Каков хукм чистки зубов современной зубной щеткой во время омовения

Обновлено: 28.09.2022

В исламе большое внимание уделяется соблюдению гигиены. Для очищения полости рта мусульмане, помимо традиционных средств, используют также мисвак (сивак) – палочку, которой устраняют остатки пищи и перебивают неприятный запах. Мисваком также именуют и сам процесс чистки зубов.

Во времена Заключительного Божьего посланника (с.г.в.) для этих целей использовали ветки дерева арак, которые служили одновременно и щёткой, и пастой. Дело в том, что под кожицей мисвака находятся волокна, которые схожи с щетинками на современных щётках, а экстракт этого дерева содержит профилактические элементы нынешних зубных паст.

Способ применения

Перед использованием желательно намочить сивак тёплой водой, а кончик палочки очистить от кожицы на 1-2 сантиметра и разжевать волокна. На конце появятся щетинки, а сам мисвак будет похож на кисточку, которой и нужно чистить зубы и десна без нанесения зубной пасты.

Достоинства использования:

1) Соблюдение Пречистой Сунны. Пророк (с.г.в.) регулярно чистил зубы таким способом и призывал к этому своих сподвижников. Считается желательным применять мисвак во время тахарата (малого омовения). Сам Мухаммад (с.г.в.) говорил: «Если бы я не опасался, что это станет бременем для моей уммы, то велел бы использовать мисвак с каждым омовением» (Бухари).

2) Довольство Аллаха, подтверждением чему служат следующие слова Его Посланника (с.г.в.): «Сивак – очищение полости рта и причина довольства Господа» (Бухари).

3) Гнев шайтана, который ненавидит всё, что приносит пользу человеку. Имам Насаи приводит слова Посланника Всевышнего (с.г.в.) о том, что мисвак вызывает раздражение у шайтана.

4) Соблюдение чистоты и гигиены, чему в исламе уделяется большое внимание. В одном из хадисов говорится: «Чистота – это ключ от молитвы» (Тирмизи).

В какое время чистить зубы мисваком по сунне?

Это дозволено в любой момент суток, но есть временные промежутки, когда делать сивак желательно.

  • Во время омовения (как уже было сказано в первом пункте предыдущего подраздела).
  • При возвращении домой – желательно использовать мисвак сразу после того, как верующий переступил порог своего дома. Жена Пророка (с.г.в.) – Аиша (р.а.) говорила: «Когда Посланник Господа, саляллаху алейхи ва салям, входил в жилище, то первым делом он брался за мисвак» (Муслим).
  • После сна. В одном хадисе говорится, что Пророк (с.г.в.), вставая ночью на намаз, чистил зубы сиваком (Бухари).
  • Перед посещением мечети, как это делал Посланник Аллаха (с.г.в.). Известно, что отправляясь на коллективный намаз, он использовал благовония и освежал дыхание мисваком.

Мисвак во время поста

Относительно дозволенности этой процедуры во время уразы в среде мусульманских богословов существуют некоторые разногласия. Если речь идёт о промежутке от рассвета до полуденного намаза (зухр), то все учёные сходятся во мнении о применимости сивака. Но, что касается времени между молитвой зухр и временем разговения (ифтара), то тут мнения разделились. Представители шафиитского мазхаба считают, что мисвак нежелательно использовать постящимся в указанный период. Основным доводом служит хадис: «Запах изо рта соблюдающего поста для Аллаха лучше, чем благовония» (Бухари, Муслим). Исходя из этого, необходимо терпеть, даже если запах неприятен, и не прибегать к каким-либо освежителям дыхания, включая и сивак (можно ограничиться полосканием рта водой, избегая заглатывания).

Богословы других мазхабов уверяют, что прибегать к мисваку во время уразы допустимо на протяжении всех суток. В качестве основного довода приводится хадис, в котором сказано: «Посланник Аллаха регулярно чистил зубы сиваком во время поста» (Абу Дауд, Ахмад). Также Ибн Маджа приводит такие слова Пророка (с.г.в.): «Одно из лучших качеств постящегося – это мисвак».

Какой рукой чистить зубы мусульманам?

В среде алимов единого ответа на этот вопрос нет, так как их мнения разделились. Одни считают, что нужно держать ветку арака в правой руке, так как сивак – это соблюдение Пречистой сунны, а Посланник Аллаха (с.г.в.) всё начинал с правой руки. Другие же утверждают, что мисваком люди удаляют грязь, а удаление нечистот производится левой рукой. Третьи же придерживаются позиции, что всё исходит от намерения человека: если он решил использовать мисвак с целью получить за это саваб, то есть соблюсти сунну, то ему следует взять сивак в правую руку. А если верующий решил удалить нечистоты изо рта – например, вытащить что-то застрявшее в зубах – то лучше это делать левой рукой.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи и снимают налет. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Сивак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[1]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[2]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[3].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этомудругих.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[4].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы («Зухр») и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося пред Всевышним лучше запаха благовония» (св. х. аль-Бухари и Муслима). «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших качеств постящегося является [применение] мисвака» (хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа), а также слова ‘Амира ибн Раби‘а: «Пророк Мухаммад постоянно пользовался мисваком во время поста» (св. х. Ахмада и ат-Тирмизи и Абу Дауд)[5].

Имам аш-Шавкяни, например, говорил: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[6].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада, ан-Насаи и др.

См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадис № 4832, «сахих»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[3] См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[4] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[5] См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 119, 120, хадисы № 125, 126.

[6] Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

Facebook
Twitter
VK
LinkedIn

Мясной магазин халяль при мечети

Пророк Мухаммад сказал: «Возвращай вверенное тому, кто доверился тебе, и не предавай того, кто предал тебя!»[1]. [instagramline] Ссылки на богословские первоисточники и комментарий: [1] Хадис от Абу Хурайры и др.; св. х. Абу Дауда, ат-Тирмизи, аль-Хакима и др. См., например: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 393, хадис № 1267, «хасан»; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 392, хадисы № 3534, «сахих» и № 3535, «хасан сахих»; ас-Суюты Д

Воздаяние за зло — подобное же зло (равносильное ему зло). Но кто простит [обидевшего его] и исправит [ситуацию, отношения, сможет перевести враждебную неприязнь своего недруга в доверительные, а возможно, и дружеские отношения], то таковым — воздаяние от самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо с Его безграничной милостью и щедрость

365 шагов к Исламу

«Так [как Мы ниспосылали другим пророкам книги на их языке], Мы ниспослали [тебе Коран] сводом законов на арабском языке [источником предписаний и указаний, что дозволено, а что запрещено]. Если ты [о Мухаммад] станешь потакать их прихотям после того, как к тебе пришло [такое ценное] знание, то не будет тебе Аллах ни покровителем, ни защитником» (сура “Ар-Рад”, аят 37).

Можно ли пользоваться зубной щеткой вместо мисвака?

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Когда человек умирает, все связанные с ним дела прекращаются, за исключением трех вещей: это садака-и джария (сакада от который без перерыва приходит саваб), знания, которые используются, и дуа от благонравных детей» (Муслим, Васийат, 14).

Можно ли пользоваться зубной щеткой вместо мисвака?

«О, Всевышний! Позволь мне пользоваться знаниями, которыми владею. Научи меня тем знаниям, которые будут нести в себе лишь пользу. Что бы ни случилось, Хвала Всевышнему, не дай оказаться среди обитателей Ада» (Тирмизи, Даават, 130).

Можно ли пользоваться зубной щеткой вместо мисвака?

Когда лучше всего использовать мисвак? Можно ли пользоваться зубной щеткой вместо мисвака?

Во время омовения (тахарата) пользоваться мисваком или же очищать ротовую полость похожими предметами является сунной (Маусили, аль-Ихтийар, I, 44), ибо человек по своей природе стремиться к чистоте (Муслим, Тахарат, 56; Абу Дауд, Тахарат, 29).

В одном из своих хадисов посланник Аллаха (мир ему) сказал: “Если бы я не боялся трудностей для моей общины, то я бы велел им использовать мисвак с каждым омовением” (Ибн Маджа, Тахарат, 7).

Во времена Пророка (мир ему) мисвак был основным средством для поддержания гигиены зубов и рта. Сейчас для этой цели мы в основном пользуемся зубной щеткой. Для соблюдения чистоты зубов и ротовой полости, не важно, чем мы пользуемся: мисваком или же зубной щеткой, в любом случае мы выполняем сунну Пророка (мир ему).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) оповестил: «К фитре[1] относится следующее[2]: стрижка усов[3], отпускание бороды, чистка зубов палочкой мисвак, промывание носа, обрезка ногтей, промывание меж пальцев, выщипывание волос под мышками[4], стрижка волос на лобке[5], подмывание водой и обрезание[6]«[7].

Сунной (желательным) является выщипывать волосы в области подмышек, но возможно ли их брить?

Разрешается ли пользоваться спиртовым дезодорантом или одеколоном? Можно ли совершать молитву, надушившись ими?

Если рассматривать строго и без поблажек, то непосредственно перед молитвой-намазом — нет, не стоит. Уточню, что это «нет» не проистекает из текста какого-либо аята или хадиса, а отражает взгляд значительной части ученых прошлых веков, которые, принимая во внимание то, что спиртное и все одурманивающее рассудок в Исламе запрещено, высказали мнение: сам спирт является канонически нечистым (наджас). В то же время запрет на употребление аннулируется, когда, например, вино преобразуется в уксус, и о разрешенности использовать уксус, полученный из вина, есть упоминание в Сунне как об «очень хорошей приправе»[8]. Среди богословов прошлого и современности, отвечающих на подобный вопрос, есть также мнение, что спиртосодержащие одеколоны и духи не являются запретными (харам), так как используются не для опьянения рассудка, а для устранения неприятных запахов и подчеркивают чистоту, опрятность человека[9]. Я лично согласен с таким подходом к данному вопросу, тем более что сам пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) очень любил благоухающие масла, настоятельно призывал к чистоте тела и одежды, а также оповестил о том, что приятный запах привлекает ангелов.

Известный богослов Рамадан аль-Буты считает, что «пользоваться одеколоном, даже если он со спиртом, канонически допускается». В реалиях нашего времени этот богослов относит спиртосодержащие одеколоны и дезодоранты к ма‘фуввун ‘анху, то есть канонически допускаемому и прощаемому[10], ведь количество наносимого на тело спирта крайне незначительно и он моментально испаряется. Также малое количество спирта в тех или иных средствах гигиены или парфюмерии, например, в шампунях или креме, относится к категории ‘умумуль-бальва[11], и верующий не должен мучить себя излишними сомнениями, которые обычно от Сатаны.

Если человек решает следовать мнениям тех богословов, которые более строго относятся к спиртосодержащим дезодорантам, духам, то сегодня среди косметических и гигиенических средств можно найти и такие, которые не содержат спирта. Если же все-таки пользоваться спиртосодержащим одеколоном, принимая во внимание мнения о дозволенности этого средства гигиены (ведь тех, что без спирта крайне мало и выбор невелик), то, даже учитывая быстрое испарение содержащегося в нем спирта и наличие приятного аромата, остающегося на протяжении дня, все-таки не стоит брызгать их непосредственно на тело, одежду прямо перед совершением молитвы-намаза, уместно будет дать несколько минут на испарение спирта.

Отмечу, что когда речь идет о спиртосодержащих кондитерских или других продуктах питания, в которые добавляется ликероводочная продукция, то следует воздержаться от употребления этого в пищу, ведь они попадают в желудок, а потому запретны, так как в достоверном хадисе сказано, что «опьяняющее в большом количестве запрещено [к употреблению] и в малом»[12].

Правда ли, что, если перед совершением молитвы-намаза почистить зубы мисваком, молитва будет в семьдесят раз лучше по вознаграждению?

Я не встречал достоверного высказывания Пророка об этом. Думаю, что подобное крайне маловероятно, так как мисвак относится к вещам, дополняющим молитву.

Мисвак (сивак) — это чистка зубов, а также то, чем чистят зубы, удаляют остатки пищи, снимают налет и устраняют неприятный запах. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Мисвак — это чистота полости рта и довольство Всевышнего [вами]»[13]. Есть дерево, ветки которого во времена Пророка применялись, как и сегодня применяются, в качестве щетки и пасты одновременно. Именно эти веточки, нарезанные примерно на длину современных зубных щеток, и подразумеваются в первую очередь в упомянутом хадисе, как и во всех других хадисах, рассказывающих о мисваке, или сиваке. На сегодняшний день научными исследованиями доказана значительная и многогранная польза мисвака для полости рта. Например, зубной налет, от которого возникает кариес, счищается этой палочкой очень эффективно.

«Экстракт этого дерева по своим химическим свойствам схож с такими антибактериальными и антикариесными веществами, как триклозан и хлоргексидин. Кроме того, в мисваке содержатся фтор, витамин С, танин, алкалоиды и флавоноиды. Поэтому использование мисвака укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Современными исследованиями доказано также, что мисвак содержит в большом количестве биологически активные вещества, полезные для всего организма. Некоторой заменой мисваку, хотя и гораздо менее эффективной, могут служить веточки оливкового дерева, грецкого ореха и некоторых других деревьев»[14]. Среди современных зубных паст имеются и такие, основным компонентом которых является мисвак.

Что касается времени использования, то оно не имеет ограничений: после сна, после продолжительного молчания или разговора, после еды и т. д. Главным, в соответствии с действиями пророка Мухаммада, является постоянный уход за полостью рта с целью сохранения здоровья и свежести дыхания. Например, ‘Аиша передавала, что «посланник Всевышнего, когда возвращался домой, в первую очередь чистил зубы»[15].

Ученые-богословы единодушны: чистка зубов мисваком (как и иная форма поддержания полости рта в чистоте) является сунной муаккяда (обязательным на уровне сунны), так как Пророк был постоянен в этом и побуждал к этому других.

Относительно чистки зубов палочкой-мисваком непосредственно перед совершением очередной молитвы-намаза следует заметить, что в одном хадисе говорится о желательности чистки зубов перед полосканием рта во время совершения малого омовения (вуду’), а в другом — перед молитвой. Но последнее не говорит однозначно в пользу чистки прямо перед проговариванием намерения о совершении молитвы-намаза. Ведь желательно, чтобы в полости рта во время молитвы не было остатков пищи и чего-либо иного. А потому рекомендуется после использования сивака прополоскать рот.

И в заключение приведу еще один хадис: «Пророк Мухаммад всегда, днем это было или ночью, когда просыпался, чистил зубы перед тем, как совершить омовение»[16].

Можно ли пользоваться мисваком во время соблюдения поста?

По данному вопросу имеются два практических пояснения.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов говорят о нежелательности использования мисвака (палочки, которая заменяет зубную щетку и пасту одновременно) после начала времени полуденной молитвы (Зухр) и до захода солнца. Аргументация у них не прямая, а косвенная. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Запах изо рта постящегося[17] пред Всевышним лучше запаха благовония»[18]. «То есть, — заключила данная группа ученых, — желательно после полудня сохранить естественный запах полости рта».

Богословы ханафитского и маликитского мазхабов говорят о допустимости использования мисвака на протяжении всего времени поста. Опираются они в своем заключении на все хадисы, подчеркивающие необходимость чистоты полости рта и побуждающие к ее сохранению и удалению неприятных запахов, а также на два специальных хадиса, касающихся постящегося. Пророк Мухаммад говорил: «Одним из наилучших действий постящегося является [применение] мисвака»[19]. ‘Амир ибн Раби‘а говорил: «Я видел, как пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) постоянно и многократно пользовался мисваком[20] во время поста»[21].

Имам аш-Шавкяни, например, сказал: «Правильным является желательность (мустахаб) использования мисвака на протяжении всего времени поста. Так считала большая часть ученых»[22].

Пользоваться зубной щеткой во время поста без зубной пасты допускается, а вот от чистки зубной пастой в это время лучше воздержаться либо использовать в малом количестве. Многие богословы говорят, что попадание ее непосредственно в желудок нарушает пост. Если человек воспользуется ею, то необходимо быть осторожным, не проглатывать.

Объясните, пожалуйста, почему необходимость содержать в чистоте и порядке свою квартиру, двор, общественные места, территорию города не является фардом (обязательным)? Вообще-то, наверное, по значению и важности это должно приближаться к степени соблюдения столпов Ислама.

Согласен. Так и есть. Известный постулат в Исламе: чистота — это половина (часть) веры[23]. Чем человек более набожен и религиозен не на словах, а на деле, в повседневной практике, тем больше (по возможности) он стремится к чистоте и порядку.

Нужно ли как-то сочетать простые повседневные гигиенические процедуры с малым и полным омовением?

Необходимости такой нет. Поступайте так, как вам удобнее.

Говорят, когда чистишь сиваком зубы, то нежелательно стоять в ряду при наступлении времени совершения намаза, а надо присесть или нагнуться и только тогда чистить зубы. Zaur.

Ничего такого не слышал и не читал об этом. Согласитесь, странно, если человек чистит зубы сидя, а тем более в ряду молящихся. Подобные гигиенические процедуры, исходя из этических соображений, необходимо производить заблаговременно.

Можно ли выбрасывать волосы и ногти не в мусорную корзину, а, например, в туалет?

Я люблю принимать душ каждый день. Но слышал, что часто такие процедуры делать нельзя.

В Коране и достоверных хадисах не раз можно встретить прямое повеление быть предельно чистыми, что подразумевает в первую очередь физическую чистоту, чистоту тела, одежды, жилища и т. п.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]»[24].

То есть если в человеке есть вера, то она выступает определенным, индивидуальным для каждого, индикатором выявления загрязненности, необходимости принятия душа, мытья рук, уборки на рабочем месте или в квартире и т. п. Без перфекционизма и фанатизма, конечно же, иначе это постепенно перерастает в зависимость и психическое заболевание.

Я думаю, что для каждого человека частота приема душа — это индивидуально: кто один раз в неделю полностью моется, а кто постоянно. Что вы скажете по этому поводу?

Вы можете принимать душ столько, сколько вам это необходимо для поддержания личной чистоты и гигиены. Это зависит от стиля жизни, от регулярности занятий спортом, от сферы деятельности, трудовой занятости и т. д.

К примеру, японцы поступают очень даже по-мусульмански, принимая душ в среднем два раза в день (утром и вечером).

Мне уже 33 года, родители в детстве не сделали обрезания. Можно ли его сделать сейчас? И нет ли риска, что это как-то повлияет на мужскую половую систему? Улан.

Обрезание является медицинской процедурой, а потому вам лучше проконсультироваться у нескольких квалифицированных врачей-хирургов. Отсутствие обрезания не делает вас неполноценным, ущемленным в чем-либо пред Богом. Если все же не сделаете обрезания, то соблюдайте элементарные нормы гигиены.

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Фитра (араб.) — естество, первозданная, подлинная природа человека, качества, данные ему Богом при сотворении. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» (путь). Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 2. Ч. 3. С. 148.

[2] О том, что именно относится к фитре, есть несколько достоверных хадисов, которые отличаются перечнем пунктов, но, как говорили ученые-богословы, являются взаимодополняющими. См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 147.

[3] Длинные усы не приветствуются. Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу.

[4] Допустима и другая форма удаления волос, например бритье.

[5] В соответствии с назиданием пророка Мухаммада, стрижка усов, обрезка ногтей, выщипывание (бритье) волос под мышками и стрижка волос на лобке должны производиться не реже одного раза в сорок дней. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 776, хадис № 2763, 2764. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. См.: Мар‘и ‘А. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Каир: ат-Тыба‘а аль-мухаммадия, 1995. С. 121.

[6] Сподвижник Пророка, передававший данный хадис, сомневался относительно десятого пункта и предположительно назвал «полоскание рта». Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание». См.: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 2. Ч. 3. С. 150.

[7] Хадис от ‘Аиши; св. х. Муслима, ат-Тирмизи и др. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 129, хадис № 56–(261); ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 776, хадис № 2762, «хасан».

[8] См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 849, хадис № 2051.

[9] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава [С людьми. Советы и фетвы]. Дамаск: аль-Фикр, 1999. С. 18; ‘Али Джум‘а М. Фатава ‘асрия [Современные фетвы]. В 2 т. Каир: ас-Салям, 2010. Т. 2. С. 25, 26.

[10] См.: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 18.

[11] ‘Умумуль-бальва — все то, что является повсеместно распространенным и сложно обезопасить себя от этого.

[12] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 1. С. 645.

[13] Хадисы от ‘Аиши, Ибн ‘Аббаса и др.; св. х. Ахмада, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 297, хадисы № 4832, 4833, оба «сахих»; аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 115, хадис № 118.

[15] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 118, хадис № 121.

[16] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ахмада и Абу Дауда. См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 31, хадис № 57, «хасан»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 426, хадис № 6891, «сахих».

Подробнее см.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 1. С. 300–302; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 123.

[17] Уточню, что слово, использованное в хадисе, поясняется как «изменение запаха ротовой полости», то есть запах не нечищеных зубов или скопления огромного количества бактерий на корне языка, а тот, что поднимается из голодного желудка. См., например: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121.

[18] Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 4. С. 1880, хадис № 5927; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 121, хадис № 127.

[19] Хадис от ‘Аиши; св. х. Ибн Маджа. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 504, хадис № 8247, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 120, хадис № 126; Ибн Маджа М. Сунан. С. 183, хадис № 1677, «да‘иф»; аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. В 25 т. Т. 11. С. 19. Есть мнение, что этот хадис слаб по степени своей достоверности (да‘иф). Но в любом случае смысл его применяется на практике, учитывается при формировании выводов, так как по этой теме имеются похожие достоверные хадисы.

[20] Отсутствие конкретизации в хадисе говорит о том, что мисвак может быть и свежим, и сушеным. Так считал аль-Бухари и те, кто согласился с ним в этом. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т. Т. 5. С. 199.

[21] Св. х. Ахмада, Абу Дауда и ат-Тирмизи. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 2. С. 574; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 239, хадис № 724, «хасан»; аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. В 8 т. Т. 1. С. 119, хадис № 125.

[22] См.: аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар. Т. 1. С. 120.

[23] Пророк Мухаммад сказал: «Чистота [физического и духовного характера] — половина веры [то есть наличие в сердце естественной и живой веры в Бога способствует его, человека, всесторонней чистоте и опрятности, как внутри, так и снаружи, что важно пред Господом миров и вознаграждаемо, по Его милости и щедрости]». Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».

[24] Хадис от Абу Малика аль-Аш‘ари; св. х. Ахмада, Муслима и ат-Тирмизи. См., например: ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 329, хадис № 5343, «сахих»; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 119, хадис № 1–(223); Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]. В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 48, хадис № 1/25, «сахих».


Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Я заповедал вам использовать сивак (корень дерева арак, используемый для чистки зубов), т. к. у него есть десять прекрасных свойств: 1) он чистит зубы; 2) вызывает довольство Господа; 3) гневит шайтана; 4) пользующиеся им любимы Милостивым Аллахом и ангелами; 5) он укрепляет дёсны; 6) уменьшает слизь; 7) освежает рот; 8) улучшает зрение; 9) уничтожает дурной запах изо рта и желудка. Применение сивака является сунной». Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Намаз с сиваком в семьдесят раз ценнее, чем намаз, прочитанный без его применения» (Ибн Хаджар аль-Аскаляни).

Сивак (мисвак) – окрашенная в жёлтый, жёлто коричневый или серый цвет палочка, которая используется мусульманами для очистки зубов и освежения дыхания. Сивак изготавливается из корней и ветвей сальвадоры персидской, известной большинству мусульман под арабским названием «аль-арак» или просто «арак». Это примечательное растение, имеющее большое значение в повседневной жизни каждого мусульманина, в диком виде встречается в пустынях Африки, Аравийского полуостро¬ва, Западной и Южной Азии.

Арак представляет собой вечнозелёный куст с многочисленными ветвями и мелкими веточками или небольшое дерево высотой до 3,5 м с широкой низкой короной. Имеет очень развитую корневую систему, позволяющую растению хорошо закрепляться на почве и добывать воду с большой глубины.

Листья мясистые, разнообразной формы – от овальных до ланцетовидных, с острой или притуплённой верхушкой, гладкие, блестящие, пепельно-зелёные. Цветок имеет форму кубка с четырьмя бело-зелёными закруглёнными лепестками. Плод – ягода 6–7 мм в диаметре, жёлтого или красноватого цвета с сильным ароматом и сладким, слегка жгучим вкусом.

Древесина корней и ветвей дерева пронизана большим количеством перемежающихся слоёв тонкостенных сосудов и толстостенных волокон. Такое строение придаёт древесине арака одновременно мягкость и гибкость. Если тем или иным способом раздавить кончик палочки, сделанной из древесины корней или веток, то на этом месте образуется своеобразная щётка, в которой чередуются мягкие и жёсткие щетинки, почти идеально подходящие по своим механическим свойствам для чистки зубной эмали. Этой идеальной естественной щёткой мусульмане всего мира чистят зубы вот уже более 1400 лет.

Выше всего ценится сивак, сделанный из корней и ветвей деревьев, которые растут в Саудовской Аравии и Йемене. У нас его можно встретить в любом магазине, где торгуют исламской атрибутикой. Признаком хорошего сивака служит достаточно сильный и приятный запах, вкус и гибкость. Сивак позволяет обходиться без зубной пасты, и им можно воспользоваться в любую минуту в любом месте.

В «Каноне врачебной науки» Абу Али Хусейн Ибн Абдуллах Ибн Сина утверждал, что лучшим деревом для изготовления зубочисток является то, которому присущи вяжущие свойства и жгучий вкус (арак и масличное дерево). Там же он писал и о том, как правильно использовать сивак: «Необходимо также постоянно очищать зубы от того, что в них застревает, не вводя зубочистку глубоко и далеко, – это наносит вред дёснам, расшатывает зубы, уничтожает блеск и эмаль зубов и предрасполагает их к восприятию истечений паров, которые поднимаются из желудка. Если же употреблять зубочистку умеренно, это придаёт зубам блеск, укрепляет их и дёсны, препятствует образованию дупла и придает приятный запах дыханию».

В том случае, если палочки из веток или корней хранятся давно и стали сухими и жёсткими, их надо положить на некоторое время в воду, где они набухнут и станут мягкими.

После использования сивак желательно мыть, как это делала жена Пророка Аиша (да будет доволен ею Аллах), слова которой по этому поводу приведены в одном из хадисов: «Пророк (мир ему и благословение) использовал сивак и давал мне промывать его». Когда щетинки на конце сивака износятся, их нужно отрезать и всё повторить вновь.

Сивак желательно использовать даже тем, у кого нет зубов, поскольку это действие укрепляет дёсны, оказывает лечебное воздействие на весь организм и помимо всего является сунной. Сивак содержит природные вещества, оказывающие разнообразное воздействие на организм человека. Наиболее важными из них считают те, которые обладают антибактериальным действием, одинаково хорошо подавляя размножение болезнетворных микробов в полости рта и желудочно-кишечном тракте. Другая, не менее важная группа дубильных веществ предотвращает кровоточивость дёсен. Природные вещества, содержащиеся в ветвях и корнях дерева, оказывают эффективное воздействие на полость рта, предотвращая развитие пародонтоза, гингивита, кариеса и образование зубного камня.

Использование сивака

Как использовать сивак? Сначала нужно соскоблить кору на расстоянии 0,5 см от конца, затем разжевать это место или разбить молоточком, пока оно не превратится в подобие мягкой кисточки, после чего тщательно, но не сильно, протереть зубы с внешней и внутренней стороны, вдоль и поперёк. Тот, кому предстоит впервые почистить сиваком зубы и помассировать им дёсны, должен быть готов к тому, что вкус его покажется несколько резким, и во рту возникнет ощущение жжения, несколько похожее на то, которое вызывает горчица. Но это ощущение, которое создаётся ароматным эфирным маслом, является свидетельством хорошего качества и полезного действия сивака, и к нему быстро привыкают. Считается, что в результате массажа дёсен и одновременного воздействия эфирных масел, обладающих несколько жгучим вкусом, возбуждаются активные точки, расположенные в полости рта, которые регулируют работу ушей, глаз, носа, языка и глотки. Эти точки также регулируют работу органов пищеварения и сердечнососудистой системы. Массаж сиваком активных точек в полости рта способствует также сохранению ясного ума и памяти до последних минут жизни.

Таким образом, только один сивак, применяемый с верой в душе и с намерением на устах, способен заменить простому смертному большое количество лекарств.

Дерево арак является настоящим даром Аллаха людям, помогающим сохранить здоровье, поскольку все его части содержат природные вещества, оказывающие лечебное действие

Отвар молодых ветвей обладает противолихорадочным и противоязвенным действием.

Листья растения, имеющие вкус горчицы, местные жители добавляли в пищу в качестве приправы и заготавливали как фураж для верблюдов. Сок листьев, обладающий местнораздра-жающим действием, применяли наружно в качестве растирания при ревматизме, а принятый внутрь, он считался противоядием к ядам всех видов.

Цветы содержат эфирное масло, которое обладает стимулирующим действием. Настой из сухих цветков рекомендовали применять как лёгкое слабительное средство.

Сладковатые на вкус, ароматные съедобные плоды заменяли местным жителям конфеты, которые к тому же оказывали лечебное действие. Они служили лекарством, возбуждающим нервную систему при депрессии, оказывали мочегонное и ветрогонное действие.

Смола, которая обильно выделяется на месте повреждения коры стволов, использовалась как благовоние и входила в состав косметических средств.

В былые времена народы, жившие в пустыне, получали из золы столь необходимую им соль.

Следует помнить, что сивак – это не просто зубная щётка, поэтому перед eго применением нужно сделать мысленное намерение совершить очищение ради довольства Аллаха.

Читайте также: