Карелина логопедический массаж зубной щеткой

Обновлено: 03.10.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Логопедический массаж ложками и зубными щетками

Сегодня хочу представить вашему вниманию работу по использованию игровых приемов при проведении логопедического массажа и самомассажа у детей с дизартрическим компонентом . Особенно подробно мы остановимся на самомассаже ложками и логопедическом массаже зубными щетками .

Слайд 2. Логопедический массаж и самомассаж является одним из наиболее действенных способов коррекции нарушений речи. Не только действенным, но и древним - массаж известен уже не одно тысячелетие. С древних времен массаж являлся частью врачебного искусства. Но только в конце 19 века массажем серьезно заинтересовалась наука. Были разработаны многие методики лечебного, спортивного, косметического и оздоровительного массажа . В логопедической практике массаж - часть комплексной работы по коррекции нарушений речи. По словам профессора Бориса Романовича Яременко - массаж ускоряет обратное развитие речевого нарушения в 4-5 раз! (Б. Р. Яременко — доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии, физиологии и школьной гигиены Ленинградского государственного областного университета, детский невролог, автор книги «Минимальные дисфункции головного мозга у детей » )

Слайд 3. Одна из задач ФГОС ДО «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия». (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155). Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни. Логопедический массаж и самомассаж , являясь одной из здоровьесберегающих технологий, оказывает положительное анатомо-физиологическое действие. В чем вы можете убедиться на данном слайде.

Слайд 4. Основной целью логопедического массажа и самомассажа является нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры. Отличительная особенность применения игровых приемов при проведении логопедического массажа и самомассажа у детей с дизартричеким компонентом заключается в том , что данные приемы просты в применении , не требуют специальной подготовки.

Слайд 5. Основные задачи логопедического массажа и самомассажа представлены перед вами.

Слайд 6. Виды и приемы логопедического массажа и самомассажа , представленные на слайде, варьируются логопедом в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, характера нарушений речи и прочих показателей. Но при проведении любого вида логопедического массажа и самомассажа важно учитывать главное правило игрового массажа – никакой боли . Только приятные ощущения позволят в дальнейшем выполнять эти игровые задания .

И помните, любая привычка вырабатывается в течение 21 дня. Если постоянно делать массаж в течение этого времени, у ребенка появится устойчивая потребность в выполнении этого оздоровительного приема .

Слайд 7. Выполнять логопедический массаж и самомассаж можно как на занятиях логопеда , в режимных моментах в группе, так и дома с мамой. А массаж ложками и зубными щетками - один из новых методов логопедического массажа .

Слайд 8. Существует ряд противопоказаний к назначению логопедического массажа , которые вам наглядно представлены. Но важно отметить, что перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний.

Слайд 9. Общие рекомендации к проведению

логопедического массажа и самомассажа представлены перед вами.

Самомассаж ложками имеет определенные преимущества :

Ложка есть в каждом доме;

С ложкой связаны приятные ассоциации (удовольствие от еды) ;

Площадь воздействия ложки, даже кофейной, значительно больше, чем площадь воздействия пальца;

Массаж ложками легко освоить родителям и применять в домашних условия;

Делая самомассаж , ребенок выполняет движения с приятным для него усилением и никогда не сделает самому себе больно

Слайд 11. Выбрать ложку можно любую (кофейную, столовую, десертную) . Материал ложки, как правило, не имеет значения. Важно, чтобы хорошо мылась, обрабатывалась. Для выполнения упражнений нужны две ложки.

Слайд 12. Разную температуру ложек можно использовать для расслабляющего или стимулирующего эффекта.

Слайд 13. Работу начинаем со знакомства с историей появления ложки, способах ее изготовления, закрепляем части ложки и виды ложек. Про ложки сложилось много пословиц, поговорок и примет, которые можно использовать как в воспитательных целях, так и для развития речи детей . Упражнения выполняются под чтение стихов. Стихи, как ритмически организованная речь, способствуют формированию чувства ритма у детей и являются одним из способов коррекции нарушений слоговой структуры .

Перед выполнением массажа ложки каждый раз нужно мыть и класть в кружку вверх ручкой. Дети перед занятием должны вымыть руки. Каждый ребенок вынимает по 2 ложки за кончики ручек и берет по ложке в каждую руку.

Мастер-класс самомассаж ложками

Для начала продолжите, пожалуйста, пословицу :

- Работник с сошкой, а лодырь …. с ложкой.

- Дорога ложка к ….обеду

- Ложка дегтя испортит …. бочку меда.

Трое участников мастер -класса справа от меня сегодня будут в роли актеров. Возьмите, пожалуйста, в каждую руку по одному сказочному персонажу. Вы должны показывать сказку под стихотворный текст.

А те, кто слева от меня, будут слушать наших сказочных героев и выполнять движения ложками. Вас я попрошу протереть руки влажными салфетками. Использованные салфетки вы можете выбросить в мусорный контейнер. Откройте наш волшебный контейнер. Достаньте 2 ложки за ручки и возьмите по ложке в каждую руку. Поставьте перед собой зеркало на подставку.

Все готовы? Тогда послушайте нашу сказку.

Сказка «Колобок»

Колобок я, Колобок,

круговые движения по лбу

Подрумянен правый бок,

круговые движения ложкой по правой щеке

Подрумянен левый бок!

круговые движения ложкой по правой щеке

Я сбежал от бабушки…

вертикальные движения ложкой по правой щеке снизу вверх

Я сбежал от деда….

вертикальные движения ложкой по левой щеке сверху вниз

Зайцу я не стал обедом,

горизонтальные движения ложкой по лбу

Волку в лапы не попался,

горизонтальные движения ложкой по подбородку

И медведь ни с чем остался.

вертикальные движения по носу

Колобок я вкусный,

горизонтальные движения по губам

Не бываю грустным.

горизонтальные движения по губам/улыбке

А лисе на язычок….

вертикальные движения по языку от середины к кончику

И попался колобок!

А теперь попробуйте сами. Актеры показывают сказку и читают при этом стих. Наши дети знают стихи наизусть, а для вас я положу подсказку.

А ваша задача попробовать воспроизвести все движения ложками.

Для проведения логопедического массажа зубными щетками :

Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом и массажной поверхностью на тыльной стороне

Желательно подложить под язык марлевые салфетки, так как у детей при массаже увеличивается слюноотделение. Можно заменить их индивидуальными детскими носовыми платочками с яркими красочными рисунками

Нужно делать массажные движения без сильного надавливания

При массажных действиях следите , чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягаться и шевелить языком и губами.

Для обработки массажного оборудования нами используется стерилизатор, а также раствор аламинол.

Попрошу выйти троих участников мастер-класса , у которых на программках есть изображение зубной щетки.

Мастер -класс с зубными щетками

Сказка про ежика Тошку.

Слайд 15. Существуют такие виды логопедического массажа как активизирующий и расслабляющий.

Выбор приёмов массажа зависит от состояния мышечного тонуса, двигательных возможностей и патологической симптоматики. Сейчас вашему вниманию будет представлен видеофрагмент расслабляющего массажа у ребенка с наличием дизартрического компонента в логопедическом заключении .

Самомассаж относится к нетрадиционным логопедическим технологиям

Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе повышает эффективность преодоления речевых нарушений у детей

Самомассаж может использоваться для профилактики дизартрических расстройств у детей раннего дошкольного возраста

Слайд 17. С рекомендациями к проведению логопедического самомассажа вы можете ознакомиться на данном слайде.

Мастер-класс самомассаж .

Я попрошу всех участников мастер -класса встать со своих мест. Давайте выучим наш девиз :

НЕ ЦИРКАЧ И НЕ АРТИСТ - САМ СЕБЕ Я МАССАЖИСТ !

Для разминки проведем мимическую гимнастику с элементами самомассажа .

САМОМАССАЖ ЛИЦА

Здесь живет Хмурилка, Потереть брови

Здесь живет Дразнилка, Потереть нос

Здесь живет Смешилка, Потереть уголки губ

Здесь живет Страшилка. Потереть щеки

Это носик Бибка! Потереть крылья носа

А где твоя улыбка? Приподнять пальцами уголки губ

А теперь под музыку повторяйте за мной движения самомассажа .

Песня «Динь-динь, детский сад!»

Утром солнышко встаёт

В детский сад меня зовёт

Смотрит ласково в окошко,

Гладит щёчки мне ладошкой

Шепчет мамин голосок :

"Просыпайся, мой дружок!"

Подмигнул с подушки гном

Вместе в садик мы пойдём

Динь-динь, детский сад!

Как сто колокольчиков

Игровые приемы С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА , САМОМАССАЖА играют важную роль еще и в формировании таких личностных качеств, как

• САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

• УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

• САМООБЛАДАНИЕ

В результате нашего мастер -класса вы можете убедиться, что при проведении логопедического массажа можно преобразовывать в логопедические игры любые песни и доступные детям стихи известных авторов. Логопедический массаж и самомассаж – это многофункциональное поле для фантазии и воображения, как самого логопеда , так и наших воспитанников. Практически у всех детей с нарушениями речи в логопедическом заключении стоит диагноз дизартрический компонент , устранить который является порой непосильной задачей для логопеда . А минимальные проявления дизартрии в свою очередь тормозят коррекцию всего звукопроизношения. Мы с вами знаем, как трудно расслабить язык при гипертонусе или, напротив, повысить тонус при спастичности вялости мышц, уменьшить гиперсаливацию, сформировать правильные артикуляционные движения и т. д. Так вот применение логопедического массажа и самомассажа значительно ускоряет процессы устранения именно дизартрических проявлений , а вследствие этого успешнее проходит весь процесс коррекционно-развивающий процесс. Это я могу подтвердить своей многолетней практикой применения логопедического массажа и самомассажа . Таким образом, воображая и выдумывая, мы с вами можем создать новые игровые приемы с использованием логопедического массажа и самомассажа . Ведь мы не только педагоги, но и чуточку поэты, чуточку музыканты, волшебники – в конце концов! Я надеюсь, что сегодня вы получили заряд положительных эмоций, стали немножко моложе, ведь логопедический массаж еще и поспособствовал устранению мимических морщин! Желаю вам творческих успехов, всегда оставаться молодыми душой и креативными педагогами!

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Логопедический массаж И.Б. Карелиной


Курс повышения квалификации

Теория и методика педагогического проектирования

Курс повышения квалификации

Планирование и организация работы педагога-психолога ДОУ в сенсорной комнате


Курс повышения квалификации

Личностное развитие дошкольника в социальной среде в условиях реализации ФГОС ДО


«Охрана труда: актуальные вопросы СОУТ в 2022 году»

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 2 500 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Описание презентации по отдельным слайдам:

Логопедический массаж И.Б. Карелиной

Логопедический массаж
И.Б. Карелиной

Логопедический массаж И.Б. Карелиной - авторская методика нетрадиционного ло.

Логопедический массаж И.Б. Карелиной - авторская методика нетрадиционного логопедического массажа, выполняемого зубной щеткой, что является более щадящим и приемлемым для детей раннего и дошкольного возраста, имеющих речевую патологию. Представлена методика комплексного расширенного массажа для детей раннего возраста, способствующая "запуску речи" у не говорящих детей. Основы данной методики представлены в пособии И. Б. Карелиной «Логопедический массаж при различных речевых нарушениях», в котором содержатся основные современные сведения о приемах общего и логопедического массажа, о нервно-мышечном строении речевого аппарата и санитарно-гигиенических требованиях к проведению логопедического массажа.

На ролике https://youtu.be/7dQi1a4QXGk представлено практиче.

В последнее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию.

В последнее время значительно выросло число детей, имеющих речевую патологию, при которой необходимы длительные логопедические занятия, а также медицинская абилитация в виде медикаментозного лечения, ЛФК, общего массажа и других медицинских мероприятий. Именно поэтому в логопедической практике стали развиваться различные вспомогательные технологии, такие как кинезотерапия и логопедический массаж, которые способствуют более эффективному преодолению речевых нарушений у детей. Издавна массаж является средством нормализации соматического, психического, неврологического статуса. Введение вербально-эмоционального компонента в процесс проведения сугубо медицинской манипуляции, предлагаемое нами, способствует повышению эффективности коррекционнопедагогического воздействия в работе с детьми раннего возраста с различными вариантами дизонтогенеза, одним из важнейших аспектов которого является «запуск речи» у неговорящих детей, т. е. формирование у этой категории детей речевой активности, направленное на воспитание полноценной личности. Формирование речи в процессе нормального онтогенеза является регулятором поведения и служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность физического, умственного и речевого развития в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее, насколько качественно он может оперировать этой информацией и насколько точно эти знания он может выразить в речи. Таким образом, речевое и сенсорное развитие способствует формированию у ребенка всех видов восприятия, на основе которого формируются полноценные представления о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. Речевое развитие также является основой для развития мышления ребенка, т. к. оперирование сенсорной и речевой информацией, поступающей через органы чувств, осуществляется в форме мыслительных процессов. И, наконец, нормальное речевое развитие формирует всю языковую систему, и прежде всего коммуникативную и номинативную функции речи, а также способствует расширению и обогащению словаря ребенка. Детям с органическим поражением головного мозга требуется организация сенсорно обогащенной среды, которая помогает интенсивному развитию нервных клеток и их синаптических контактов. Нейрофизиологический аспект клинического и психолого-педагогического воздействия определяется непосредственной близостью сенсорных, речевых и моторных зон коры головного мозга, взаимное влияние которых друг на друга обеспечивает успех абилитационной работы. В раннем возрасте, когда сенсомоторное развитие является доминирующим, ему следует уделять особое внимание. Мы считаем, что преодоление нарушений речевой сферы должно происходить не только на специально 4 организованных коррекционных занятиях, но и в процессе медицинской абилитации, а именно — лечебного массажа и ЛФК

Речевое развитие с успехом коррегируется в процессе выполнения элементарн.

Речевое развитие с успехом коррегируется в процессе выполнения элементарных ежедневных бытовых, игровых, лечебных и учебных действий, т. к. любое прикосновение к ребенку, даже самое простое, оказывает мощное психологическое воздействие. Оно может быть успокаивающим или возбуждающим. Тактильное ощущение — самое первое чувство, которое появляется у ребенка еще в утробе матери. Тактильная чувствительность формирует способности и влияет на здоровье. Логопедический массаж является составной частью комплексной медико-педагогической системы абилитации детей с речевыми нарушениями. Он используется в логопедической работе с детьми, у которых диагностируются такие речевые расстройства, как дизартрия, ринолалия и ЗРР различного генеза. В целом массаж применяется в коррекционно-педагогической работе во всех тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Массаж языка с помощью зубной щетки

(по Л.А. Поздняковой; переработанный Т.А. Дубининой)

Опыт работы с детьми с речевыми нарушениями при слабом тонусе мышц языка показывает, что сочетание специальной артикуляционной гимнастики и массажа языка позволяет укрепить мышцы, выработать полноценные движения, необходимые для правильного произнесения звуков речи и, что самое важное – сократить сроки постановки звуков. Выполняется массаж специальными зондами. Но не все дети соглашаются на такой массаж, хоть его эффективность неоспорима.

http://stom.tilimen.org/sushestvuyut-razlichnie-metodiki-provedeniya-logopedicheskogo/img11.jpg

Логопедический массаж можно выполнить в домашних условиях с помощью детской зубной щётки, предварительно захватив язык марлевыми салфетками. Длительность массажа 5 – 7 минут. Курс 10 – 14 дней. Затем перерыв и по мере необходимости курс повторяют.

Показания к применению

• Проблемы с произношением;

• Гипертонус артикуляционных мышц;

• Недостаточная сократительная способность лицевых мышц;

• Сбивчивое дыхание во время разговоров.

Виды движений при массаже: продольное поперечное кругообразное поглаживание; кругообразное спиралевидное растирание; продольное, кругообразное надавливание, разминание; ударная прерывистая или непрерывистая вибрация;

Если язык вашего ребенка слабый, вялый и многие движения ему не доступны из-за слабости мышц, то движения будут от периферии (края языка) к центру языка – на тонус мышц.

Кроме зубной щетки можно использовать просто чисто вымытый палец (или надеть на палец детскую соску, ошпаренную кипятком). И начинайте похлопывать, поглаживать и разминать язык ребенка.

Если ребенку не нравится данная процедура, попробуйте предварительно макать палец во что-то вкусное, что любит ваш малыш: варенье, мёд, сметана.

Во время массажа не забывайте комментировать свои действия: погладим спинку язычка, словно котенка, пусть он станет мягким и послушным, а теперь его бока, а вот и кончик языка. Это надо делать, чтобы ребенок лучше представлял и чувствовал свои органы артикуляции.

Однако помните, что существуют противопоказания:

Это любые ранки, либо инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

Выполняйте массаж с удовольствием.

Оборудование: индивидуальная зубная щётка, салфетка для фиксации языка

https://s1-goods.ozstatic.by/1000/350/391/10/10391350_0.jpg

Ребёнка усадить, сделать «лопаточку» (взрослый салфеткой удерживает кончик языка ребёнка).

1. «Язычок проснулся и потянулся»

Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику

2. «Солнышко»

Щёткой водить по направлениям от периферии к центру (не задевать корень языка!)

3. «Ёлочка»

Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от периферии к центру.

4. «Ветер дует вправо»

Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо.

5. «Дым идёт из трубы»

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику и от кончика к корню.

6. «Ветер дует влево»

Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево

7. «Капает дождик»

Поколачивать по языку щетинкой щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.

8. «Листики падают с деревьев»

Поколачивать по языку тыльной стороной щётки от центра к кончику, слева направо и справа налево.

9. «Большая лужа»

Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от края языка к центру.

Сказки для массажа

«Осенняя сказка»

Проснулся Язычок, потянулся (упр. 1). Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит! (упр. 2) Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями (упр. 3). Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо (упр. 4). Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упр. 5). Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево (упр. 6). Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь (упр. 7). Падают на землю осенние листики (упр. 8). Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа (упр. 9).

«Зимняя сказка»

Проснулся Язычок и нежится в постельке (упр. 1). Выглянул Язычок в окошко – снег идёт (упр. 7). Вышел Язычок на прогулку, а на улице ветер дует (упр. 4). Видит Язычок дым идёт из печной трубы (упр. 5). Вдруг ветерок подул влево, и дым наклонился влево (упр. 6). Лужа под окном замёрзла, стал Язычок кататься на ней (упр. 9). А ещё во дворе была большая горка (сделать языком «горку»). Стал Язычок на санях с горки кататься! (тыльной стороной щётки водить по «горке» сверху – вниз). Весь в снегу Язычок! Стал он варежками снег с шапки сбивать (упр. 8). Почистил Язычок свой комбинезон и пошёл домой (упр. 1).

ЖЕЛАЮ УДАЧИ И ТЕРПЕНИЯ.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРЕВАЛЬСКОГО РАЙОНА ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРЕВАЛЬСКИЙ РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен массаж языка зубной щеткой детям 3 лет, которы можно проделывать родителям в домашних условиях во время чистки зубов.

Просмотр содержимого документа
«Массаж языка зубной щеткой»

Массаж языка зубной щёткой по Поздняковой Л.А.

(дополненный и переработанный Дубининой Т.А.)

Аркадьева Л.В. учитель-логопед, методист

Проведение массажа в виде сказочной истории про Язычок занимает не более 3-4 минут. Его можно преподнести как веселую игру во время проведения чистки зубов. Предлагаемые упражнения способствуют снятию напряжённости и укреплению артикуляционных мышц, улучшить произношение звуков. Все упражнения понятны и доступны для самостоятельного выполнения родителями в домашних условиях. Данная методика может применяться к детям начиная с 3 лет. Курс проведения две недели. После этого ребенку нужен перерыв и, только при необходимости, массаж повторяют.

Противопоказания: любые ранки, либо инфекции ротовой полости, герпес, трещинки, а также неприятные ощущения у ребенка во время массажа.

Оборудование: индивидуальная зубная щётка с мягким ворсом, салфетка для фиксации языка.

Ребёнка можно усадить, или делать в ванной комнате, попросить ребенка сделать «лопаточку» (родитель салфеткой удерживает кончик языка ребёнка). По мере того, как салфетка будет увлажняться, ее нужно менять.

1.«Язычок проснулся и потянулся»

Проснулся Язычок, потянулся

Тыльной стороной щётки водить от середины языка к кончику


2. «Солнышко»

Выглянул Язычок в окошко – солнышко светит!

Щёткой водить по направлениям от центра к периферии (не задевать корень языка!)


3. «Ёлочка»

Под окном росла ёлочка, с пушистыми ветвями

Сначала водить щёткой по длине языка, потом по боковым краям языка от центра к периферии


4. «Ветер дует вправо»

Вдруг подул сильный ветер, и ёлочка наклонилась вправо

Водить щёткой горизонтальными линиями слева направо


5. «Дым идёт из трубы»

Видит Язычок дым идёт из печной трубы

Зигзагообразные движения щёткой по поверхности языка от корня к кончику


6. «Ветер дует влево»

Вдруг ветерок подул влево, и ёлочка наклонилась влево

Водить щёткой горизонтальными линиями справа налево


7.«Капает дождик»

Солнышко спряталось за тучку, и пошёл сильный дождь

Поколачивать по языку щетинкой щётки


8.«Листики падают с деревьев»

Падают на землю осенние листики

Поколачивать по языку тыльной стороной щётки

9. «Большая лужа»

Дождь идёт, и под окном разлилась большая лужа

Тыльной стороной щётки водить по часовой стрелке от середины языка к краям


Используемые источники:

Карелина И.Б. Логопедический массаж при различных речевых нарушениях: Практическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

Краузе Е. Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.— СПб.: КОРОНА принт, 2004.


-82%


Современные логопеды имеют в своем арсенале много различных способов постановки звуков и нормализации речи. Один из наиболее эффективных и весомых в глазах родителей – логопедический массаж. Это весьма эффективный современный метод логопедического воздействия, в результате которого удается изменить состояние кровеносных сосудов, мышц и нервов, тканей периферического речевого аппарата.

Логопедический массаж проводится при наличии определенных показаний. Полезен будет он при ринолалии, механической дислалии, заикании и дизартрии. Массаж при дизартрии позволяет подготовить речевой аппарат детей к дальнейшим логопедическим занятиям.

Что такое дизартрия

Так называют речевое расстройство, возникающее при недостаточной иннервации органов речи. В таком состоянии подвижность речевого аппарата ограничена. Дизартрики говорят невнятно, про таких людей говорят: «каша во рту».

Дизартрия может развиться у детей в результате травм, опухолей, нейроинфекций и других патологий головного мозга и ЦНС. В детском возрасте кроме произносительной стороны также часто страдают и другие составляющие речевой системы. Малыш может иметь нарушения восприятия речи на слух, допускать ошибки при чтении или письме. Во взрослом возрасте дизартрия развивается после инсультов или травм. В этом случае страдает только произношение.

Существует много форм дизартрий. Сегодня в мире большинство специалистов используют классификацию, подразумевающую наличие семь видов этого речевого расстройства:

  1. Вялой называют дизартрию, возникающую в результате повреждения подъязычного, языкоглоточного и блуждающего нервов. Сбой нервно-мышечной передачи приводит к периферическому параличу артикуляционных мышц. Такой вид может сопровождаться расстройствами глотания и является частью бульбарного синдрома.
  2. Спастическая дизартрия наблюдается при двухстороннем параличе мускулатуры, развивающемся при двухстороннем поражении передних центральных извилин. Эта форма включена в псевдобульбарный синдром.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная дизартрия наблюдается при одностороннем поражении центральных передних извилин.
  4. Атактическая дизартрия развивается в том случае, если поражение затронуло мозжечок или его проводящие пути. При таком виде расстройства речь становится скандированной, нарушается модуляция, постоянно меняется громкость.
  5. Гиперкинетическая дизартрия является разновидностью экстрапирамидной формой расстройства. Причиной ее формирования является нарушение работы подкорковых узлов, а также их нервных связей. Такая дизартрия представляет собой гиперкинез – состояние, когда движения мышц бывают непроизвольными и внезапно возникающими. Может сочетаться с гиперкинезами различной локации.
  6. Гипокинетическая форма также относится к экстрапирамидной дизартрии, возникающей после поражения подкорковых узлов. Большинство случаев наблюдаются при паркинсонизме. Речь невыразительная и замедленная.
  7. Смешанной называют дизартрию, которая развивается на фоне многоочагового поражения нервной системы. Часто возникает в результате травм. В этом случае наблюдается сочетание различных механизмов возникновения дизартрии.

Диагностируется дизартрия в пятилетнем возрасте. После логопедического обследования ребенок с симптоматикой дизартрии направляется к невропатологу. Врач, после тщательного обследования, опровергнет или подтвердит диагноз, а также назначит адекватное лечение. Кроме медицинского воздействия дизартрикам необходима психолого-педагогическая и логопедическая помощь.

Дизартрия является расстройством речи, которое сложно поддается коррекции. Прогноз во многом зависит от состояния дизартрика и степени поражения его ЦНС.

Лечение дизартрии

Дизартрия не является самостоятельным заболеванием. Это расстройство речи возникает на фоне различных патологий нервной системы. Хотя в ряде случаев, именно оно становится наиболее ярким проявлением заболевания. Именно поэтому диагноз должен быть подтвержден врачом-неврологом, который учитывает мнения логопеда.

Лечение дизартрии должно быть комплексным, включающим в себя следующие методы:

  1. Медикаментозная терапия. Усилия врачей будут направлены на устранение неврологического дефекта. Если повреждения ЦНС не обратимы, то лекарственные препараты назначаются для стабилизации состояния пациента.
  2. Процедуры, направленные на общее укрепление организма.
  3. Физиотерапия. При дизартрии будет полезна лечебная физкультура, рефлексотерапия и иглоукалывание. Все это позволяет нормализовать тонус мышц и двигательную способность органов артикуляции.
  4. Логопедические занятия. Сделать речь идеальной при дизартрии вряд ли получится. В большинстве случаев целью работы логопеда является достижение речи, которая была бы понятна окружающим.

Воздействие логопеда заключается в выполнении артикуляционной гимнастики, исправлении произношения звуков, правильной организации речевого дыхания, повышении выразительности речи. Проводится также массаж органов артикуляции – логопедический

Роль логопедического массажа при лечении дизартрии

Массаж, как способ воздействия на определенные участки тела, давно применяется в медицине при лечении различных заболеваний. В логопедической практике его стали использовать относительно недавно. С его помощью можно нормализовать тонус артикуляционных мышц и улучшить моторику органов речи. В результате удается сделать произношение более выразительным.

Логопедический массаж является частью комплексного логопедического занятия. Он предшествует дыхательной, артикуляционной и голосовой гимнастике. У детей такое воздействие может проводиться при наличии показаний.

Этот метод логопедического воздействия весьма эффективен при коррекции произношения, но если у ребенка нет речи вообще, то массаж будет малоэффективен.

Проблемой коррекции тяжелых расстройств речи при помощи логопедического массажа занимались многие исследователи. Сегодня наиболее распространенной методикой является тот, который предложила в своей книге Е. Ф. Архипова «Логопедический массаж при дизартрии». Сеанс массажа должен состоять несколько этапов:

  • расслабляющиймассаж. Его проводят для каждой из групп мышц, участвующих в речи. Логопед выполняет движения обеими руками, легкие, поглаживающие. На этом этапе важно добиться полного расслабления мышц лица. Все движения выполняются по 5–7 раз, а на расслабляющий массаж отводится не более трех минут для каждой зоны. Завершает этот этап расслабление языка и коррекции его патологической формы;
  • укрепляющиймассаж проводится при ярко выраженной вялости мышц. Существуют разные методики проведения укрепляющего массажа, их подбор зависит от особенностей патологии ребенка. Логопед может использовать поглаживания, надавливания, вибрацию, точечный массаж и т.д. Используемые приемы помогают устранить как гипотонус оральной мускулатуры, так и гиперкинез языка.

Логопедический массаж может производиться вручную или с использованием специального вибромассажера. Аппарат имеет несколько разных насадок, использование которых проводится в строгом соответствии с инструкцией. Могут применяться также специальные зонды и другие приспособления.

Противопоказания

Хоть логопедический массаж и абсолютно безопасная процедура, но все же существует ряд противопоказаний к такому воздействию. Категорически запрещено осуществлять механическое воздействие на оральную мускулатуру в таких случаях:

  1. Лихорадка и острые воспалительные процессы.
  2. Инфекционные заболевания кожи, грибок.
  3. Болезни крови, кровоточивость и кровотечение.
  4. Трофические расширения вен.
  5. Гнойные процессы на различных участках тела.
  6. Патологические состояния сосудов.
  7. Туберкулез в активной форме.
  8. Аллергии.
  9. Опухолевые образования (злокачественные и доброкачественные).
  10. 10. Заболевания органов брюшной полости.
  11. 11. Реабилитационный период после хирургических операций.

Нельзя также применять такой массаж при работе с пациентами, имеющими психические расстройства. Особенное если для них характерно чрезмерное возбуждение.

Приступать к логопедическим занятиям можно будет после полного выздоровления или перехода хронического заболевания в вялотекущую фазу.

Инструменты

В ходе массажа могут быть использованы особые приспособления – специальные логопедические зонды. Поскольку наиболее эффективными они являются при работе с дизартриками, то их часто называют дизартрическими зондами.

Впервые такие приспособления стали использовать в школе глухонемых, расположенной в Берлине, в начале прошлого века. Их разработчиком стал директор этой школы, врач и сурдопедагог А. Гутцман. В то время царила мода на всевозможные технические приспособления и лечение при помощи механических устройств. Позднее зонды Гутцмана модернизировал и использовал в своей практике отечественный сурдопедагог и логопед Ф.А. Рау. С небольшими изменениями эта модификация дошла до наших дней.

Сейчас существует несколько типов зондов, но наиболее известными являются:

  • дизартрические зонды Скляренко. Были разработаны в 1992 году. В набор входит пятнадцать приспособлений, выполненных из пластмассы или металла. Каждый из зондов предназначен для воздействия на определенную зону;
  • набор логопедических зондов Е.В. Новиковой входит восемь специальных приспособлений. Их необходимо применять согласно авторской методике, разработанной логопедом в 2000 году.

Широкое применение в логопедической практике зонды приобрели лишь недавно. В ХХ веке общественность была плохо информирована о подобных приспособлениях, да и изготавливались они практически вручную в единственном экземпляре.

Несмотря на то, что сегодня у логопедов есть больше возможностей по использованию таких инструментов, логопедические зонды применяют немногие специалисты и лишь в особо тяжелых случаях. Связано это с тем, что дети пугаются странных металлических предметов, которые им пытаются засунуть в рот. Из-за этого логопеды при работе с дизартриками по-прежнему пользуются медицинскими шпателями, ватными палочками, резиновыми сосками и другими подручными средствами.

Что делать в домашних условиях

Чтобы лечение было непрерывным, специалисты рекомендуют проводить массаж органов речи и лица в домашних условиях. Дома заниматься можно в любое удобное время, да и детям проще довериться близким людям.

Самостоятельно можно использовать такие приемы массажа:

  1. Пальцевый массаж. Проводится при помощи носового платка или тканевой салфетки. Можно также использовать напальчники, продающиеся в обычных аптеках.
  2. Массаж чайными ложками. Их можно использовать для лица и разминания языка. В данном случае ложка будет выполнять функцию логопедического зонда. Перед массажем ее нужно хорошо вымыть и обдать кипятком.
  3. Использование зубной щетки. Ворсинки помогут хорошо размять язык. Щеткой можно делать круговые движения по всей площади языка, имитировать чистку, обрабатывать нижнюю часть, я также подъязычную ямку. Следует помнить, что для массажа нужно использовать новую щетку, специально купленную для занятий.

Дома массаж можно выполнять один или два раза в день по 15 минут. В зависимости от формы дизартрии, курс массажа может длиться две или три недели.

Освоить приемы массажа достаточно легко. Поможет в этом вам логопед. Он подберет комплекс упражнений в зависимости от диагноза, возраста и выраженности нарушений.

Что нужно знать

Несмотря на то, что логопедический массаж при дизартрии можно выполнять в домашних условиях, все же не следует это делать без предварительной консультации с логопедом и неврологом. Если использовать приемы механического воздействия неправильно, то можно навредить ребенку, страдающему дизартрией.

Чтобы логопедический массаж принес пользу, необходимо следовать таким рекомендациям:

  • лечение дизартрии проводится врачом. Все этапы должны контролироваться специалистами;
  • во время занятий должна царить доброжелательная атмосфера;
  • ребенок во время логопедического массажа должен лежать. Но в некоторых случаях допускается выполнение упражнений сидя;
  • логопедический массаж будет результативен лишь при комплексном подходе. Следует понимать, что механическое воздействие на речевую мускулатуру должно обязательно сочетаться с работой по постановке звуков и речевого дыхания, развитием мелкой моторики.

Как правило, речевые расстройства у детей диагностируются в пятилетнем возрасте. Но если ваш ребенок в группе риска или вы заметили у него проблемы с произношением, то стоит сразу обратиться к специалисту. Ведь чем раньше начать сеансы логопедического массажа при дизартрии, тем успешнее будет лечение.

Найти хорошего логопеда сегодня достаточно просто. Но важно оценить не только профессионализм выбранного специалиста. Очень важно, чтобы он нашел контакт с вашим ребенком. Малыш должен с радостью идти на занятия, тогда эффект от проделанной работы будет более заметным. Это правило работает также и в отношении врачей.

Чуткие, грамотные специалисты ведут прием в Московском Городском Психоэндокринологическом Центре. Здесь можно получить консультации врачей различных специальностей.

Читайте также: