Множественный кариес диспансерный учет

Обновлено: 05.10.2022

В «Основах законодательства о здравоохранении» сказано, что профилактическое направление советской медицины находит отражение в деятельности почти всех типов медицинских учреждений и наиболее явно проявляется в диспансеризации населения.

Н. А. Семашко в 1924 г. писал, что «профилактика — это направление советской медицины, а диспансеризация— метод, при помощи которого это профилактическое направление проводится в жизнь».

Диспансеризация — активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья как практически здорового населения, так и больных, страдающих длительно протекающими хроническими заболеваниями.

Диспансерный метод наблюдения — это система профилактических и лечебных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, улучшение физического развития, активное выявление заболеваний на ранних стадиях, систематическое наблюдение за состоянием здоровья людей, взятых на диспансерное наблюдение, оказание им своевременной лечебной помощи, сохранение у них трудоспособности, на активную профилактику осложнений заболевания, т. е. на осуществление активных мер индивидуальной и социальной профилактики, оздоровление производственных и бытовых условий».

Диспансеризация стоматологических больных являет­ся комплексным методом раннего выявления больных, нуж­дающихся в долговременном и динамическом наблюдении, высококвалифицированного обследования и лечения их, проведения индивидуальной и групповой, социальной и медико-биологической профилактики стоматологических заболеваний.



Основные принципы системы диспансеризации стоматоло­гических больных:

1. Плановость — установление последовательности и оптимальных сроков проведения организационных, лечебно-профилактических и санитарно-гигиенических мероприятий.

2. Комплексность: а) направление лечебных мер не только на ликвидацию локального процесса, но и на общее оздоровление организма; б) проведение мероприятий по оздоровлению окружающей среды; в) проведение оздоровительных мероприятий совместно с педиат­рами, терапевтами, гигиенистами, врачами других специальностей, средним медицинским персоналом и общественностью.

3. Выбор ведущего звена из общего комплекса мероприя­тий (особое внимание уделяется при этом тем лечебно-профилактическим мероприятиям, которые при данном виде патологии являются решающими).

4. Дифференцированный подход к назначению оздоро­вительных мер с учетом: уровня и структуры стома­тологической заболеваемости и обусловливающих их факторов; степени обеспеченности населения врачами и состояния материально-технической базы стомато­логической службы; оптимального использования имею­щихся сил и средств.

Под диспансерным наблюдением могут находиться больные с активно протекающим кариесом зубов, а также некариозны­ми поражениями зубов; заболеваниями пародонта и слизистой оболочки рта; одонтогенными невралгиями и невритами трой­ничного нерва; хроническим остеомиелитом челюстей и хро­ническим одонтогенным гайморитом; некоторыми предраковыми и злокачественными заболеваниями лица и органов полости рта; врожденными расщелинами губы и неба; аномалиями раз­вития и деформации челюстей и др.

Перечень стоматологических заболеваний, предусматри­вающих диспансерное наблюдение, определен приказом МЗ СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» № 770 от 30 мая 1986 г.Диспансерному наблюдению у стоматологов подлежат больные со следующими заболеваниями :

Диспансерному наблюдению у стоматологов подлежат больные со следующими заболеваниями:

- множественным прогрессирующим кариесом зубов (4 раза в год)

- легкой формой пародонтита (1 раз в 6 мес),

- тяжелой формой (каждые 3 мес);
- пародонтозом (1 раз в 6 мес для профилактики осложнений);
- хроническими гингивитами,
- стоматитами,
- хейлитами,
- глоссальгией (от 2 до 4 раз в год в зависимости от стадии заболевания и продолжительности диспансерного наблюдения);
- одонтогенными невралгиями тройничного и невритами лицевого нервов (от 2 до 4 раз в год);
- хроническими остеомиелитами костей лица (2 раза в год);
- хроническим одонтогенным воспалением верхнечелюстной пазухи (2 раза в год); - хроническим воспалением слюнных желез (2 раза в год);
- предраковыми заболеваниями челюстей и полости рта,
- злокачественными новообразованиями челюстей и полости рта (совместно с онкологами в зависимости от стадии заболевания);
- врожденными расщелинами челюстно-лицевой области (2 раза в год);
- зубочелюстными аномалиями (2—3 раза в год);
- врожденными и приобретенными деформациями челюстей (2 раза в год).

Стоматологи вместе с врачами других специальностей принимают участие в комплексной диспансеризации здоровых людей, проводят по показаниям плановую санацию полости рта, ортопедическое лечение.

Каждый больной, подлежащий диспансерному наблюдению, должен быть тщательно обследован врачом-стоматологом, а по показаниям и врачами других специальностей.

В медицинскую карту стоматологического больного записывают историю заболевания, объективные данные, условия труда и быта, результаты исследований и консультаций, развернутый диагноз, план лечения и профилактических мероприятий, сроки повторного наблюдения, этапный эпикриз и др.

В план лечебно-профилактических мероприятий включаются обследование больного для уточнения диагноза; санация полости рта; проведение реабилитационных мероприятий в условиях поликлиники или стационара с использованием современных, комплексных методов патогенетической и общеукрепляющей терапии; диетическое питание; санаторно-курортное лечение; режим труда и отдыха; меры личной профилактики; рациональное трудоустройство и др.

Во время контрольного осмотра один раз в год врач заполняет этапный эпикриз. В эпикризе указываются изменения в состоянии больного, результаты дополнительных исследований, объективные данные, характеризующие эффективность проведенного лечения и оздоровительных мероприятий, изменения в труде и быте, план лечения и мер профилактики на следующий год.

Для анализа эффективности диспансерного наблюдения и удобства учета лиц, состоящих на диспансерном наблюдении, предлагается выделять 5 групп :

первая группа — здоровые;
вторая группа — практически здоровые лица в стадии стойкой компенсации заболевания (санированные), группы риска;
третья группа - больные с легким течением заболевания в стадии компенсации с редкими обострениями;
четвертая группа - больные с субкомпенсированным течением заболевания, частыми (до 3—4 раз в год) обострениями, подлежащие трудоустройству и в период обострений временно нетрудоспособные;
пятая группа — больные с декомпенсированным течением заболевания, нарушениями функций других органов и систем, ограниченно трудоспособные.

Лица, относящиеся к первой и второй группам учета, подлежат наблюдению один раз в год; к третьей — 2— 3 раза; четвертой - 3 - 4 раза в год; к пятой —ежемесячно. Перевод больных из одной группы в другую осуществляет комиссия, состоящая из заведующего отделением и врача кабинета (пародонтологического, хирургического, терапевтического).

Система учета диспансерных больных по группам имеет следующие преимущества:

- способтвует постепенному переходу к диспансеризации всего населения, так как исключает снятие больных с диспансерного наблюдения «по выздоровлению»;

- позволяет врачу уделять больше внимания больным с наиболее тяжелым течением заболевания;освобождает врача от нерациональной затраты времени на осмотр больных, не нуждающихся в частом наблюдении;

- позволяет оценить эффективность диспансеризации— удельный вес больных, переведенных из одной группы учета в другую.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Диспансеризация как основной клинический подход к профилактике кариеса зубов у детей

Журнал: Стоматология. 2015;94(5): 64‑66

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Общеизвестна целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога. В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, к которой рекомендуется относить кариесрезистентных детей с разной степенью риска развития кариеса зубов. Степень риска предлагается устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения. Внедрение на местах предложенных разработок и обеспечение заинтересованности практического здравоохранения в диспансеризации детского населения у стоматолога возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей.

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия

Диспансеризация — метод медико-санитарного обслуживания населения, включающий в себя необходимый комплекс оздоровительных социально-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности, предупреждение заболеваний, снижение заболеваемости, увеличение активного творческого долголетия населения [1]. До настоящего времени не утратили актуальности приказ № 770 от 20.08.86 Министерства здравоохранения СССР «О порядке проведения всеобщей диспансеризации населения» и многочисленные приказы и резолюции законодательных и исполнительных органов власти, которые, по нашему мнению, нуждаются в основательной переработке с учетом новых приоритетов практического здравоохранения в условиях страховой медицины [3—6].

Главными научными и организационными предпосылками к диспансеризации у стоматолога всего детского населения России являются прежде всего высокая распространенность и интенсивность у детей всех возрастов стоматологических заболеваний и в первую очередь — кариеса. Важный фактор, объясняющий целесообразность диспансеризации детского населения у стоматолога, — хроническое течение большинства стоматологических заболеваний.

Плановая санация полости рта (ПР) предусматривает лечение кариеса зубов у детей, посещающих дошкольные и школьные учреждения, для чего нужна развитая школьная стоматология. К сожалению, во многих регионах России она не сохранена, поэтому говорить о профилактической направленности отечественной стоматологии не приходится.

Высокая эффективность плановой санации доказана давно, еще в Советском Союзе, на примере диспансеризации у стоматолога детского населения в республиках Прибалтики. Ввиду большого значения профилактической плановой санации полости рта для воспитания здорового подрастающего поколения от организаторов практического здравоохранения требуется проведение ее в таком же режиме, как и вакцинации населения. Для этого нужны соответствующие нормативные законодательные меры.

Т.Ф. Виноградовой было сформулировано понятие о степени активности кариеса и выдвинута рабочая гипотеза о кратности санации ПР у детей школьного возраста, исходя из активности течения кариеса [1]. Результаты такой санации ПР дали высокий медицинский и экономический эффект в Советском Союзе.

В результате многолетнего исследования и динамического наблюдения за кариесрезистентными детьми дошкольного и школьного возраста [7] нами доказана необходимость в выделении отдельной группы детей с нулевой степенью активности кариеса зубов, принадлежность к которой определяется по результатам комплексного клинико-лабораторного обследования. Комплексное клинико-лабораторное обследование необходимо для определения степени риска развития кариеса зубов у того либо иного кариесрезистентного индивида и должно предусматривать использование клинических и лабораторных методов обследования. Степень риска предлагаем устанавливать с помощью программы для ЭВМ «Стоп-кариес» для разных возрастных групп детского населения [8—10]. При низкой степени риска развития кариеса ребенка необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год без проведения дополнительных профессиональных кариеспрофилактических мероприятий. Чтобы сохранить кариесрезистентность, достаточно обучить ребенка навыкам рациональной гигиены П.Р. При среднем и высоком риске необходимо проведение 2 раза в календарном году профессиональных профилактических мероприятий с целью сохранения состояния кариесрезистентности[7].

Из вышесказанного следует, что для оптимизации мероприятий в рамках плановой профилактической санации ПР у детей мы рекомендуем в ранее разработанные практические рекомендации внести дополнения следующего порядка:

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) с низкой степенью риска развития кариеса зубов необходимо осматривать у стоматолога 1 раз в год для обучения гигиене ПР и контроля за ней;

— кариесрезистентных детей (нулевая степень активности кариеса зубов) со средней и высокой степенью риска развития кариеса необходимо осматривать у стоматолога 2 раза в год для проведения профессиональных кариеспрофилактических мероприятий;

— детей с I степенью активности кариеса следует осматривать и санировать у стоматолога 1 раз в год;

— детей со II степенью активности кариеса надо осматривать и санировать у стоматолога 2 раза в год;

— детей с III степенью активности кариеса необходимо осматривать и санировать у стоматолога 3 раза в год.

Таким образом, выделяется 5 диспансерных групп детей для проведения плановой профилактической санации ПР.

Для внедрения на местах предложенных нами разработок и практических рекомендаций по диспансеризации детского населения у стоматолога необходимо выполнить несколько условий:

— наличие программ для ЭВМ, рассчитанных на донозологическое прогнозирование кариеса зубов у детей в диспансерные сроки наблюдения (6—7; 12; 15 лет); такие программы созданы и носят название «Стоп-кариес» [8—10];

— наличие в регионе многопрофильной стоматологической клиники со школьной стоматологической службой; стоматологическая клиника должна располагать клинической лабораторией, на базе которой можно определять физико-химические параметры ротовой жидкости;

— заинтересованность практического здравоохранения в проведении диспансеризации детского населения у стоматолога на местах в условиях одноканального финансирования стоматологической службы; выполнение данного условия возможно при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей, в которой была бы пересмотрена система оценки труда школьного стоматолога-профилактолога; оценку труда стоматолога профилактического отделения необходимо осуществлять не по числу пломб, а по показателям снижения прироста кариеса у детей в конкретной школе или детском саду; только тогда возможно заинтересовать школьного стоматолога в проведении не только плановой санации, но и индивидуальных либо групповых профилактических мероприятий; сегодня существует проблема взаимоотношений между школьной стоматологической службой и руководством средних общеобразовательных учреждений, на базе которых расположены кабинеты профилактики; проблема возникла из-за несовершенства нормативной базы, в которой присутствие школьного стоматолога в средних общеобразовательных учреждениях носит лишь рекомендательный характер; при наличии региональной программы профилактики стоматологических заболеваний у детей это противоречие нивелируется, а школьная стоматологическая служба получит реальную возможность внедрять на местах региональную программу профилактики в контексте этапной диспансеризации детского населения.

При выполнении перечисленных условий возможно внедрение предложенных разработок и практических рекомендаций в школьную стоматологическую службу, в результате чего можно ожидать снижения заболеваемости детей кариесом по показателям его интенсивности и распространенности и рассчитывать на экономический эффект. По нашим подсчетам, ежегодный экономический эффект от внедрения программ для ЭВМ «Стоп-кариес» в Омском регионе составит 10,5 млн руб. в рамках денежных средств, выделяемых для обязательного медицинского страхования (ОМС).

К сожалению, усилия современной стоматологической службы направлены на ликвидацию последствий кариозного процесса — пломбирование кариозной полости. Пора уже заняться предупреждением развития кариозного процесса, используя индивидуализированный подход к решению данной проблемы на уровне прогнозирования кариеса в детском возрасте. Это повысит эффективность профилактических мероприятий и сэкономит государственные средства, выделяемые в рамках ОМС на стоматологию детского возраста.

Чтобы решить проблему обеспеченности кадрами центров профилактической стоматологии и отделений профилактики, необходимо целенаправленно готовить таких специалистов. Важно обучать не только квалифицированных врачей-гигиенистов, но и врачей для клинической лабораторной диагностики, рассчитанной на прогнозирование стоматологических заболеваний и в первую очередь — у детей. Сегодня мы имеем на вооружении приказ Министерства здравоохранения и соцразвития РФ от 11.03.08 № 112н. [4], в котором определены основные и дополнительные специальности специалистов с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения Р.Ф. Одна из основных специальностей высшего стоматологического образования — «клиническая лабораторная диагностика». Таких специалистов готовит система послевузовского образования для работы в клинических лабораториях при головных стоматологических поликлиниках, базирующихся на научных разработках вузов стоматологического профиля. Это созвучно с концепцией основных направлений развития стоматологии в нашей стране, сформулированной В.К. Леонтьевым и соавт. [2]. Согласно ей и с учетом алгоритма развития кариеса зубов предлагается рассмотреть общую схему формирования специализированных, узкоспециализированных и вспомогательных разделов стоматологии, для чего предлагается использовать метод вертикальной декомпозиции в системе стоматологии и стоматологической службы на уровнях «этиологический фактор» и «условия, благоприятствующие действию этиологического фактора». Актуально введение в структуру практической стоматологии разделов массовой профилактики и профессиональной профилактики основных стоматологических заболеваний с отделами эпидемиологии, массовой, групповой, индивидуальной первичной профилактики и профессиональной первичной профилактики. Предлагаемый системный подход может решить основную проблему современной стоматологии — улучшение стоматологического здоровья населения.

Настоящий порядок регулирует вопросы оказания медицинской помощи детям, страдающим:

заболеваниями зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта;

зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития;

острыми и хроническими воспалительными заболеваниями, острой травмой, врожденными и приобретенными дефектами и деформациями, онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области, в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

I. Порядок оказания медицинской помощи детям с заболеваниями зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта

1. Настоящий порядок регулирует оказание медицинской помощи детям с заболеваниями зубов, тканей пародонта, слизистой оболочки рта в организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

2. Оказание медицинской помощи детям с заболеваниями зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта осуществляется в рамках последовательного лечебно-диагностического процесса и реабилитации, начинающегося с осмотра педиатром в лечебно-профилактическом учреждении после рождения детей. В случае выявления стоматологической патологии педиатр направляет ребенка к стоматологу в детскую стоматологическую поликлинику, осуществляющую свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-9 к настоящему Порядку, или стоматологическое отделение многопрофильной детской поликлиники, осуществляющее свою деятельность в соответствии с приложениями N 10-13 к настоящему Порядку.

4. В случае, если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием стоматологической помощи детям, может повлечь возникновение болевых ощущений у ребенка, такие манипуляции должны проводиться с обезболиванием.

5. Осмотр детей стоматологом детским осуществляется: на первом году жизни - 2 раза в год, в последующем - 1 раз в год.

6. Оказание стоматологической помощи детям на доврачебном этапе осуществляется гигиенистом стоматологическим в стоматологическом кабинете детских дошкольных учреждений, образовательных учреждений и заключается в раннем выявлении факторов риска возникновения стоматологических заболеваний и их профилактике.

7. Медицинская помощь детям с острой болью оказывается в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении детской многопрофильной поликлиники, стоматологическом кабинете образовательного учреждения, а также федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

Медицинские процедуры, направленные на устранение или облегчение боли у ребенка, должны быть проведены в возможно короткий срок с момента обращения пациента в учреждение здравоохранения.

8. Оказание медицинской помощи детям, имеющим кариес зубов, осуществляется в детских стоматологических поликлиниках, детских стоматологических отделениях (кабинетах) детских медицинских организаций, стоматологических кабинетах образовательных учреждений, мобильных стоматологических кабинетах, а также федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

Дети, имеющие множественное поражение зубов кариесом с показателем интенсивности поражения более трех, получают медицинскую помощь в детской стоматологической поликлинике, детском стоматологическом отделении (кабинете) многопрофильной детской поликлиники, федеральном учреждении, оказывающем стоматологическую помощь детям.

Дети с множественным кариесом находятся на диспансерном учете в детских стоматологических поликлиниках, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям, где им проводятся комплексные лечебно-профилактические мероприятия.

9. Оказание медицинской помощи детям с осложненными формами кариеса осуществляется в детских стоматологических поликлиниках, детских стоматологических отделениях детских медицинских организаций и федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

10. Детям с пороками развития твердых тканей зубов оказание стоматологической помощи проводится в детской стоматологической поликлинике или федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

Детям с пороками развития твердых тканей зубов при наличии медицинских показаний проводится консультация врача-педиатра, эндокринолога, генетика, врача-ортодонта.

При наследственных заболеваниях твердых тканей зубов врач-стоматолог детский направляет детей в медико-генетическую консультацию.

11. Санация детей до 3-х лет с множественными осложнениями кариеса проводится под общим обезболиванием в специализированном стоматологическом отделении (кабинете) детской стоматологической поликлиники, детском отделении челюстно-лицевой хирургии многопрофильной больницы и федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

12. Оказание медицинской помощи детям с заболеваниями тканей пародонта осуществляется в детской стоматологической поликлинике, детском стоматологическом отделении (кабинете) многопрофильной детской поликлиники, федеральном учреждении, оказывающем стоматологическую помощь детям, с последующим диспансерным наблюдением в амбулаторных условиях.

При генерализованных формах заболеваний пародонта врач-стоматолог детский направляет детей на консультацию врача-ортодонта, педиатра, эндокринолога, гематолога, онколога, иммунолога детских медицинских организаций.

13. Оказание медицинской помощи детям с заболеваниями слизистой оболочки рта проводится в детской стоматологической поликлинике, детском стоматологическом отделении многопрофильной детской поликлиники, федеральном учреждении, оказывающем стоматологическую помощь детям.

При наличии медицинских показаний врач-стоматолог детский направляет детей на консультацию педиатра, оториноларинголога, инфекциониста, аллерголога, дерматолога, невролога, генетика детских медицинских организаций.

14. В случае средней и (или) тяжелой степени течения заболеваний слизистой оболочки рта лечение ребенка проводится в стоматологических отделениях детских многопрофильных больниц, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

При возникновении инфекционных заболеваний слизистой оболочки рта детей госпитализируют в соответствующее отделение детской инфекционной больницы.

15. Санацию полости рта детям с заболеваниями крови в состоянии гематологической ремиссии проводят в детской стоматологической поликлинике, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

В случае обострения основного заболевания неотложную стоматологическую помощь оказывает врач-стоматолог детский в учреждении здравоохранения, оказывающем медицинскую помощь по профилю основного заболевания.

16. Стоматологическая помощь детям с ограниченными возможностями, а также с врожденными расщелинами губы и неба осуществляется под общим обезболиванием при наличии медицинских показаний в детской стоматологической поликлинике и федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

II. Порядок оказания медицинской помощи детям с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития

17. Диагностика с целью выявления детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития осуществляется в рамках последовательного лечебно-диагностического процесса, начинающегося в стоматологической детской поликлинике, стоматологическом отделении (кабинете) многопрофильной детской поликлиники, стоматологических кабинетах в образовательных учреждениях, стационарных отделениях челюстно-лицевой хирургии и федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

18. Детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, разрушением коронок зубов, ранним удалением зубов, нарушением целостности зубных рядов врач-стоматолог детский направляет к врачам-ортодонтам детских стоматологических поликлиник и федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям.

19. Обследование и лечение детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, разрушением коронок зубов, ранним удалением зубов, нарушением целостности зубных рядов осуществляют врачи-ортодонты детских стоматологических поликлиник и федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям.

20. Профилактика и оказание медицинской помощи детям с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями на уровне предпосылок их развития, протезирование зубов и зубных рядов осуществляется врачами-ортодонтами детских стоматологических поликлиник и федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям.

21. Мероприятия по нормализации функций роста зубочелюстно-лицевой системы осуществляют врачи-ортодонты детских стоматологических поликлиник и федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям.

22. После первичного приема для уточнения диагноза при наличии медицинских показаний врач-ортодонт направляет ребенка на функциональные и (или) рентгенологические методы исследования.

24. На основании составленного плана ортодонтического лечения по назначению врача-ортодонта в ортодонтической зуботехнической лаборатории детских стоматологических поликлиник и федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям, зубными техниками изготавливаются искусственные коронки зубов и зубные протезы.

25. Повторные приемы детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, разрушением коронок зубов, ранним удалением зубов, нарушением целостности зубных рядов осуществляет врач-ортодонт детской стоматологической поликлиники, федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям, по индивидуально составленному плану ортодонтического лечения.

Одновременно врачом-ортодонтом проводятся мероприятия долгосрочного комплексного плана реабилитации совместно с педиатрами, логопедами, оториноларингологами, эндокринологами, психологами, неврологами многопрофильных детских поликлиник, федеральных учреждений, оказывающих медицинскую помощь детям, а также медико-генетических консультаций.

26. При наличии медицинских показаний к хирургическому лечению ребенок с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями направляется врачом-ортодонтом и (или) врачом-стоматологом хирургом в отделение челюстно-лицевой хирургии детской больницы, федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям, для хирургической промежуточной реабилитации с предшествующим и последующим ортодонтическим лечением.

27. После достижения морфологического и функционального оптимума в зубочелюстно-лицевой области челюстно-лицевой хирург или врач-стоматолог хирург направляют детей на лечение к врачу-ортодонту детской стоматологической поликлиники, федерального учреждения, оказывающего стоматологическую помощь детям, для диспансерного наблюдения.

III. Порядок оказания медицинской помощи детям с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями, острой травмой, врожденными и приобретенными дефектами и деформациями, онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области

28. Оказание медицинской помощи детям с острыми и хроническими воспалительными заболеваниями, с острой травмой, врожденными и приобретенными дефектами и деформациями, онкологическими заболеваниями челюстно-лицевой области осуществляется последовательно: в детских стоматологических поликлиниках, стоматологических отделениях (кабинетах) детских поликлиник, детских отделениях челюстно-лицевой хирургии в многопрофильной больнице, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

29. После рождения ребенок осматривается в родильном доме неонатологом и (или) педиатром.

В сроки 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев ребенка осматривает педиатр детских медицинских организаций для диагностики отклонений в развитии, в том числе челюстно-лицевой области.

В 9 и 12 месяцев ребенка осматривает врач-стоматолог детский для диагностики врожденных пороков развития челюстно-лицевой области, языка, наличия тяжей и образований слизистой оболочки рта, раннего прорезывания зубов, щелевидных дефектов твердого и мягкого неба, углов рта и других пороков развития, при выявлении которых врач-стоматолог детский и (или) врач-стоматолог хирург решает вопрос об этапности и порядке оказания помощи ребенку в детской стоматологической поликлинике, детском отделении челюстно-лицевой хирургии многопрофильной больницы, федеральном учреждении, оказывающем стоматологическую помощь детям.

30. Оказание медицинской помощи детям с острыми и обострениями хронических воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области осуществляется в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях челюстно-лицевой хирургии в многопрофильной больнице, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям, где проводятся дополнительные методы обследования, устанавливается диагноз, определяется и проводится комплексное лечение.

При затруднениях в постановке диагноза дети до 3-х летнего возраста, дети с тяжелым течением острого и обострениями хронических воспалительных процессов, а также дети, имеющие сопутствующие заболевания других органов и систем, направляются на диагностику и лечение в стационар.

31. Оказание неотложной помощи по профилю хирургической стоматологии детям при кровотечениях в челюстно-лицевой области, острых воспалительных процессах проводится в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях челюстно-лицевой хирургии многопрофильных больниц, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям, где врач-стоматолог хирург и (или) челюстно-лицевой хирург в возможно короткий срок с момента обращения пациента оценивает тяжесть состояния ребенка и направляет его при наличии медицинских показаний на госпитализацию.

32. Дети с острой травмой зубов, челюстных костей и сочетанной травмой челюстно-лицевой области различного генеза осматриваются хирургом-стоматологом в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении (кабинете) детского лечебно-профилактического учреждения, федерального учреждения, оказывающего стоматологическую помощь и помощь по профилю челюстно-лицевой хирургии детям, где после комплексного клинического и рентгенологического обследования, а при неврологической симптоматике - консультации невролога, оказывается первичная медицинская помощь.

В зависимости от тяжести и характера травмы челюстно-лицевой области лечение ребенка проводится амбулаторно или стационарно.

33. Дети с тяжелыми и сочетанными повреждениями челюстно-лицевой области с нарушением витальных функций госпитализируются в блок интенсивной терапии и реанимации детской многопрофильной больницы.

Больным с признаками черепно-мозговой травмы проводится консультация нейрохирурга, после чего принимается решение о тактике дальнейшего лечения или переводе в специализированное неврологическое отделение.

Больным с термическими повреждениями проводится консультация врача-специалиста, осуществляющего лечение указанной категории больных.

34. Лечение детей с острыми заболеваниями и обострениями хронических заболеваний слюнных желез проводится в детских стоматологических поликлиниках.

При частых и тяжело протекающих рецидивах хронического паротита, слюнокаменной болезни медицинская помощь оказывается в стационаре.

При наличии медицинских показаний дети направляются на консультацию педиатра, оториноларинголога, иммунолога, аллерголога многопрофильных детских поликлиник, а также на санацию хронических очагов инфекции.

35. Оказание медицинской помощи детям со сверхкомплектными, ретенированными и дистопированными зубами, одонтогенными воспалительными и первичными кистами челюстных костей осуществляется в детской стоматологической поликлинике, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям, с последующим диспансерным наблюдением и комплексной реабилитацией с участием врача-стоматолога хирурга, врача-ортодонта, врача-стоматолога детского.

36. Хирургическое лечение детей с врожденными аномалиями развития слизистой оболочки рта осуществляется в хирургическом отделении (кабинете) детской стоматологической поликлиники, федеральном учреждении, оказывающем стоматологическую помощь детям.

37. Оказание медицинской помощи детям с доброкачественными новообразованиями челюстно-лицевой области осуществляется в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях челюстно-лицевой хирургии в многопрофильных больницах, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям. При наличии медицинских показаний ребенка направляют на консультацию к педиатру в многопрофильную детскую поликлинику.

38. Оказание медицинской помощи детям с доброкачественными опухолями и мальформациями челюстно-лицевой области осуществляется в условиях детского отделения челюстно-лицевой хирургии в многопрофильной больнице, федеральных учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям.

После выписки из стационара дети направляются на диспансерное наблюдение к врачу-стоматологу хирургу в детскую стоматологическую поликлинику.

39. При выявлении злокачественных новообразований в детской стоматологической поликлинике детей направляют на диагностику и лечение в специализированные онкологические учреждения, федеральные учреждения, оказывающие стоматологическую помощь детям и имеющие лицензию на выполнение работ (услуг) по онкологии.

При наличии медицинских показаний для реконструкции органов челюстно-лицевой области детей направляют в специализированные онкологические учреждения, в детские отделения челюстно-лицевой хирургии многопрофильных больниц или федеральные учреждения, оказывающие медицинскую помощь детям по профилю челюстно-лицевой хирургии.

40. Оказание медицинской помощи детям с воспалительными и функционально-дистензионными заболеваниями, а также костной патологией височно-нижнечелюстного сустава (далее - ВНЧС) осуществляется в детской стоматологической поликлинике, детском отделении челюстно-лицевой хирургии многопрофильной больницы, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь или помощь по профилю челюстно-лицевой хирургии детям.

Реабилитация данной группы детей осуществляется в детской стоматологической поликлинике.

41. Оказание медицинской помощи детям с врожденными и наследственными пороками развития лица и челюстей осуществляется в федеральных учреждениях, учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь детям или помощь по профилю челюстно-лицевой хирургии, с момента рождения и (или) диагностики в период всего детского возраста.

При наличии медицинских показаний лечение осуществляется с привлечением специалистов, необходимых для жизнеобеспечения и восстановления функций сосания, глотания, жевания, внешнего дыхания и речи.

42. При врожденных и приобретенных дефектах и деформациях челюстно-лицевой области у детей их лечение проводится в детском отделении челюстно-лицевой хирургии в многопрофильной больнице, федеральных учреждениях, оказывающих стоматологическую помощь или помощь по профилю челюстно-лицевой хирургии детям, челюстно-лицевыми хирургами, врачами-физиотерапевтами, врачами по лечебной физкультуре; в детских стоматологических поликлиниках - врачами-ортодонтами.

17 июля 2013 г., 19 августа 2014 г., 3 августа 2015 г., 28 сентября 2016 г., 21 февраля 2020 г.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2012, N 26, ст. 3442, 3446) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями.

Порядок
оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями
(утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 13 ноября 2012 г. N 910н)

С изменениями и дополнениями от:

17 июля 2013 г., 19 августа 2014 г., 3 августа 2015 г., 28 сентября 2016 г., 21 февраля 2020 г.

ГАРАНТ:

О порядках оказания медицинской помощи населению РФ см. справку

1. Настоящий Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями (далее - дети) в организациях, оказывающих медицинскую помощь (далее - медицинские организации).

2. Медицинская помощь детям оказывается в виде:

первичной медико-санитарной помощи;

скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

3. Медицинская помощь детям может оказываться в следующих условиях:

амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение);

в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

4. Первичная медико-санитарная помощь детям предусматривает мероприятия по профилактике, диагностике, лечению стоматологических заболеваний и состояний у детей, медицинской реабилитации, формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению детей.

5. Первичная медико-санитарная помощь детям предусматривает:

первичную доврачебную медико-санитарную помощь;

первичную врачебную медико-санитарную помощь;

первичную специализированную медико-санитарную помощь.

Первичная медико-санитарная помощь детям оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь детям в амбулаторных условиях осуществляется медицинскими работниками со средним медицинским образованием и заключается в раннем выявлении факторов риска возникновения стоматологических заболеваний и их профилактике и направлении детей к врачу-стоматологу детскому.

6. При подозрении или выявлении у детей стоматологического заболевания, не требующего стационарного лечения по состоянию здоровья детей, врач-педиатр участковый, врачи общей практики (семейные врачи), медицинские работники медицинских или образовательных организаций со средним медицинским образованием при наличии медицинских показаний направляют детей на консультацию к врачу-стоматологу детскому в детскую стоматологическую поликлинику или стоматологическое отделение медицинской организации.

7. Первичная специализированная медико-санитарная помощь детям осуществляется врачом-стоматологом детским в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении детской поликлиники (отделении), детском стоматологическом кабинете, стоматологическом кабинете в образовательной организации.

Осмотр детей врачом-стоматологом детским осуществляется:

на первом году жизни - 2 раза,

в последующем - в зависимости от степени риска и активности течения стоматологических заболеваний, но не реже одного раза в год.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 8 изложен в новой редакции

9. При оказании скорой медицинской помощи детям в случае необходимости осуществляется их медицинская эвакуация, которая включает в себя санитарно-авиационную и санитарную эвакуацию.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 10 изложен в новой редакции

10. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь детям оказывается в экстренной и неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях в соответствии с Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.

11. Бригада скорой медицинской помощи доставляет детей со стоматологическими заболеваниями, осложнившимися угрожающими жизни состояниями, в медицинские организации, имеющие в своей структуре отделение анестезиологии-реанимации или блок (палату) реанимации и интенсивной терапии и обеспечивающие круглосуточное медицинское наблюдение и лечение детей.

12. При наличии медицинских показаний после устранения угрожающих жизни состояний дети переводятся, в том числе с использованием санитарной и санитарно-авиационной эвакуации, в детское отделение челюстно-лицевой хирургии (койки), а при его отсутствии - в отделение челюстно-лицевой хирургии медицинской организации для оказания медицинской помощи.

13. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь детям оказывается в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-челюстно-лицевыми хирургами, врачами-ортодонтами и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 14 изложен в новой редакции

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 15 изложен в новой редакции

16. В случае если проведение медицинских манипуляций, связанных с оказанием медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, может повлечь возникновение болевых ощущений, такие манипуляции проводятся с обезболиванием.

17. Медицинская помощь детям с острой болью оказывается в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении детской поликлиники (отделения), стоматологическом кабинете в образовательной организации, а также в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н в пункт 18 внесены изменения

18. Оказание медицинской помощи детям, имеющим кариес зубов, пороки развития твердых тканей зубов, заболевания тканей пародонта, слизистой оболочки рта, осуществляется в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении детской поликлиники (отделения), стоматологическом кабинете образовательной организации, а также в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями.

Дети с высокой интенсивностью кариеса и (или) его осложнениями, заболеваниями тканей пародонта подлежат диспансерному наблюдению в детских стоматологических поликлиниках, стоматологических отделениях детских поликлиник (отделений), а также в медицинских организациях, оказывающих стоматологическую помощь детям.

При наличии медицинских показаний врач-стоматолог детский направляет детей с пороками развития твердых тканей зубов, заболеваниями слизистой оболочки рта, генерализованными формами заболеваний пародонта на консультацию к врачам-специалистам по специальностям, предусмотренным номенклатурой.

При наследственных заболеваниях твердых тканей зубов врач-стоматолог детский направляет детей на медико-генетическую консультацию.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 19 августа 2014 г. N 456н пункт 19 изложен в новой редакции

19. Лечение множественного осложнения кариеса у детей до 3 лет, а также иных стоматологических заболеваний по медицинским показаниям у детей независимо от возраста проводится под общей анестезией.

20. При наличии медицинских показаний медицинская помощь детям с тяжелой степенью течения заболеваний слизистой оболочки рта осуществляется в стоматологических отделениях (койках) медицинских организаций, оказывающих круглосуточную медицинскую помощь.

22. Санацию полости рта детям с сопутствующими заболеваниями других органов и систем проводят в детской стоматологической поликлинике, стоматологическом отделении детской поликлиники (отделения), а также в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями.

В случае обострения основного заболевания неотложную стоматологическую помощь оказывает врач-стоматолог детский в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь по профилю основного заболевания.

23. Врач-стоматолог детский направляет детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями, деформациями и предпосылками их развития, разрушением коронок зубов, ранним удалением зубов, нарушением целостности зубных рядов к врачу-ортодонту детской стоматологической поликлиники, стоматологического отделения детской поликлиники (отделения), а также медицинских организаций, оказывающих стоматологическую помощь детям, который осуществляет профилактику, диагностику, лечение и диспансерное наблюдение детей.

24. Для уточнения диагноза при наличии медицинских показаний врач-ортодонт направляет детей на функциональные и (или) рентгенологические методы исследования, на основании результатов которых врач-ортодонт составляет план лечения и медицинской реабилитации детей.

25. При наличии медицинских показаний к хирургическому лечению дети с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями направляются врачом-ортодонтом к врачу-стоматологу хирургу детской стоматологической поликлиники, стоматологического отделения детской поликлиники (отделения), медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями, и при показаниях - к челюстно-лицевому хирургу в детское отделение челюстно-лицевой хирургии (койки) медицинской организации.

Врач-ортодонт осуществляет дальнейшее лечение и диспансерное наблюдение детей.

26. Оказание медицинской помощи детям с воспалительными заболеваниями, с травмой, врожденными и приобретенными дефектами и деформациями, доброкачественными опухолями и мальформациями челюстно-лицевой области и последующее диспансерное наблюдение осуществляется врачом-стоматологом хирургом детских стоматологических поликлиник, стоматологических отделений (кабинетов) детских поликлиник (отделений), оказывающих медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями, а при тяжелом течении заболевания - врачом-челюстно-лицевым хирургом детских отделений челюстно-лицевой хирургии (койки), а при их отсутствии - отделений челюстно-лицевой хирургии медицинской организации, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

Детям до 3 летнего возраста лечение проводится в детских отделениях челюстно-лицевой хирургии (койки), а при их отсутствии - в отделениях челюстно-лицевой хирургии медицинской организации, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 27 изложен в новой редакции

28. Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь детям со стоматологическими заболеваниями, осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-12 к настоящему Порядку.

Правила
организации деятельности детского стоматологического кабинета

С изменениями и дополнениями от:

28 сентября 2016 г.

1. Настоящие Правила определяют порядок организации деятельности детского стоматологического кабинета, который является структурным подразделением организации, оказывающей медицинскую помощь (далее - медицинская организация).

2. Детский стоматологический кабинет (далее - Кабинет) создается для осуществления консультативной, диагностической и лечебной помощи детям со стоматологическими заболеваниями (далее - дети).

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н пункт 3 изложен в новой редакции

4. Штатная численность Кабинета устанавливается руководителем медицинской организации исходя из объема проводимой лечебно-диагностической работы и численности детей на обслуживаемой территории с учетом рекомендуемых штатных нормативов, предусмотренных приложением N 2 к Порядку оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденному настоящим приказом.

Оснащение Кабинета осуществляется в соответствии со стандартом оснащения Кабинета, предусмотренным приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи детям со стоматологическими заболеваниями, утвержденному настоящим приказом.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н в пункт 5 внесены изменения

5. Кабинет осуществляет следующие функции:

оказание консультативной, диагностической и лечебной помощи детям;

диспансерное наблюдение детей;

при наличии медицинских показаний - направление детей для оказания медицинской помощи в стационарных условиях;

при наличии медицинских показаний - направление детей с зубочелюстно-лицевыми аномалиями и деформациями к врачу-ортодонту на профилактику и лечение;

направление на протезирование детей с разрушенными коронками зубов к врачу-ортодонту, а при его отсутствии - к врачу-стоматологу общей практики;

участие в проведении анализа основных медико-статистических показателей заболеваемости и инвалидности у детей;

внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения стоматологических заболеваний у детей;

проведение санитарно-просветительной работы среди детей и их родителей (законных представителей) по вопросам профилактики, ранней диагностики стоматологических заболеваний у детей и формированию здорового образа жизни;

представление отчетности в установленном порядке(1), сбор и представление первичных данных о медицинской деятельности для информационных систем в сфере здравоохранения(2).

6. Кабинет для обеспечения своей деятельности использует возможности всех лечебно-диагностических и вспомогательных подразделений медицинской организации, в составе которой он создан.

7. Кабинет может использоваться в качестве клинической базы образовательных учреждений высшего, дополнительного и среднего медицинского образования, а также научных организаций.

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н приложение дополнено сноской "1"

(1) Пункт 11 части 1 статьи 79 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165; 2014, N 30, ст. 4257) (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Информация об изменениях:

Приказом Минздрава России от 28 сентября 2016 г. N 738н приложение дополнено сноской "2"

(2) Часть 1 статьи 91 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ.

Рекомендуемые штатные нормативы
детского стоматологического кабинета

Читайте также: