Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок вонмигласов в рассказе хирургия

Обновлено: 03.10.2022

Чехов "Хирургия" Какие ответы на вопросы по литературе 5 класс Коровина?

  1. О какой хирургии рассказывает А. П. Чехов?
  2. Что побудило писателя к созданию этого произведения — собственная инсценировка, игра, наблюдение врача Архангельского или. собственные размышления о провинциальных лекарях?
  3. Как выглядела земская больница? Каковы были пациенты? Какие чувства вызывает чеховский рассказ?
  4. Внимательно прочитайте рассказ и подготовьте его к чтению по ролям, к инсценированному чтению. Какими предстают фельдшер и больной? Кто из них вызывает больше смеха или сочувствия?
  5. Можно ли назвать рассказ юмористическим? На чём основан юмор этого рассказа? Подумайте, какими средствами писатель создаёт юмористическую ситуацию. Вспомним, что юмор — изображение смешного, высмеивание недостатков в человеке и в жизни общества. Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?
  6. Как художники иллюстрировали рассказы Чехова? Чем интересны иллюстрации? На что в первую очередь художники обращают внимание?

Фонохрестоматия Стр. 269

  1. Расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Помогло ли вам чтение актёров представить внешность персонажей?
  2. Как меняется поведение дьячка и его отношение к фельдшеру? Как эти изменения передаёт актёр?
  3. Меняется ли поведение фельдшера? Почему ему важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка?
  4. Жалко ли вам дьячка? Изменилось ли ваше отношение к фельдшеру?
  5. Смешной или грустный рассказ «Хирургия»?
  6. Кто из актёров, читающих слова автора, дьячка и фельдшера, кажется вам наиболее убедительным в исполнении выбранной роли? Почему?

Будьте внимательны к слову К стр. 269

Обратите внимание на действия фельдшера («берёт козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладёт и берёт щипцы»). О чём эти действия рассказывают читателю? О чём говорит фельдшер на протяжении всей процедуры с зубом?

ответы на вопросы по литературе 5 класс Коровина


"Такая хирургия нам не нужна", - как бы говорит А.П. Чехов своим рассказом "Хирургия", где высмеивается несведущий фельдшер, возомнивший себя опытнейшим доктором.


Созданию этого рассказа способствовало практически всё, обозначенное в этом вопросе.


Земская больница состояла из приёмного отделения и палат для больных. Пациентами такой больницы обычно были люди с малым образованием. Чеховский рассказ в основном вызывает улыбку.


Если в начале рассказа фельдшер и больной старались быть вежливыми и благовоспитанными, обращаясь друг к другу на "вы", причём, называя имя и отчество, то с течением времени переходят на "ты", при этом обзывая и передразнивая друг друга. Больной дьячок делится глуповатыми способами унятия зубной боли, а у фельдшера Курятина нет и доли того мастерства, которым он так хвастает. Они оба вызывают смех, но сострадания больше заслуживает, конечно, дьячок.


Рассказ Чехова однознано юмористический. Забавные ситуации, несуразные нравы героев и высмеивание их недостатков - вот основа юмора в рассказе. Но в то же время посещает грусть, потому что из-за недостатков одних людей страдают другие люди. От непрофессионализма Курятина страдает Вонмигласов.


Рассказ Чехова иллюстрирован Кукрыниксами. Основное внимание живописцев напрвлено на нравы героев. На иллюстрацции ясно показано ужасное предоперационное состояние дьячка и хвалебная готовность Курятина к удалению зуба.


Фельдшер Курятин представляет собой толстого человека сорока с небольшим лет, одет в поношенную чечунчовую жакетку и в потрёпанные трикотовые брюки, курит вонючую сигару. Постоянно зевает, хмурится, говорит в основном о своём, не очень интересуясь своими больными.

Дьячок Вонмигласов представляет собой высокого приземистого старика, одет в рясу, на правом полузакрытом глазу бельмо. Часто крестится, голо сиплый, весь трясётся и чего-то опасается.

гласит сиплым голосом, всё трясется и опасается.

По чтению актёров можно ясно представить облик и характер героев рассказа.


Если поначалу дьячок выражает фельдшеру огромное уважение, то после того, как всё было испорчено, он сообразил, что фельдшер блефует, и никакой он не доктор и в докторском деле не разбирается. Дьячок стал браниться и повышать голос на фельдшера.


Фельдшер своё поведение не меняет, он также никем и ничем не интересуется, кроме как собой. Только ещё грубит дьячку.


Дьячок вывзывает жалость. На протяжении всего рассказа отношение к фельдшеру не меняется, остаётся негативным.


Рассказ "Хирургия" и смешной и грустный одновременно. Смешной, потому что юморной, а грустный из-за наличия в обществе таких людей, как Курятин.


Оба актёра убедительны в изображении героев рассказа.


Фельдшер безответственный, не знает своего дела, у него предоперационная бравада, выбор инструмента у фельдшера чисто случайный. При этом невооружённым глазом виден его низкий уровень культуры.


Дадим ответы на вопросы к рассказу Чехова "Хирургия".

  1. В рассказе описана очень плохая хирургия, это скорее пародия на хирургию. Конкретно - стоматология, удаление зуба.
  2. Чехов сам был врач, поэтому в рассказе он соединил и свои личные наблюдения и рассказы коллег и даже детскую инсценировку, которую когда-то ставил с братом.
  3. Описание земской больницы довольно поверхностное. Но мы понимаем, что действие происходит в одной комнате. Здесь проводятся и процедуры, здесь курит фельдшер. В комнате есть шкаф с инструментами.
  4. Дьячок в рассказе вызывает больше сочувствия, хотя он темный и необразованный человек. Но он пришел со своей бедой и долг врача ему помочь. Однако фельдшер Курятин человек равнодушный и такой же безграмотный. Он вызывает раздражение.
  5. Рассказ скорее сатирический ведь в нем высмеиваются пороки общества, медицины в частности. Ну а юмор в нем основан на неумелом исполнении фельдшером своих обязанностей и подобострастии полуграмотного дьячка.
  6. Этот рассказ иллюстрировали например Кукрыниксы, они в первую очередь обращали внимание на несуразные фигуры героев.
  1. Курятин показан человеком толстым, равнодушным, хвастливым. Он постоянно курит, но лицо его не лишено приятности. Он старается казаться большим, чем есть на самом деле. Вонмигласов - старик, худой и с бельмом на глазу. Он невежественный и подобострастный. Чтение актеров помогло лучше представить эти образы.
  2. Вонмигласов боится и лебезит перед фельдшером. Но когда тот ломает ему зуб он приходит в негодование и даже в ярость. Его голос звучит громко и возмущенно.
  3. Актер не показывает изменения в поведении фельдшера. Тот так и остается убежденным в своей исключительности.
  4. Мне жаль дьячка как больного, но не как человека. А фельдшер вызывает только презрение.
  5. Рассказ скорее смешной, потому что происходящее не воспринимаешь всерьез, все время кажется, что это просто пародия.
  6. Чтение актеров мне понравилось. Я не могу выделить кого-то особо.

Поведение фельдшера, его выбор инструмента, говорит о его неуверенности в правильности своих действий. Показывает его как неумеху, знающего только самые общие принципы.

Ответить на вопросы к рассказу Чехова "Хирургия" можно следующим образом:


Автор высмеивает действия фельдшера-неумехи и тем самым подвергает сомнению такую хирургию. Хирург - ответственная профессия, а заниматься хирургией должны только сведущие и опытные врачи.


К написанию рассказа Чехова сподвигли детские инсценировки, собственные мысли о провинциальных докторах и наблюдения Архангельского - все это и привело к появлению произведения.


Подробного описания земской больницы автор не дает. В приемном отделении мы замечаем шкаф с инструментами и бутыль с карболовым раствором. Прием проводит фельдшер вместо доктора, а пациенты - это простые, часто малообразованные люди, например, такие как Вонмигласов.


Мне показались оба героя смешными, невежественными и малокультурными. Сначала диалог ведется спокойно и вежливо, а позже они проявляют свою скрытую суть. Курятин строит из себя великого доктора, а Вонмигласов рассказывает что-то невразумительное о снятии зубной боли. Позже герои ругаются, тыкают друг дружке и говорят друг другу обидные слова. Дьячок вызывает жалость, ведь ему пришлось терпеть муки, пока Курятин пытался удалить ему зуб.


Вполне можно назвать рассказ юмористическим, поскольку ситуация смешна, а герои нелепые и бестолковые. Но позже становится жаль пострадавшего от невежественного фельдшера дьячка. В конце рассказа мне совершенно не было смешно, а Курятин вызвал у меня недоумение и возмущение.


Многие иллюстраторы работали над рассказом, но более всех нам известны Кукрыниксы. Они очень точно передали решимость невежественного, но самоуверенного Курятина, а также страхи и переживания несчастного дьячка.

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ


Актерам удалось передать поведение и внешние особенности персонажей. Курятина я увидела тучным мужчиной среднего возраста, который мало интересуется пациентами. Он постоянно бубнит о том, что его волнует, а посетители вызывают у него зевоту. Фельдшер не обладает достаточными знаниями для того, чтобы проводить манипуляции с зубами. Он долго выбирает инструмент, а его действия завершаются полным фиаско.

Дьячок - пожилой человек, он высок и коренаст, а одет он в рясу. Лицо его не очень приятное, с бородавкой и бельмом на глазу. Поведение его сначала спокойное, но позже он ругается и возмущается действиями "лекаря".


В начале повествования Вонмигласов даже пресмыкается перед Курятиным, пытаясь вызвать расположение к себе. Позже он понимает, что "доктор" помочь ему не может, поскольку не обладает ни знаниями, ни навыками. В конце произведения дьячок ведет себя увереннее и даже ругает незадачливого фельдшера. Теперь он зол и покидает больницу, не получив медицинской помощи.


Курятин очень доволен собой и самоуверен, хотя не имеет достаточного опыта для того, чтобы проводить хирургические операции. Этот глуповатый человек не меняется и очень удивлен, почему пациент сердит и рассержен. Курятина больные люди мало интересуют, он занят самим собой.


Читая о муках дьячка, было страшно, а несчастного человека было жалко. Фельдшер же вызывал недоумение и сомнения в его способностях с первых строк рассказа. Мнение о нем менять не пришлось.


Рассказ и смешной, и печальный одновременно. Сначала действия фельдшера вызывают смех, а дьячок кажется нелепым. К концу рассказа стало понятно, что никакой медицинской помощи пациент не получит. Очень жаль, что в медицине встречаются малообразованные люди, которые не являются специалистами в своем деле. Грустно, что в больнице не нашлось знающего врача, который смог бы оказать помощь больным людям.


Оба актера исполнили свои роли отлично - персонажи получились колоритными и убедительными.


Фельдшер храбрится, но он даже не может выбрать подходящий для операции инструмент, что говорит о его невежестве. У него нет опыта и знаний для того, чтобы принимать пациентов и оказывать им помощь. Такие безответственные люди не должны лечить людей, поскольку от их действий пациентам становится только хуже.

1. К какому жанру относится произведение А. П. Чехова «Хирургия»?

1) повесть
2) рассказ
3) роман
4) поэма

2. Где происходит действие?

1) в поликлинике
2) в доме фельдшера
3) в земской больнице
4) в церкви

3. Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?

1) доктор умер
2) доктор заболел
3) доктора отправили в отпуск
4) доктор уехал жениться

4. Чей это портрет?

«. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»
1) доктор
2) фельдшер
3) дьячок
4) муж Гликерии Анисимовны

5. Укажите фамилию фельдшера.

1) Курицын
2) Куропаткин
3) Куров
4) Курятин

6. Как зовут фельдшера?

1) Никита Анисимович
2) Александр Иваныч
3) Сергей Кузьмич
4) Ефим Михеич

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?

1) прикладывал водку с хреном
2) полоскал тёплой водой с солью
3) кусочек солёного сала держал между десной и щекой
4) полоскал рот тёплым молоком

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?

1) святую воду
2) просфору
3) церковную свечу
4) икону

9. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:

1) литургия
1)живописное изображение бога и святово
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика
2) просфора
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

3) ряса
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

4) икона
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

5) иерей
2)боголсужение
3)священик
4)пщеничный хлеб
5)верхняя длинная одежда священика

10. С помощью каких инструментов можно, по мнению фельдшера, вырвать зуб?

1) нитка, щипцы, козья ножка
2) нож, крючок, щипцы
3) щипцы, козья ножка, ключ
4) козья ножка, крючок, ключ

5 КЛАСС
11. Укажите название операции, которую сделал фельдшер дьячку?

1) тракция
2) имплантация
3) резекция
4) ампутация

12. Кому принадлежит фраза «Хирургия, брат, не шутка»?

1) Вонмигласову
2) доктору
3) фельдшеру
4) Александру Иванычу Египетскому

13. Что на месте вырванного зуба обнаружил дьячок?

1) половину зуба
2) целый зуб
3) большую дыру
4) два торчащих выступа

14. Какие человеческие качества высмеиваются в «Хирургии»?

1. К какому жанру относится произведение А. П. Чехова «Хирургия»?
2) рассказ

2. Где происходит действие?
3) в земской больнице

3. Почему больных вместо доктора принимает фельдшер?
4) доктор уехал жениться

4. Чей это портрет? «. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрёпанных триковых брюках»
2) фельдшер

5. Укажите фамилию фельдшера.
4) Курятин

6. Как зовут фельдшера?
3) Сергей Кузьмич

7. Какой народный способ лечения зубной боли использовал дьячок Вонмигласов?
1) прикладывал водку с хреном

8. Что принёс дьячок Вонмигласов фельдшеру в качестве оплаты?
2) просфору

9. Прочитайте слова и соотнесите их с предложенными значениями:
1) литургия – 2) богослужение

2) просфора – 4) пшеничный хлеб

3) ряса – 5)верхняя длинная одежда священника

4) икона – 1) живописное изображение бога и святого

5) иерей – 3) священник

10. С помощью каких инструментов можно, по мнению фельдшера, вырвать зуб?
3) щипцы, козья ножка, ключ

11. Укажите название операции, которую сделал фельдшер дьячку?
1) тракция

12. Кому принадлежит фраза «Хирургия, брат, не шутка»?
3) фельдшеру

13. Что на месте вырванного зуба обнаружил дьячок?
4) два торчащих выступа

14. Какие человеческие качества высмеиваются в «Хирургии»?
глупость
невежество
трусость
хвастовство

В этом коротком рассказе всего два героя: дьячок Вонмигласов и фельдшер Курятин. Сюжет близок к жанру анекдота. Завязка произведения - приход дьячка Вонмигласова, страдающего от зубной боли, в земскую больницу. Развитие действия. Герои очень любезны друг с другом. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но тут наступает кульминация - зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. Вторая кульминация — это повторная попытка вырвать зуб. Развязка рассказа — уход Вонмигласова ни с чем, взаимные обвинения героев. Финал остается открытым. Сюжет хронологический, т. е. события разворачиваются по порядку, в соответствии с течением времени. А. П. Чехов мастерски создает образы героев с помощью речевых характеристик. Речь дьячка богато расцвечена цитатами из Священного Писания, в ней преобладают восклицательные предложения. Он лелеет мечту поскорее расстаться с больным зубом, счастлив тем, что сможет сделать это несмотря на отсутствие доктора. Фельдшер Курятин несколько раз на протяжении рассказа упоминает помещика Египетского. В первый раз его имя, образованность, житье в Петербурге звучат для дьячка как обещание успешного и быстрого исхода операции. Раз такого человека избавил фельдшер от зубной боли, думает Вонмигласов, значит, и его судьба в надежных руках. Последующие упоминания о нем создают комическое впечатление, так как, по словам Курятина, Египетский от боли не выл, не ругался, не хватал незадачливого хирурга за руки, а сохранял присутствие духа. Видимо, этот помещик был его единственным пациентом. В речи фельдшера преобладают незаконченные предложения, повторы одних и тех же слов. Они помогают изобразить человека, знающего свое дело только понаслышке. Об этом же свидетельствует тот факт, что фельдшер несколько раз выбирает инструмент как бы случайно, наудачу, каждый раз сомневаясь в правильности выбора. Особая роль принадлежит ремаркам, замечаниям в скобках, с помощью которых создается зримая картина происходящего. Это юмористический рассказ, но если сначала читателю смешно, то в конце смеяться уже не хочется. Раскрываются мелочность, невоспитанность людей, нежелание понимать друг друга, самоуверенное невежество.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объемом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они — живое подтверждение чеховского афоризма: «Краткость — сестра таланта» . Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия» . Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта. Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовои жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние» . Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое.. . » , «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! » . Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет. С течением дела меняются и взаимоотношения между героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произносить не самые лестные слова. А Курятин, уважительно принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья.. . » , — бормочет дьячок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель! » . В небольшой сценке Чехов сумел великолепно раскрыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору. Курятин не раз упоминает о своем авторитете — Александре Иваныче Египетском, человеке образованном, один только костюм которого стоит рублей сто. И последнее — веский аргумент в отношении фельдшера к людям. , Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма сомнительны и применяемые им до обращения к фельдшеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко. Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостатков, к повышению культуры. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» , — утверждал писатель и эту точку зрения яростно отстаивал.

Рассказы Чехова коротки, но за их небольшим объемом и внешней простотой кроется очень глубокий смысл. Они — живое подтверждение чеховского афоризма: «Краткость — сестра таланта» . Одна из жемчужин раннего творчества Чехова — рассказ «Хирургия» . Врач по профессии, Чехов в этом произведении касается хорошо знакомой ему области — области медицины. Рисуя небольшой эпизод, он демонстрирует всю силу своего поразительного таланта. Герои рассказа — дьячок Вонмигласов и фельдшер земской больницы Курятин, который в отсутствие доктора, уехавшего жениться, принимает больных. Красноречиво говорит о Курятине его портрет: «. толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовои жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцем левой руки — сигара, распространяющая зловоние» . Несмотря на незнание дела, этот светило медицины берется за удаление зуба, которое кажется ему пустяком. Между тем у уверенного поначалу в себе Курятина ничего не получается, и он меняет свое мнение о хирургии: «Дело-то ведь нелегкое.. .» , «Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! » . Курятин не понимает, что, возьмись он и за это также неумеючи, снова ничего не выйдет. С течением дела меняются и взаимоотношения между героями. Смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произносить не самые лестные слова. А Курятин, уважительно принявший пациента, разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья.. .» , — бормочет дьячок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель! » . В небольшой сценке Чехов сумел великолепно раскрыть характеры героев. Вонмигласов, не найдя у Курятина иконы, крестится на бутыль с карболовым раствором. По сути, ему все равно, на что молиться. Вера его условна, и соблюдение обрядов тоже. За отсутствием истинной веры скрываются и нравственные пороки. Дьячок жаден. Разругавшись с фельдше­ром и несмотря на жуткую боль, он не забывает захватить со стола принесенную им в знак благодарности просфору. Курятин не раз упоминает о своем авторитете — Александре Иваныче Египетском, человеке образованном, один только костюм которого стоит рублей сто. И последнее — веский аргумент в отношении фельдшера к людям. , Писатель смеется и над народными суевериями: Ефим Михеич в надежде на исцеление носит на руке ниточку, привезенную с Афонской горы. Весьма сомнительны и применяемые им до обращения к фельдшеру методы лечения: водка с хреном, теплое молоко. Рассказы Чехова и сегодня читаются с интересом. Они написаны более столетия назад, но не устаревают, не теряют своей свежести и новизны. В каждом человеке Чехов стремится воспитать стремление к самосовершенствованию, к избавлению от недостатков, к повышению культуры. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» , — утверждал писатель и эту точку зрения яростно отстаивал.

В этом коротком рассказе всего два героя: дьячок Вонмигласов и фельдшер Курятин. Сюжет близок к жанру анекдота. Завязка произведения - приход дьячка Вонмигласова, страдающего от зубной боли, в земскую больницу. Развитие действия. Герои очень любезны друг с другом. Дьячок смиренно выслушивает рассуждения фельдшера о хирургии, хвалит его за еще не сделанную работу. Но тут наступает кульминация - зуб не удален. Происходит резкая смена настроения героев. Вторая кульминация — это повторная попытка вырвать зуб. Развязка рассказа — уход Вонмигласова ни с чем, взаимные обвинения героев. Финал остается открытым. Сюжет хронологический, т. е. события разворачиваются по порядку, в соответствии с течением времени. А. П. Чехов мастерски создает образы героев с помощью речевых характеристик. Речь дьячка богато расцвечена цитатами из Священного Писания, в ней преобладают восклицательные предложения. Он лелеет мечту поскорее расстаться с больным зубом, счастлив тем, что сможет сделать это несмотря на отсутствие доктора. Фельдшер Курятин несколько раз на протяжении рассказа упоминает помещика Египетского. В первый раз его имя, образованность, житье в Петербурге звучат для дьячка как обещание успешного и быстрого исхода операции. Раз такого человека избавил фельдшер от зубной боли, думает Вонмигласов, значит, и его судьба в надежных руках. Последующие упоминания о нем создают комическое впечатление, так как, по словам Курятина, Египетский от боли не выл, не ругался, не хватал незадачливого хирурга за руки, а сохранял присутствие духа. Видимо, этот помещик был его единственным пациентом. В речи фельдшера преобладают незаконченные предложения, повторы одних и тех же слов. Они помогают изобразить человека, знающего свое дело только понаслышке. Об этом же свидетельствует тот факт, что фельдшер несколько раз выбирает инструмент как бы случайно, наудачу, каждый раз сомневаясь в правильности выбора. Особая роль принадлежит ремаркам, замечаниям в скобках, с помощью которых создается зримая картина происходящего. Это юмористический рассказ, но если сначала читателю смешно, то в конце смеяться уже не хочется. Раскрываются мелочность, невоспитанность людей, нежелание понимать друг друга, самоуверенное невежество.

я думаю ценность расказа Чехова "Хирургия" в его жанре похожим на анекдот. Но не смотря на это там кроется глубокий и важный смысл: "Не лезь туда не знаешь куда"

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Автор-составитель:

Соколов Д.В., учитель русского языка и литературы

I кв. категории МБОУ «СОШ №8» г. Чита

Серия: «Читаем вместе»

А.П. Чехов «Хирургия»

Рабочая тетрадь школьника

Земская больница. За отсутствием доктора, уехавшего жениться, больных принимает фельдшер Курятин, толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки — сигара, распространяющая зловоние.

В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху. Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером.

— А-а-а. мое вам! — зевает фельдшер. — С чем пожаловали?

— С воскресным днем вас, Сергей Кузьмич. К вашей милости. Истинно и правдиво в псалтыри сказано, извините: «Питие мое с плачем растворях». Сел намедни со старухой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай. Хлебнешь чуточку — и силы моей нету! А кроме того, что в самом зубе, но и всю эту сторону. Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконновахом. Студными бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих. За грехи, Сергей Кузьмич, за грехп! Отец иерей после литургии упрекает: «Косноязычен ты, Ефим, и гугнив стал. Поешь, и ничего у тебя не разберешь». А какое, судите, тут пение, ежели рта раскрыть нельзя, всё распухши, извините, и ночь не спавши.

— М-да. Садитесь. Раскройте рот!

Вонмигласов садится и раскрывает рот.

Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом.

— Отец диакон велели водку с хреном прикладывать — не помогло. Гликерия Анисимовна, дай бог им здоровья, дали на руку ниточку носить с Афонской горы да велели теплым молоком зуб полоскать, а я, признаться, ниточку-то надел, а в отношении молока не соблюл: бога боюсь, пост.

— Предрассудок. (пауза). Вырвать его нужно, Ефим Михеич!

— Вам лучше знать, Сергей Кузьмич. На то вы и обучены, чтоб это дело понимать как оно есть, что вырвать, а что каплями или прочим чем. На то вы, благодетели, и поставлены, дай бог вам здоровья, чтоб мы за вас денно и нощно, отцы родные. по гроб жизни.

— Пустяки. — скромничает фельдшер, подходя к шкапу и роясь в инструментах. — Хирургия — пустяки. Тут во всем привычка, твердость руки. Раз плюнуть. Намедни тоже, вот как и вы, приезжает в больницу помещик Александр Иваныч Египетский. Тоже с зубом. Человек образованный, обо всем расспрашивает, во всё входит, как и что. Руку пожимает, по имени и отчеству. В Петербурге семь лет жил, всех профессоров перенюхал. Долго мы с ним тут. Христом-богом молит: вырвите вы мне его, Сергей Кузьмич! Отчего же не вырвать? Вырвать можно. Только тут понимать надо, без понятия нельзя. Зубы разные бывают. Один рвешь щипцами, другой козьей ножкой, третий ключом. Кому как.

Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы.

— Ну-с, раскройте рот пошире. — говорит он, подходя с щипцами к дьячку. — Сейчас мы его. тово. Раз плюнуть. Десну подрезать только. тракцию сделать по вертикальной оси. и всё. (подрезывает десну) и всё.

— Благодетели вы наши. Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил.

— Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт.

— Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки. Этот — раз плюнуть. (накладывает щипцы). Постойте, не дергайтесь. Сидите неподвижно. В мгновение ока. (делает тракцию). Главное, чтоб поглубже взять (тянет). чтоб коронка не сломалась.

— Отцы наши. Мать пресвятая. Ввв.

— Не тово. не тово. как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (тянет). Сейчас. Вот, вот. Дело-то ведь не легкое.

— Отцы. радетели. (кричит). Ангелы! Ого-го. Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?

— Дело-то ведь. хирургия. Сразу нельзя. Вот, вот.

Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит. На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет. Проходят мучительнейшие полминуты — и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.

— Тянул! — говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. — Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу.

— А ты зачем руками хватаешь? — сердится фельдшер. — Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова. Дура!

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (дразнит). «Не умеешь, не умеешь!» Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты. Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов. Человек почище тебя, а не хватал руками. Садись! Садись, тебе говорю!

— Света не вижу. Дай дух перевести. Ох! (садится). Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай. Сразу!

— Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими. очумеешь! Раскрой рот. (накладывает щипцы). Хирургия, брат, не шутка. Это не на клиросе читать. (делает тракцию). Не дергайся. Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил. (тянет). Не шевелись. Так. так. Не шевелись. Ну, ну. (слышен хрустящий звук). Так и знал!

Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен. Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.

— Было б мне козьей ножкой. — бормочет фельдшер. — Этакая оказия!

Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.

— Парршивый чёрт. — выговаривает он. — Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!

— Поругайся мне еще тут. — бормочет фельдшер, кладя в шкап щипцы. — Невежа. Мало тебя в бурсе березой потчевали. Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил. образованность. один костюм рублей сто стоит. да и то не ругался. А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!

Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси.

Цель урока: выявление юмористического характера рассказа А. П. Чехова.

Задачи урока: проанализировать речь героев и их поведение, обнаружить юмор в рассказе, закрепить полученные знания.

Познавательные УДД: уметь выдвигать гипотезы при работе с текстом и обосновать, делать выводы.

Регулятивные УДД: уметь подбирать доказательства своим гипотезам, корректировать ответ, мобилизовать энергию, волю и знания для достижения цели.

Коммуникативные УДД: уметь строить монологическое высказывание, точно выражать свои мысли.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация Power Point.

ВложениеРазмер
yumor_satira_ironiya.doc 33 КБ
list_samootsenki.doc 50.5 КБ
osmeyanie_gluposti_i_nevezhestva_v_rasskaze_chehova_hirurgiya.doc 61 КБ
osmeyanie_gluposti_i_nevezhestva_v_rasskaze_a._p._chehova_hirurgiya.ppt 2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Ирония (греч. eironeia – притворство, насмешка) – выражение насмешки.

Юмор (анг. humour – нрав, настроение) – добрый смех, изображение героев в смешном виде, ОСНОВАННОЕ НА НЕСООТВЕТСТВИИ ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, С ТЕМ, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ.

Сатира (лат. satira – смесь, всякая всячина) – осмеяние, критика действительности, человека, явления, обличение людских пороков и недостатков жизни.

Читайте также: