корректируют строение зубов;
  • профилактические – предотвращают деформации и патологии развития зубов и челюстей;
  • фиксирующие – служат для крепления ортодонтических аппаратов и лечебных материалов.

Детские зубы назвал молочными еще Гиппократ. Он был убежден, что первая смена человеческих зубов развивается из молока, которым питаются младенцы.

Фото винта фиксирующего коронку

Виды протезов для зубов у детей

Обычно детям устанавливаются несъемные, съемные или условно-съемные зубные протезы. Съемные (временные) протезы изготавливаются по индивидуальным отпечаткам челюстей, иногда с дополнительными элементами (винтами, пружинами, дугами). В детском протезировании зубов их устанавливают при отсутствии нескольких зубов с целью расширения челюсти или исправления расположения зубов, и они подлежат регулярной замене по мере роста ребенка. Несъемные зубные протезы устанавливаются для длительного ношения и удаляются вместе с выпадающими молочными зубами.

Протезы для зубов

Вид протеза Материал Характеристики
Коронки Нержавеющая сталь, сплавы металлов, акрил (Strip-коронки) Сплавы металлов Используются при частичном поражении зубов кариесом, травме, бруксизме. Процедура установки таких протезов проходит намного быстрее и проще, чем обычное пломбирование. При этом пульпа сохраняется, а обточка зуба производится по методике для «взрослого» протезирования. В процессе монтажа коронки врач должен внимательно следить за тем, чтобы коронка не заходила за край десны. Несъемные коронки можно устанавливать детям в возрасте от 1 года до 12 лет, поскольку они не влияют на естественный процесс выпадения молочных зубов.
Штифты Сплавы металлов Конструкция штифта для детского протезирования зубов аналогична конструкции штифта у взрослых. Детский штифт отличается только специальным элементом для более надежной фиксации. Как правило, штифты устанавливаются в корни фронтальных зубов в верхней челюсти и клыков нижней челюсти. Согласно общепринятой методике, препарирование наддесневой части корня для последующего протезирования штифтом проводится карборундовыми камнями.
Вкладки Сплавы металлов Микропротезы, которые устанавливаются вместо отсутствующих тканей и воссоздают анатомическую форму зуба. В протезировании молочных зубов используются для устранения дефектов с обязательным сохранением зубной пульпы.
Мостовидные протезы Нержавеющая сталь, сплавы металлов Конструкция, состоящая из нескольких коронок, которая крепится к естественным зубам. Восстанавливает функцию жевания и сохраняет эстетику улыбки.
Иммедиат-протезы Акрил, нейлон Самый популярный вид частично-съемных протезов. Используется для замены одного утраченного зуба. Почти незаметен. Требует привыкания. Характеризуется отсутствием противопоказаний и подходит всем пациентам без исключения.
Бюгельные протезы Нейлон Удобные, обеспечивают равномерное распределение нагрузки между всеми зубами. В точности повторяют контуры десен и потому достаточно сложны в изготовлении и требуют нескольких посещений стоматолога. Эластичные и гибкие, они фиксируются на соседних зубах мягкими нейлоновыми кламмерами. Требуют некоторого привыкания. Не натирают десну, почти не видны за счет своей прозрачности.
Полные покрывные протезы Акрил, нейлон Заменяют полностью все зубы на одной или обеих челюстях. Крепятся к небу путем присасывания или при помощи специального крема. Они отличаются прочностью и не нуждаются в особом уходе.

Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов?

При выборе клиники для протезирования молочных зубов необходимо изучить информацию об учреждениях, осуществляющих эту процедуру, и, в частности, узнать о наличии у них лицензий на оказание стоматологических услуг детям. Таких клиник немного, но стоит все-таки озадачиться поиском именно той стоматологии, где вашему ребенку окажут профессиональную помощь по протезированию молочных зубов специалисты с соответствующей квалификацией.

Дети должны ухаживать за зубными протезами так же, как и за естественными зубами. Необходимо чистить зубы дважды в день и после каждого приема пищи. При отсутствии необходимых условий для этого допустимо полоскание чистой водой и применение зубной нити. В отдельных случаях, в зависимости от материала зубных протезов, необходимо проводить регулярную профессиональную чистку зубных протезов в стоматологическом кабинете.

Фото зубной вкладки во рту у ребенка

Профилактика протезирования зубов у детей

Преждевременной утраты молочных зубов, а значит, и протезирования зубов у детей можно избежать, если своевременно и регулярно посещать стоматолога, который диагностирует состояние зубов, выявит возможные дефекты прикуса и заболевания полости рта. Правильный уход за зубами и посещение профилактических осмотров позволит устранить проблему на начальной стадии, избежать потери зуба и необходимости протезирования. Немаловажную роль в сохранности молочных зубов играет и питание ребенка. Ведь при недостатке нужных растущему организму веществ зубы разрушаются сами, без механического воздействия на них. В настоящее время при занятости родителей, неблагоприятных экологических и экономических факторах состояние зубов у детей с каждым днем ухудшается и протезирование молочных зубов приобретает все большую актуальность. Поэтому следует принимать профилактические меры для сохранения здоровья зубов с ранних лет.


Фото бюгельного зубного протеза для детей

Цены на протезирование зубов у детей

Стоимость протезирования молочных зубов зависит от категории клиники, квалификации специалиста, объема работы зубного техника и материала, из которого будет изготовлен протез. При этом первичная консультация детского стоматолога в большинстве клиник проводится бесплатно.

Зубное протезирование у детей. Необходимость зубного протезирования у детей.

Зубное протезирование у детей является разделом ортопедической стоматологии. Этот раздел, еще более молодой, чем ортодонтия и челюстно-лицевая ортопедия. Отдел «Зубное протезирование у детей» зародился и начал успешно развиваться только в последнее время, главным образом благодаря усилиям и работам советских стоматологов. Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до последнего времени существовало мнение, что протезирование детей не только неэффективно, но даже вредно.
Сторонники этих взглядов указывали, что зубное протезирование у детей влечет за собою торможение роста и развития челюстных костей.

Что касается детей до 6 лет, то, по их мнению, возмещение дефектов зубов и зубгых рядов у этих детей вообще считалось бесцельным и несущественным, так как молочные зубы временные и вскоре заменяются постоянными зубами. Между тем отечественными авторами доказано, что можно создать такую конструкцию протеза, которая не тормозит роста челюстей у ребенка. Для этого необходимо создать рациональный бескламмерный съемный протез или раздвижной несъемный протез с учетом анатомофизиологических особенностей зубной системы у детей.

Отечественными авторами также установлено, что своевременно изготовленный рациональный детский протез стимулирует рост челюсти и оказывает полезное, а не вредное влияние на челюсть.

Дело в том, что имеются три фактора, стимулирующие рост челюстных костей у детей. Первый фактор — это биологическая тенденция к росту, которая заложена в природе всякой молодой развивающейся ткани; второй фактор — процесс прорезывания зубов; третий — жевательная функция.

необходимость протезирования зубов

При отсутствии зубов вследствие их порчи и гибели, как известно, происходит атрофия костной ткани челюстей в области утерянных зубов. Тем более, кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии. При возмещении дефектов зубного ряда протезом кости челюсти начинают вновь выполнять полноценным образом функцию жевания и благодаря естественным функциональным раздражениям нормально развиваются.

Что касается ретинированных зубов, то протез не только способствует росту кости, но и прорезыванию зубов. Костная ткань альвеолярного отростка истончается и зуб легко преодолевает трудность продвижения во внеальвеолярное пространство. Благодаря протезированию не только улучшается жевательная функция, что способствует лучшему усвоению пищи и нормальной деятельности пищеварительной и всасывающей системы, но становится четкой речь и изменяется внешний вид к лучшему. А это имеет важное значение для психики ребенка и состояния всего детского организма.

Ведь известно, что дети (и не только дети), не имеющие зубов, особенно во фронтальной области, стараются не смеяться, закрывают рот рукой во время разговора, всегда плохо настроены и нередко страдают психической депрессией. При протезировании изменяется к лучшему настроение, поднимается общий тонус детского организма и ребенок не чувствует больше своего физического недостатка.

Следует еще отметить, что полноценная зубочелюстная система в периоде молочного прикуса имеет большое значение с точки зрения онтогенетического развития жевательного аппарата. Неполноценная функция вследствие недостатка молочных зубов приводит к укорочению зубного ряда в постоянном прикусе, к ненормальному прорезыванию постоянных зубов, к некоторой деформации челюстных костей.

Потеря хотя бы одного молочного зуба в возрасте 2—4 лет «вызывает редукцию основного эволюционного материала в развивающемся органе», пишет Ф. Крауз. Вот почему зубное протезирование у детей является весьма благоприятным фактором как для нормального развития всего жевательного аппарата, так и других физиологических систем. Этого не сознавали врачи-стоматологи старой формации и поэтому не занимались возмещением дефектов зубов и зубных рядов у детей.

Пионером развития этого раздела стоматологии в Советском Союзе является Л. В. Ильина-Маркосян, которая в 1937 г. занялась изучением этого вопроса и посвятила детскому протезированию свою кандидатскую диссертацию. Ее примеру последовала Ю. М. Александрова, которая написала тоже диссертацию на эту тему. В последнее время появились работы по протезированию зубов у детей Э. Ковальски, И. Минха, Б. Першина, О. О. Духек. Особенно ценен труд Ф. Крауза под названием «Профилактика и лечение эволюционных расстройств орофациальной системы».

Своим происхождением этот раздел, конечно, обязан своему старшему собрату—зубному протезированию у взрослых, который зародился еще за несколько столетий до нашей эры и является древней медицинской дисциплиной. Зубному протезированию у детей, естественно, свойственны почти все черты, характерные для зубного протезирования вообще. Однако этот раздел имеет свои особенности, ибо при изучении и внедрении его в практику протезных учреждений нельзя механически перенести все теоретические и клинические положения из общего зубного протезирования, а необходимо строго учесть возрастные особенности детского организма, специфику строения их жевательного аппарата, те отличительные признаки, которые отмечают становление и развитие зубочелюстной системы в сравнении с другими физиологическими системами.

Следует указать, что эмбриональный период развития зубочелюстной системы наблюдается в зубочелюстной системе не только в антенатальном периоде, в утробе матери, но и в постнатальном периоде, т. е. после рождения. Мы имеем в виду фолликулы некоторых жевательных постоянных зубов, которые не только развиваются, но даже закладываются после рождения ребенка. Кроме того, ни в одной физиологической системе не исчезает полностью целый орган и заменяется новым так, как это имеет место в зубной системе.

В других системах возникают только некоторые изменения в связи с возрастом, дальнейшим развитием и ростом. В зубной же системе зубы молочного прикуса все выпадают и вместо них целиком появляется новый зубной аппарат — зубы постоянного прикуса, т. е. происходит полная замена одного органа другим.

Все эти особенности обязательно должны наложить отпечаток на уход, профилактику и лечение дефектов и деформаций зубочелюстной системы. В зависимости от этого планируются конструкции аппарата, сроки их службы и клинические показания к ним.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Несъемные профилактические аппараты для детей. Мостовидное протезирование у детей.

Несъемные профилактические аппараты применяются в тех случаях, когда была произведена ранняя экстракция какого-либо зуба и возникла необходимость сохранить образовавшийся промежуток в зубном ряду, чтобы предупредить смещение соседних зубов и зубов-антагонистов, а также деформацию зубной дуги. Несъемные профилактические аппараты бывают двоякого рода: боковые и фронтальные.

Несъемный профилактический аппарат состоит из фиксирующей коронки, промежуточной части, замещающей недостающий зуб, и распорки с окклюзионной или небной накладкой. К дополнительным частям аппарата относятся вкладки, расположенные в ближайших к дефекту зубах, или коронки, на которые опираются окклюзионные накладки.

Методика проведения клинических этапов при изготовлении бокового аппарата следующая: фиксирующая коронка изготовляется точно так же, как временная коронка для детей. Если зуб интактный, а коронка мешает смыканию зубов, в ней можно пропилить отверстие, благодаря чему не будет подниматься прикус в месте смыкания с антагонистами.

Промежуточная часть должна иметь форму круглой или овальной штанги толщиной 3—4 мм и должна быть смоделирована таким образом, чтобы при смыкании зубов она укладывалась в продольные фиссуры зубов-антагонистов. Распорка заканчивается вилкой, которая не охватывает зуб, но препятствует его смещению в сторону дефекта. Боковые отростки располагаются на щечной и язычной поверхностях зуба и имеют длину 2,5—3 мм. Окклюзионная накладка укладывается на жевательной поверхности поддерживающего зуба в его естественной фиссуре.

протезирование у детей

При двусторонних дефектах чаще всего применяют съемные бескламмерные протезы, возмещающие дефекты искусственными зубами.

Что касается фронтальных профилактических аппаратов, то они должны, кроме прямого своего назначения, отвечать косметическим требованиям. Поэтому промежуточная часть делается в виде зуба. Сторона промежуточной части, обращенная к слизистой оболочке, не должна плотно прилегать к ней и заполнять впадину, образовавшуюся после экстракции зуба.

Вместо вилки достаточно одной окклюзионной накладки, которая является продолжением промежуточной части. Она располагается на зубном бугорке с небной стороны. Длина ее должна быть равна 1,5—2 мм.

Мостовидное протезирование у детей.

Особенностью мостовидного протезирования у детей является то, что оно не должно задерживать роста челюстных костей.
Если клиническая картина такая, что можно на одном зубе укрепить недостающий зуб, то опасность торможения роста челюстей исключается и протез одновременно является не только функциональным, но и профилактическим: он препятствует перемещению соседних зубов в сторону промежутка. Например, если не хватает центрального резца, то можно боковой резец сделать опорным и на одной коронке укрепить недостающий зуб.

Л. В. Ильина-Маркосян предлагает для большей устойчивости протеза применять дополнительное приспособление в виде небной накладки, опирающейся на зуб, расположенный рядом с дефектом с другой стороны.

При необходимости укрепить протез на двух опорных зубах во избежание задержки роста челюстных костей у детей Л. В. Ильина-Маркосян предлагает применять раздвижные мостовидные протезы. Опорные зубы используются для укрепления штифтовых зубов или коронок, к которым припаиваются искусственные зубы. Промежуточная часть протеза состоит из двух звеньев, подвижно соединенных между собой посредством задвижки. Раздвижные мостовидные протезы чаще всего применяются при отсутствии фронтальных зубов!

Подвижное соединение частей фронтального мостовидного протеза осуществляется следующим образом: к защитной пластинке для фасетки, которая спаивается с одной коронкой, добавляют отросток квадратной или полукруглой формы длиной 3—4 мм и толщиной 1,5—2 мм. Другую часть мостовидного протеза моделируют таким образом, чтобы на небной поверхности,второго искусственного зуба было прямоугольное или полукруглое углубление, соответствующее по величине и форме упомянутому выше отростку.

Отросток должен входить в углубление прямолинейно, и, таким образом, при росте челюсти части мостовидного протеза будут свободно расходиться.

Для правильной установки задвижки при сдаче протеза обе части готового протеза укрепляют на зубах одновременно.

- Вернуться в оглавление раздела "Стоматология."

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Пластиночные протезы для детей. Пути развития ортодонтии.

Пластиночные протезы применяются при отсутствии большого количества зубов, например после травмы или при адентии. Пластиночные протезы, кроме качеств, свойственных несъемным протезам, — возмещать анатомическую целость зубных дуг и восстанавливать их нарушенную функцию — обладают свойством стимулировать рост челюстей и вызывать прорезывание ретинированных зубов. Особенности пластиночных протезов у детей следующие: они изготовляются без кламмеров и фиксируются главным образом за счет увеличения границы протезной пластинки.

На верхней челюсти граница протеза заканчивается позади шестых зубов, на нижней челюсти пластинка также должна охватить с язычной стороны шестые зубы, а при отсутствии их — седьмые. При наличии резко выраженного небного валика последний не перекрывается пластинкой, а границы протеза заканчиваются позади первых моляров.

Продолжительность пользования пластиночными протезами для детей и подростков зависит от возраста. У детей до 11 лет протезы подлежат замене через 8—10 месяцев; 11—15 лет—через 1 — 1,5 года; 18 лет—через— 1,5— 2 года.

При ретинированных зубах применяются накусочные пластинки А. Я- Катца. Пластинки изготовляются таким образом, чтобы в области ретинированного зуба было утолщение, поднимающее прикус, повышение жевательного давления вызывает перестройку альвеолярного отростка и способствует прорезыванию ретинированных зубов. Как только зуб начинает прорезываться, в пластинке вытачивают выемку, а затем отверстие с тем, чтобы не задерживать дальнейшего прорезывания зуба.

При припасовке протезов у детей следует тщательно устранять все точки, которые могут служить причиной балансирования протеза. Зубы у детей легче перемещаются, чем у взрослых, и повышенное жевательное давление, сосредоточенное на отдельных зубах, может вызвать их смещение. Очень важно научить ребенка тщательно ухаживать за протезом и естественными зубами. На время сна протез нужно вынимать из полости рта. Ребенок должен находиться под регулярным наблюдением врача: необходимо являться к нему вначале через неделю, потом один раз в месяц. Через год детский зубной протез должен заменяться новым.

протезы у детей

Пути развития ортодонтии.

Ортодонтия как неотъемлемая часть ортопедической стоматологии отражает все этапы развития последней, характер и особенности ее роста, преобладание техницизма в стадии ее становления и последующую перестройку в духе прогрессивного физиологического направления.

Первоначальным стимулом к развитию ортодонтии так же, как и всей ортопедической стоматологии, являлись косметические соображения. Поэтому на заре развития ортодонтии мысль стоматологов была направлена только на исправление аномалий положения отдельных зубов, ухудшающих внешний вид ребенка.

Первое упоминание об ортодонтии имеется в книге Цельса (Alius Cornelius Celsus) под названием «De medicina» (I век до н. э.). После этого прошло много веков и никаких сведений об ортодонтии не было опубликовано. В 1619 г. Фабрициус (Heronymus Fabricius) описал свой метод исправления положения зубов.

Ортодонтические аппараты, дошедшие до нас, представляли собой широкие плоские металлические полосы с отверстиями, при помощи которых они укреплялись во рту и производили давление или тягу на аномалийно расположенные зубы.

До этого периода лечение аномалийного положения зубов заключалось в давлении на них пальцами или их удалении. Усовершенствование методов лечения шло по линии изобретения новой аппаратуры для исправления положения аномалийных зубов и улучшения техники изготовления старой.

В 1728 г. вышел в свет научный труд Пьера Фошара «Lechirurgien dentiste ou traite de dents», в котором были описаны металлические дуги для расширения зубного ряда. Он же предложил аппарат, который расширяет челюсти и одновременно перемещает отдельные зубы кнаружи посредством пружинящей проволоки.

В XVIII веке были также предложены аппараты: наклонная плоскость для исправления прогении (Хунтер, 1771), подбородочная каппа. В первой половине XIX века предложены почти современные ортодонтические аппараты. Делабар (1819) предложил приспособление для повышения прикуса. Шанже (1841) предложил бандаж; Двинель в 1848 г. предложил винт.

Во второй половине XIX века Эванс изобрел ортодонтическую дугу. Одновременно с этим совершенствовались способы укрепления дуги и была предложена для этой цели шелковая и металлическая лигатура (1846). Во второй половине XIX века стал известен винт Кингслея (1866). В то же время была предложена Кингслеем съемная ортодонтическая аппаратура.

К ней относятся фарфоровая накусочная пластинка и пластинка с пружинящей петлей для расширения верхней челюсти (Коффин, 1882; Норд, 1930). Тогда же опубликован труд Феррара, который первый выдвигает идею о дозировании силы, прилагаемой в ортодонтической практике (перемещение зуба в течение одного дня по 0,1 мм). Для этой цели он широко пользовался винтом, им усовершенствованным. В 1892 г. была предложена система межчелюстной тяги (Кез, Беккер).

К этому же времени относится и предложение Энгля, разработавшего свой универсальный дуговой аппарат, в основу которого легла конструкция дуги Эванса. Он также усовершенствовал метод межчелюстной тяги и поэтому метод называется ABC (Angle, Bakker, Case).

В нашей стране началось развитие ортодонтии еще до Великой Октябрьской социалистической революции. Так, в 1909 г. были опубликованы статья Кодимского о лечении небного положения верхних зубов и статья Варшачика о регулировании зубов резиновыми кольцами; на заседаниях Московского одонтологического общества в начале XX века часто демонстрировались модели, иллюстрирующие деформации зубочелюстной системы и методы их лечения.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: