Осложнения и ошибки при шинировании зубов

Обновлено: 29.09.2022

Шинирование зубов. Депульпация зубов при парадонтозе.

Что касается вопроса, какие зубы включаются в шину, то, определив степень подвижности зубов, врач должен оставить во рту только зубы с патологической подвижностью первой и второй степеней. Некоторые авторы, переоценивающие значение шин, придерживаются мысли о более щадящих способах подготовки полости рта к протезированию и возможно большем сохранении остаточного зубного ряда и включают в шину зубы, даже пораженные пародонтозом третьей степени.

Между тем такая мнимощадящая терапия приносит только вред, а не пользу. Во-первых, зуб с патологической подвижностью третьей степени доводит до минимума срок службы шины, ибо эти зубы через полгода, максимум год, становятся столь подвижными, что сами выпадают, а это вызывает необходимость переделки всей шины. Во-вторых, зубы при пародонтозе с подвижностью третьей степени могут служить причиной воспаления соседних участков альевеолярного отростка; в-третьих, зуб, пораженный пародонтозом третьей степени, является опасным инфекционным очагом в полости рта, а иногда фактором интоксикации всего организма.

Ввиду всего изложенного зубы, пораженные пародонтозом третьей степени, в особенности при экссудативной форме заболевания, подлежат удалению. Не включаются в шину, а подлежат удалению также следующие зубы, пораженные пародонтозом: жевательные зубы, выдвинувшиеся из альвеолы (феномен Попова) вследствие отсутствия антагонистов, и жевательные зубы с обнаженной бифуркацией корней, в особенности если они болезненны.

Депульпация зубов. Важным вопросом в лечении пародонтоза является вопрос о депульпации зубов, пораженных пародонтозом. Известно, что по этому вопросу существуют разные точки зрения. Одни авторы (П. П. Львов, Д. А. Энтин, И. О. Новик, Н. Н. Несмеянов, Порт Эйлер) считают, что благодаря депульпации зубов создаются сдвиги в кровоснабжении тканей пародонтоза, благоприятные для ликвидации пародонтоза.

Они ссылаются на то, что гангренозные и депульпированные зубы редко поражаются пародонтозом. Другие (Руа) полагают, что депульпация зубов имеет не лечебное значение, а профилактическое, а поэтому они считают целесообразным умерщвление пульпы в зубах, еще не пораженных пародонтозом, но могущих стать пародонтозными вследствие поражения пародонтозом других участков зубной системы; депульпирование зубов, уже заболевших пародонтозом, они они считают неэффективным.

шинирование зубов

Третьи авторы (И. Г. Лукомский, А. А. Анищенко и др.) находят, что депульпирование зубов не имеет ни профилактического, ни лечебного значения и поэтому считают нецелесообразной депульпацию зубов при пародонтозе.

Мы присоединяемся к третьей точке зрения, особенно учитывая недостатки, которыми страдает метод депульпации. Депульпация зубов является весьма трудоемкой работой для врача и не всегда возможна вследствие морфологических особенностей зубов, в частности фронтальных нижних зубов. Нередко она ведет к гибели интактных зубов в результате возникновения воспалительных явлений в области периапикальных тканей и, наконец, связана с образованием потенциальных инфекционных очагов в полости рта больного (мертвые зубы), и без того неблагополучной с гигиенической точки зрения («угрожаема» по ротовому сепсису).

Таким образом, депульпация, как правило, не показана при шинировании зубов.

Деление шин

Шины делятся нами по следующим признакам: 1) способ передачи жевательного давления; 2) материал, из которого их готовят; 3) конструкция; 4) характер соединения с протезом; 5) протяженность.

По способу передачи жевательного давления шины подразделяются на шины, полностью перекрывающие окклюзионные (режущие или жевательные) поверхности, перекрывающие эти поверхности частично и совсем не перекрывающие их. В случае применения шин, полностью перекрывающих окклюзионные поверхности, все жевательное давление падает на шины и воспринимается подвижными зубами через шины; при применении шин, не полностью перекрывающих окклюзионные поверхности, часть давления падает на шины и часть — на открытые окклюзионные поверхности подвижных зубов.

Как известно, нагрузка зуба состоит из горизонтальных и вертикальных компонентов. При диастемах между подвижными зубами, что характерно для клиники пародонтоза, зубы имеют большую амплитуду движения. В случае соединения их шиной в блок в единое функциональное целое почти полностью снимаются патологические движения в горизонтальном направлении. Что касается вертикальных компонентов нагрузки, то шина, перекрывающая окклюзионные поверхности опорных и подвижных зубов, полностью перемещается только в пределах физиологической подвижности, свойственной опорным зубам.

По конструкции шины подразделяются на съемные и несъемные, а несъемные делятся на кольцевые, полукольцевые, колпачковые, коронковые, капповые, полукоронковые, вкладковые, штифтовые с депульпацией и штифтовые без депульпации зубов. Благодаря этому шинированные подвижные зубы имеют минимальную подвижность в вертикальном направлении. Такая функция пораженных пародонтозом зубов создает физиологические условия для их существования и снимает с них перегрузку.

Если шина не перекрывает окклюзионную поверхность или покрывает лишь часть ее (режущего края), то подвижный зуб подвергается жевательному давлению не только совместно с шиной, но и отдельно — без шины. Это приводит к тому, что подвижные зубы вскоре после шинирования расцементировываются и выскальзывают из-под шины. Таким образом, более целесообразны шины, перекрывающие целиком (а не частично) режущие или жевательные поверхности зубов.

В качестве материала для шин используются пластмассы и различные металлы. Современные пластмассовые шины непрочны, они требуют значительной препаровки коронок подвижных зубов, наносящей большую травму тканям зуба, и показаны лишь в редких случаях. Как правило, должны применяться металлические шины.

По конструкции шины подразделяются на съемные и несъемные, а несъемные делятся на кольцевые, полукольцевые, колпачковые, коронковые, капповые, полукоронковые, вкладковые, штифтовые с депульпацией и штифтовые без депульпации зубов.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Шинирование зубов: показания к процедуре, виды шин и способы шинирования

Для укрепления зубных рядов с тем, чтобы не допустить их расшатывание, которое в итоге может привести к потере зубов, стоматологи применяют шинирование. Чаще всего процедуру проводят на верхних и нижних передних зубах. Шинирование требуется:

  • для стабилизации шатких зубов, в случае неэффективного лечения болезней пародонта;
  • с целью не допустить смещения зубов по отношению к их нормальному положению;
  • для стабилизации зубов после травмы;
  • для фиксации зубов после исправления дефектов брекет-системами;

В ходе лечения необходимость в процедуре шинирования может время от времен, как исчезать, так и снова появляться.

shinirovaniye zubov

Сколько времени носят шины

Врач определяет продолжительность ношения шины пациентом и может назначить временную, долговременную или постоянную шину. Срок ношения временной конструкции составляет менее месяца. Назначают ее на начальном и основном этапе лечения. Временная шина должна быть атравматичной для зубных тканей, а при изменении потребностей процесса лечения ее быстро можно было бы модифицировать. Шина не должна препятствовать проведению манипуляций – гигиенических, терапевтических и хирургических.

Долговременную шину носят от месяца до года. Назначают ее на стадии неопределенности прогноза. Когда доктор неуверен в успехе лечения из-за сильного повреждения пародонтальных структур, но при этом нет прямых показаний к удалению зубов. В долговременной конструкции сочетаются требования к временной и постоянной шине.

Ношение постоянной шины назначается в качестве поддерживающей терапии на срок более года. Конструкция должна отличаться высокими показателями функциональности и эстетики, и при этом не мешать ежедневной гигиене. Стоить заметить, что шины разделены на временные, долговременные и постоянные, больше условно. И между ними иногда не существует четкой границы.

Существует также разделение шин на съемные и несъемные. По лечебным свойствам несъемные конструкции имеют больше преимуществ. Они надежно фиксируют зубы, образуя общий блок из зубных единиц, который противодействует вертикальным и горизонтальным силам, возникающим при жевании. Несъемные шины и мостовидные протезы применяются в зависимости от способа стабилизации зубов. Больше всего разработано конструкций для фронтальных зубов. Это обусловлено особенностями атрофии кости нижней челюсти и высокими эстетическими требованиями к передним зубам. Процедура с применением несъемных конструкций требует препарирования зубов, что является большим минусом данных шин. Для шинирования применяют стекловолокно, арамидную нить, а также коронки и зубные протезы.

Шинирование при заболеваниях пародонта

pokazaniye dlya shinirovaniya

Главным симптомом пародонтита средней и тяжелой степени является шаткость зубов. Когда атрофия постигает костную ткань на ¼ длины корня зуба, развивается подвижность. При пародонтите оголяются шейки зубов, а рентген указывает на убыль кости. С появлением подвижности зубов, развитие атрофии еще больше ускоряется. В итоге зубы меняют свое месторасположение – расходятся, наклоняются в стороны. Для предотвращения подобного явления врач назначает процедуру шинирования. Кроме того, что шинирование стабилизирует положение зубных единиц, оно еще и способствует устранению воспаления десневой ткани.

Для профилактики пародонтита, когда болезнь только еще начинает развиваться, поражая десны и зубы, показано временное шинирование. На более поздних стадиях прибегают к постоянному шинированию, альтернативой которому могут стать временные протезы.

Шинирование показано: при обнажении корней, нарушении положения зубов, а также их шаткости, при кровоточивости десен, наличии отложений на зубах и выраженных зубодесневых карманов. Благодаря процедуре создаются условия для равномерного распределения нагрузки, и в результате пациент может снова полноценно пережевывать пищу.

Методы шинирования

1) Стекловолокно. Это несъемный метод шинирования, к которому обращаться стали сравнительно недавно. Но на сегодня он очень популярен у пациентов, благодаря многим преимуществам. Стекловолокно в шинировании позволяет сохранить даже сильно расшатанные зубы, при этом почти не страдает их целостность.То есть, зубы не обтачивают и не депульпируют. Стекловолоконная шина не мешает гигиеническим процедурам, равномерно распределяет жевательную нагрузку между фиксированными зубами и отличается высокими эстетическими показателями.

shinirovaniye zubnogo ryada

Шинирование с помощью стекловолокна осуществляется в стоматологическом кабинете за один прием. Пациенту проводят местное обезболивание. Вдоль подвижных зубов, на внутренней стороне ряда на глубину 0,5 мм, проделывается бороздка для стекловолоконной нити, которая после укладки закрывается светоотверждаемым пломбировочным материалом. Свет превращает в балку композит со стекловолоконной нитью, благодаря которой зубы сцепливаются неподвижно вместе. Ответственный пациент, внимательно ухаживающий за полостью рта и следующий абсолютно всем советам стоматолога, может рассчитывать на 3-летний срок службы стекловолоконной шины. При этом ему нужно будет раз в год приходить к своему стоматологу для полировки конструкции. Не стоит шинировать передние зубы, если отсутствуют задние. Конструкция может сломаться из-за избыточной жевательной нагрузки на шинированный зубной ряд. Поэтому перед процедурой стекловолоконного шинирования необходимо навести порядок с прикусом и запротезировать недостающие зубные единицы.

2) Вантовое шинирование. Технологически данный метод очень схожий со стекловолоконным. Только для фиксации используется арамидная нить, отличающаяся прочностью, долговечностью, совместимостью с эмалью зубов и отсутствием реакции на пищу или слюну. Процедуру проводят по такой же схеме, что и со стекловолокном. Арамидную ленту укладывают в горизонтальную бороздку и заливают световым композитом. Вантовая технология шинирования имеет те же преимущества, что и стекловолоконная, но считается более физиологичным способом фиксации.

aramidnaya nit

3) Съемные протезы. Металлические кламмеры (крючки) соединяют зубы с помощью шины в единую конструкцию. Ношение съемных протезов стоматолог назначает при отсутствии одного или нескольких зубов. Конструкция заменяет потерянный зуб и одновременно выполняет функцию шинирования для предотвращения болезней пародонта.Она подбирается индивидуально с учетом количества недостающих зубов, деформации ряда, заболеваний десен, вида прикуса, уровня гигиены ротовой полости, наконец, возраста пациента и др.

shiniruyuschiy bugel

4) Несъемные протезы или ортопедические коронки, как вариант шинирования применяются при шатании более 4-х зубов. Конструкция выполнена в виде дуги, что позволяет четко и максимально компактно разместиться протезу в ротовой полости. Здесь крайне важно создать такие условия, чтобы нагрузка могла равномерно распределяться по всей поверхности зубов. Процедура шинирования коронками невозможна без депульпирования и обточки, что является минусом технологии. И только после обработки зубы можно покрывать коронками, скрепленными между собой. Данный вариант обеспечивает надежность и долговечность, а при выборе керамики или металлокерамики, высокую эстетичность.

Осложнения и ошибки в шинировании зубов

Среди осложнений при лечении пародонта с использованием шин, может встречаться:

  • обострение патологии;
  • подвижность опорных зубных единиц;
  • удаление зубов при получении оттиска;
  • болезненные ощущения во время обработки зубов;
  • расцементировка шин.

shinirovaniye pri parodontite

Патологический процесс у больных пародонтозом может наступить вскоре после установки шины. Подобное осложнение возникает при неправильном выборе конструкции шины либо, если шинирование проведено, пренебрегая строгим учетом показаний и противопоказаний к подобному ортопедическому вмешательству. Процедуру необходимо отложить, если патологические процессы часто обостряются и образуются абсцессы, а также при 3-й степени подвижности зубов во рту. Шинирование возможно только после проведения тщательного лечения пародонта и удаления подвижных зубов.

При недостаточной обработке передних зубов и недостаточно точной штамповке коронок может повыситься прикус, а зубы расшататься в переднезаднем направлении. Иногда может отмечаться подвижность зубов-антагонистов после шинирования на одной из челюстей. Это происходит по причине того, что одна группа зубов испытывает усиление механических нагрузок, а другая – ослабление. В таком случае шинируют также и зубы-антагонисты.

Чревата осложнениями кламмерная фиксация зубов. Такие протезы могут расшатывать опорные зубы и травмировать слизистую оболочку. Поэтому лучше не использовать пластиночные протезы, которые фиксируются к зубам только одними кламмерами. Более целесообразный вариант – бюгельные протезы с наличием фиксирующих приспособлений и комбинированных кламмеров, лабильно или полулабильно соединенных с дугой протеза.

У некоторых пациентов при обработке зубов возникает резкая боль, что затрудняет установку шины. При возникновении чувствительности зубы необходимо обработать анестезирующими жидкостями или пастами. При изготовлении шин/протезов во внимание берется, как коэффициент потери эффективности жевательной функции, так и степень нарушения естественного равновесия зубных рядов. Поэтому для фиксации несъемных конструкций необходимо включать сразу несколько зубов, которые окружают дефект. За счет такой фиксации шины-протеза минимизируется нагрузка на опорные зубные единицы. А также дополнительно не расшатываются зубы, не травмируются ткани и не обостряется заболевание.

Шину необходимо правильно закрепить на зубах. Важно не допустить попадание влаги во время цементировки коронок или после цементировки, иначе может произойти рассасывание цемента. Поэтому размеры коронок или колпачков должны строго соответствовать размерам зубов и прилегать плотно к их поверхностям.

Шаткие зубы можно случайно удалить при гипсовом оттиске. Во избежание этой ошибки по вертикали, а также вдоль дефекта зубного ряда, применяют соответствующие разрезы. Однако при использовании подобных разрезов четкость оттиска зубов зачастую нарушается. Поэтому желательно делать разборные отпечатки, состоящие из 2-х частей – оральной и вестибулярной. Такая технология исключает расшатывание зубов, а также случайное их удаление.

shinirovanniye zubi

Подвижность зубов – нехороший предвестник и огромная проблема для человека. Если своевременно не заняться ее устранением, то вскоре можно и вообще лишиться всех зубов. Поэтому если во рту обнаружили излишнее «шевеление» - срочно обращайтесь к специалисту.

К осложнениям при шинировании зубов у больных пародонтозом можно отнести: обострение патологического процесса, расшатывание опорных зубов, удаление зубов во время получения оттиска, болезненность зубов во время их обработки, расцементировка шин и шин-протезов.

Обострение патологического процесса — осложнение, которое иногда наступает вскоре после шинирования зубов у. больного пародонтозом. Такое осложнение может возникнуть тогда, когда шинирование зубов проводят без строгого учета показаний и противопоказаний к такому вмешательству, неправильном выборе конструкции фиксирующего аппарата и техники его изготовления.

При частом обострении патологического процесса с образованием абсцессов, а также при наличии во рту зубов III степени подвижности ортопедические вмешательства временно противопоказаны. Они возможны после тщательного терапевтического лечения больного пародонтозом, удаления зубов III степени подвижности и других вмешательств. После этого шинируют зубы так, чтобы не возникали горизонтальные перегрузки зубов вследствие неправильного проведения клинических и лабораторных этапов изготовления шины.

К клиническим ошибкам следует отнести также недостаточную обработку фронтальных зубов, к лабораторным — недостаточную точную штамповку коронок. Вследствие этого отмечается повышение прикуса и расшатывание зубов в переднезаднем направлении. При шинировании боковых зубов контактные поверхности коронок, составляющих шину, должны правильно артикулировать с зубами-антагонистами. Правильная артикуляция между зубами особенно важна при изготовлении шин без препаровки жевательных зубов. Неправильное взаимоотношение между бугорками и отсутствие плавного скольжения между ними во время движения нижней челюсти может быть причиной обострения патологического процесса. В связи с этим при изготовлении шин на препарированные зубы жевательные поверхности коронок следует моделировать строго по прикусу. Если же шину изготовляют без препаровки зубов, то требуется тщательная штамповка жевательных поверхностей коронок. При такой штамповке прикус повышается только на толщину коронки, а контактная поверхность коронки не нарушает плавности межбугоркового скольжения, этим самым исключаются горизонтальные перегрузки зубов.

Хорошо изготовленные коронки при небрежной их припасовке могут привести к обострению патологического процесса. В связи с этим припасовку коронок следует проводить осторожно, не принося дополнительной травмы пораженным тканям. При неосторожных манипуляциях во время надевания или снятия коронок возможно увеличение подвижности зубов и травма тканей пародонта. В связи с этим коронки и колпачки следует припасовывать так, чтобы они на зубы надевались свободно и не мешали друг другу. Во время припасовки следует зачистить апроксимальные поверхности коронок и колпачков для пайки.

Гипсовый оттиск необходимо получать так, чтобы колпачки не сместились и вышли вместе с ним. Даже незначительное смещение колпачков затрудняет или делает невозможным в последующем фиксацию шины на зубах. Насильственное надевание шины на подвижные зубы наносит травму периодонту и может обострить процесс.

Деформирование шины может произойти во время ее пайки. В связи с этим пайку шины лучше проводить на модели, укрепив ее асбестом. Асбест хорошо фиксирует составные части шины и предупреждает ее от деформаций. Деформировать шину можно также во время ее обработки, поэтому шину следует обрабатывать осторожно, без применения чрезмерной силы.

Изготовленную шину следует правильно зафиксировать на зубах. Рассасывание цемента происходит под воздействием влаги, попадающей во время и после цементировки коронок. В связи с этим коронки или колпачки необходимо изготовить так, чтобы они соответствовали размерам зубов и плотно прилегали к их поверхностям. При таком прилегании коронок и колпачков к зубам возможность рассасывания цемента минимальна.

При установлении показаний и противопоказаний к изготовлению шин-протезов следует учитывать не только коэффициент потери жевательной эффективности, но также степень нарушения физиологического равновесия зубных рядов, что выражается в перемещении зубов в сторону дефекта, а также вперед при потере боковых зубов. В связи с этим у больных пародонтозом потеря даже одного зуба является абсолютным показанием к протезированию. При изготовлении несъемных шин-протезов для их фиксации следует включать несколько зубов, окружающих дефект зубного ряда. Такая фиксация шины-протеза уменьшает нагрузку на опорные зубы, а также предупреждает возможное дополнительное расшатывание зубов, травму тканей и обострение заболевания.

Иногда после шинирования группы зубов одной челюсти отмечается подвижность группы зубов-антагонистов. Это наступает вследствие усиления механических нагрузок одной группы зубов и ослабления другой. В связи с этим у таких больных показано шинирование также зубов-антагонистов.

Изготовление протезов с кламмерной фиксацией, как указывалось выше, чревато рядом осложнений. К ним в первую очередь относится расшатывание опорных зубов и возможная травма слизистой оболочки. Поэтому следует избегать пластиночных протезов только с кламмерной фиксацией их на зубах. Однако, если по клиническим показаниям такие протезы показаны, то их изготавливают в виде облегченных конструкций. Наиболее целесообразно изготовление бюгельных протезов с фиксирующими приспособлениями и комбинированными кламмерами, полулабильно или лабильно соединенными с дугой протезы.

Во время обработки зубов у некоторых больных появляется резкая болезненность, что затрудняет изготовление шин. При появлении такой чувствительности зубы следует обрабатывать анестезирующими пастами или жидкостями. Применение хорошо центрированных алмазных камней и работа на высокооборотных бормашинах с частыми интермиссиями также уменьшают болезненные ощущения во время препаровки зубов.

Во избежание удаления подвижных зубов во время получения гипсового оттиска необходимо применять соответствующие разрезы по вертикали и вдоль дефекта зубного ряда. Однако такие разрезы часто нарушают четкость отпечатков зубов, в связи с чем лучше получать разборные оттиски, состоящие из оральной и вестибулярной частей. Такие оттиски исключают дополнительное расшатывание и случайное удаление зубов.

Шинирование предполагает укрепление расшатавшихся зубов путем их фиксации к соседним единицам. Целью процедуры является предотвращение атрофии тканей пародонта, изменения положения зубов и их потери. Современная стоматология предлагает фиксацию постоянными и съемными дугами, изготовленными из керамики, стекловолокна, металла.

Методы шинирования

 Шинирование зубов в Atlantis Dental

Существует два метода: временное и постоянное шинирование. Первый вариант предполагает установку фиксирующих конструкций при травматических поражениях челюсти, после удаления зубов в рамках подготовки к имплантации. Сроки лечения в зависимости от целей колеблются от одного месяца до полугода. Преимуществом является отсутствие травматизации тканей пародонта и слизистой. Постоянная фиксация выполняется иммобилизирующей ортопедической конструкцией на срок от одного года. Методика эффективна на начальных стадиях воспаления опорного аппарата, когда расшатывание зубов незначительно или отсутствует вовсе. Постоянные конструкции бывают съемными (пластинки, каппы из металла или пластика) и несъемными (коронки, бюгельные протезы, стекловолоконные нити).

Основные виды шинирования зубов

При шинировании здоровые и подвижные зубы соединяются в одну блочную структуру, что обеспечивает устойчивость и создает надежную опору. Для этого используют несколько видов систем, а выбор осуществляется лечащим врачом в зависимости от степени атрофии тканей и состояния зубов.

  1. Шинирование стекловолоконной нитью или лентой является оптимальным вариантом, обеспечивающим комфорт и высокие показатели эстетичности. Под анестезией врач прокладывает бороздку на внутренней поверхности зубного ряда, после чего осуществляется установка фиксирующего материала и заливка светокомпозитом. Конструкция отличается прочностью и надежно скрепляет зубы. Волокно биосовместимо с эмалью и не подвержено воздействию раздражающих факторов. Метод активно используется при шинировании переднего ряда и осуществляется за один визит к стоматологу. В случае удаления конструкции бороздки легко закрываются пломбой.
  1. Арамидные нити используются при вантовом шинировании. Показанием к применению являются сложные клинические случаи с выраженной подвижностью зубов и атрофией тканей пародонта. Материал отличается высокой прочностью, долговечностью, гипоаллергенностью.
  2. Шинирование бюгельными протезами позволяет надежно зафиксировать подвижные зубы, а при необходимости восполнить недостающие в ряду единицы. Эффект достигается благодаря тонкой дуге, располагающейся на внутренней поверхности зубов.

Необходимость проведения процедуры и выбор оптимальной методики определяет стоматолог на основании визуального осмотра, индивидуальных особенностей состояния здоровья пациента, рентгенографии и других инструментальных обследований.


Прием включает консультацию и составление плана лечения с определением стоимости

Показания и противопоказания к установке шин

Показаниями для установки фиксирующих конструкций являются:

  • заболевания тканей пародонта;
  • травмы и патологии костной ткани;
  • высокая степень обнажения корней;
  • глубокие зубодесневые карманы;
  • дефекты зубного ряда.

Среди противопоказаний к установке шин выделяют: гиперестезию (высокую чувствительность эмали), инфекционные и воспалительные процессы в ротовой полости, кариозные поражения, склонности пациента к аллергии на используемые материалы.

Как выполняется процедура?

Фиксация осуществляется в несколько этапов, технические особенности зависят от выбранного метода. Стандартная процедура шинирования стекловолоконной нитью состоит из нескольких этапов.

 Шинирование зубов в клинике Atlantis Dental

  1. Обязательна полная санация полости рта, включающая лечение кариеса, профгигиену, удаление зубов, не подлежащих восстановлению.
  2. Непосредственно процедура начинается с местной анестезии, а также изоляции зубных рядов.
  3. При помощи специального инструмента врач выпиливает углубления: на верхней челюсти с внешней стороны, на нижней дуге —с внутренней.
  4. Далее укладывается стекловолоконная лента или армирующие нити, которые закрепляются гелиокомпозитными материалом.

Возможные осложнения

К осложнениям после шинирования относят обострение пародонтоза, расшатывание опорных единиц, расцементеровку конструкций. Подобные последствия возможны при неправильном выборе метода шинирования, нарушении техники изготовления, при неверном учете показаний и противопоказаний.

Именно по этим причинам шинирование необходимо выполнять в стоматологическом центре с хорошей репутацией и опытными врачами.

Рекомендации по уходу после укрепления зубов

Некоторое время пациент испытывает незначительный дискомфорт, что является нормой. Неприятные ощущения обусловлены наличием в ротовой полости постороннего предмета, полная адаптация наступает через 10-15 дней.

Ускорить процесс привыкания призван ряд гигиенических правил:

  1. Очищение зубов и полости рта проводят после каждого приема пищи, обязательно применение специальных ершиков, суперфлоссов, гелей и настоек для полоскания.
  2. Отлично зарекомендовали себя ирригаторы, которые эффективно очищают, улучшают местное кровообращение и предотвращают воспаления тканей пародонта.
    осуществляется каждые три месяца, по показаниям — чаще.
  1. Следует исключить из рациона горячую и холодную пищу, семечки, орехи, вязкие и слишком твердые продукты.

Для быстрого привыкания к конструкции рекомендуется выполнять упражнения на артикуляцию, эффективно чтение вслух.

Важно понимать, что шинирование зубов является временной мерой. От воспаления тканей пародонта невозможно избавиться полностью, т. к. процесс носит необратимый характер. В тяжелых клинических случаях альтернативой шинированию является удаление подвижных зубов и имплантация.

Ошибки в шинировании при переломах челюстей. Модификация гнутых проволочных шин.

Изложив методику изготовления гнутых проволочных шин, следует указать, что правильное изготовление и пользование различными видами шин по показаниям сыграло несомненно весьма положительную роль в ортопедическом лечении челюстно-лицевых раненых. Однако в тыловых госпиталях часто наблюдались отрицательные результаты шинирования из-за допущенных ошибок наложения шины, на чем фиксируют внимание врачей в своих работах Г. А. Васильев, И. Г. Лукомский, Д. А. Энтин, Н. М. Михельсон, Е. Е. Бабицкая и др. Эти ошибки допускаются главным образом в отношении деталей, небрежное изготовление которых сводит на нет всю кропотливую и столь важную работу лечащего врача.

К этим ошибкам относятся следующие: шина должна заканчиваться крючком, который захватывает крайние зубы с дистальной и язычной сторон. Но этот крючок должен быть так изготовлен, чтобы его форма повторяла форму экватора коронки зуба. Крючок, не удовлетворяющий этому требованию, травмирует десневой край, прилегающий к дистальной поверхности зуба. Травма возникает и в тех случаях, когда коронка крайнего зуба (зуба мудрости) низкая. В этих случаях следует закончить шину не крючком, а шипом, входящим в межзубный промежуток между крайним и предпоследним зубами.

Шип тоже часто изготовляется неправильно, он должен доходить до середины межзубного промежутка, между тем его делают во многих случаях слишком малых или слишком больших размеров, в результате чего шип плохо фиксирует шину или травмирует язык. Не соблюдались также правила фиксирования шины к возможно большему числу зубов, а ограничивались 4—5 проволочными лигатурами, что ослабляло фиксацию отломков. Во многих случаях врачи нарушали требования о скручивании лигатур по ходу часовой стрелки, а это весьма неблагоприятно отражалось на работе врачей, лечивших раненых на следующих этапах эвакуации.

шины при переломе челюсти

Шину часто изгибали таким образом, что она не отставала от десневого края, а прилегала к нему и, естественно, ввиду отсутствия достаточного места для резиновых петель травмировала слизистую оболочку полости рта. Не меньший вред причиняло больным небрежное привязывание зубов к шине без соблюдения правила о контакте шины с каждым зубом в одной точке. Результатом этого было перемещение этих зубов в вестибулярном направлении. Важно также правильное изгибание зацепных петель: они должны быть длиной не больше 3 мм и изогнуты под углом 45°.

Ошибкой, ведущей еще к большим осложнениям, является применение одночелюстной или межчелюстной тяги без всестороннего учета клинической картины в полости рта. Только строгое соблюдение методов медицинских показаний может способствовать эффективности лечения. Отрицательно отражается на результатах лечения как слишком ранняя, так и запоздалая замена межчелюстной фиксации одночелюстной, а также преждевременно снятые шины. Ошибкой также является игнорирование метода кровавой репозиции тугоподвижных отломков, с трудом поддающихся, вправлению путем применения одних ортопедических вправляющих аппаратов.

Модификация гнутых проволочных шин.

Ввиду того что процесс изготовления шин весьма трудоемок и к тому же утомителен для больного, предложены разные способы рационализации изготовления проволочных шин.

Шина Тигерштедта в модификации А. А. Лимберга, А. Э. Рауэра и других авторов по сравнению с шинами Зауэра, Гомонда, Шредера должна быть охарактеризована как самая простая и легкая в изготовлении и весьма эффективная. Этим и объясняется ее успех в челюстно-лицевой травматологии, особенно военной.

Несмотря на это, творческая мысль врача-стоматолога продолжала упорно работать в направлении упрощения, улучшения изготовления гнутых проволочных шин. Усилия врачей были направлены по пути рационализации метода изгибания зацепных петель, метода изгибания самой шины, привязывания ее к зубам при помощи лигатуры. Были также предложены новые модификации шин для ортопедического лечения челюстно-лицевой травмы.

Для освобождения врача от необходимости изгибать петли предложен способ механизации изгибания петель.

A. М. Певзнер сконструировал специальные щипцы для автоматического изгибания зацепных петель; М. С. Тиссенбаум предложил аппарат для этой же цели; М. К- Гейкин изобрел аппарат не только для автоматического изготовления зацепных петель, но и для получения распорочных загибов и петель для опорных плоскостей. М. К. Гейкин также предложил новый способ изгибания самой шины. Поэтому способу шину изгибают по проволочному шаблону из одномиллиметровой алюминиевой проволоки, а не в полости рта больного. Шаблон укрепляют воском на доске, в доску забивают гвозди и по гвоздям изгибают шину из двухмиллиметровой алюминиевой проволоки.

М. К. Гейкин предлагает с целью рационализации работы врача разделить труд по изготовлению шины таким образом, чтобы во рту проволочный шаблон изгибал врач, а шину на доске — специально обученный медицинский персонал. Метод, по мнению автора, сокращает срок изготовления шины, разгружает врача и предохраняет больного от боли, испытываемой им во время изготовления шины при наличии свежей раны.

B. И. Кулаженко также предлагает распределить обязанности по шинированию между врачом и сестрой. Шина должна изгибаться и фиксироваться двумя — тремя лигатурами врачом, а дальнейшая тщательная фиксация шины должна проводится сестрой. Благодаря такой рационализации на шинирование одного раненого затрачивают в среднем 30—40 минут и пропускают в день 10—13 раненых.

Что касается рационализации способа привязывания при помощи лигатуры шины к зубам, то заслуживает внимания упрощенный способ прикрепления проволочной шины к зубам сдвоенной проволочной лигатурой по Я. С. Акбройту (при этом способе применяется прямая узловая вязь). Рационален также способ М. А. Соломоцова, который заключается в следующем: обыкновенную швейную иглу изгибают, придав ей полукруглую форму, затупляют ее конец, продевают в ушко лигатуру, захватывают иглодержателем иглу с лигатурой и проводят в межзубный промежуток со щечной стороны. А затем, обогнув пришеечную часть зуба, проводят этот конец через другой межзубный промежуток в сторону преддверия полости рта. Концы скручивают и срезают. Способ этот облегчает продвигание лигатуры над шиной и под шину.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Читайте также: