Как помогала лечить зуб гликерия анисимовна в рассказе хирургия

Обновлено: 28.09.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

П. А. Ковалевская Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова в рассказе «Хирургия»

«Они смешные, но невеселые…» ( А. П. Чехов)

1.Уяснить, почему «Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ.
2.Формирование умений учащихся анализировать текст художественного
произведения.
3. Формирование умений заниматься исследовательской деятельностью.
3. Воспитание культуры речи, культуры поведения.

Оборудование – плакаты с выписками из словаря С. И. Ожегова, презентация к уроку, карточки с заданием. Инсценировка.

Ход урока.
1.Слово учителя.
На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

СЛАЙД Эпиграф к уроку: « Они смешные, но невеселые».

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями и почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный рассказ

2. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Индив. зад. Биография А. П. Чехова

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Послушайте одну такую историю.

ИНД, ЗАД. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Вспомните,что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? ( потому что герои ведут себя нелепо…)

- Смешно, потому что произведение юмористическое. Что такое юмор?

Слайд Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

.- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

Викторина на знание текста ( раздаю листки с фамилиям) Отвечать ДА или НЕТ

Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер?

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Курятину 52 года?

На носу у дьячка сидела муха?

Семь лет помещик Александр Иванович Египетский жил в Петербурге?

Ответы: , 1)нет, 2)да, 3)нет, 4)да, 5)да, 6)нет, 7)да. 8) нет 9) нет 10)да

ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ? (земская больница…)
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? ( доктор уехал жениться)
- Как фамилия фельдшера? (Курятин)
- Как зовут фельдшера? ( Сергей Кузьмич)
-Сколько лет Курятину? (лет сорока)
- Как фамилия дьячка? (Вонмигласов)
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? (водку с хреном)
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? (ниточку с афонской горы и полоскать молоком)
- Почему дьячок не полоскал молоком? (пост)

- Какие инструменты называл Курятин? (Щипцы, козья ножка, ключ)
-Что было на глазу дьячка?( муха, бельмо, ячмень)

- На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (нашатырным спиртом, карболовой кислотой, йодом)

- Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Библия, псалтырь, азбука)

- Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса, дом, школа)

Повторим определения: Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

- Как представляете себе земскую больницу?

- Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

- Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?

- Как характеризует героев их речь?

- В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок? ( слова автора)

СЛАЙД У А. П. Чехова все фамилии «говорящие ». Что означает фамилия Курятин?

Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица. - Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»? - «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он?( Фельдшер)

Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? (Лицо со средним медицинским образованием).

- А что означает слово доктор?( Лицо с высшим медицинским образованием)

- Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).
- Что он говорит и хирургии? Понимает ли он что-нибудь в ней?

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Синквейн:
1. Курятин

3. Играет роль врача, задается, тянет

4.Занимается не своим делом

Характеристика Вонмигласова.
- Значение фамилии? (Служитель церкви. «высокий, коренастый старик»)

Портрет. Внешний вид. (Обыкновенный человек. )
«Пправый глаз с бельмом и полузакрытый» Больной, несчастный, жалкий.
«Бородавка, издали похожая на большую муху»

Деталь. Смешной человек. ( Крестится на бутыль с карболкой)

Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника. Доверяет фельдшеру удалить зуб.

Поведение . Глупость .
Речь. Старославянские слова. Хочет казаться культурным. Просторечные слова. . Бескультурный, малообразованный человек.

2. Глупый, смешной

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…

ВЫВОД : Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

- Попробуем определить основную мысль рассказа. Именно Вонмигласов ее высказывает:

. «Коли не умеешь… так не берись». –

- Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

СЛАЙД А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.


- Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

СЛАЙД Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

-Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).

СЛАЙД Групповое задание.
1 ряд Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь? 2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю. 3. Что скажешь, дружок? Где болит?

2 ряд Замените фразу «Вырвать его нужно » на более удачную.
1.Его нужно выдернуть. 2. Его нужно вытащить. 3. Его нужно удалить.

3 ряд Замените фразу: « Сейчас мы его …тово…Раз плюнуть…»

3. Подведение итогов.

СЛАЙД - Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит? ОНИ СМЕШНЫЕ, НО НЕВЕСЕЛЫЕ… ПОЧЕМУ?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

СЛАЙД Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

ПОСТАНОВКА ДИАГНОЗА , Чехов был хорошим доктором. Доказательство тому и заполненная им “История болезни”. Чехов эти истории называл “Скорбными листами”. Попробуем и мы с вами составить такой “Скорбный лист” на героев рассказа “Хирургия”.

– Что такое нравственность?( отвечают)

- Итак, какой диагноз мы с вами поставим? (БОЛЕЗНЬ БЕЗНРАВСТВЕННОСТИ)

О каких ее симптомах поведал писатель? (невежество, хвастовство, чинопочитание, грубость).

– Можем ли мы назвать причину заболевания? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины).

– Подумайте о лекарстве против болезни, об ее профилактике . (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков).

Заключение. Значение Чехова. Доктор Чехов не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами, юмором. Ведь все вы знаете, что смех продлевает нам жизнь, более того, он лечит многие пороки.

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. ТАК ли это?

СЛАЙД Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом….

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать фамилию. 2. Описать лицо, одежду, обувь героя. 3. Показать речь героя.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

«Хирургия» А. П. Чехова – юмористический рассказ»

Образовательная:

Познакомить учащихся с жизнью А. П. Чехова; ввести представления о понятии «юмор» и его использовании в художественной литературе; выяснить, почему «Хирургия» – юмористический рассказ.

Развивающая:

Формировать умения учащихся анализировать текст художественного произведения, умения заниматься исследовательской деятельностью, развивать культуру речи учащихся, обогащать их лексикон, расширять их сведения об историческом прошлом страны.

Воспитательная:

Воспитывать интерес учащихся к чтению произведений русских классиков,

воспитывать нравственные качества, культуру речи, культуру поведения.

Эпиграф: «Они смешные, но невеселые…»

1. Психологический настрой на урок.

Учитель говорит слова, а дети выполняют действия. Отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Глазки прикрыли, ручки сложили,

Головки опустили, ротик закрыли.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого, а

А себя лишь одного!

2. Ввод в тему урока.

Ребята, я предлагаю начать урок с игры, которая называется

Перед вами названия четырех произведений. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

«Заколдованное место» Н.В.Гоголь

«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой

Почему рассказ "Хирургия" лишний в данном списке?

Выход на тему урока. Как мы определим тему урока?

Запись темы урока в тетради.

3. Слово учителя.

На дом вам было задано прочитать рассказ А. П. Чехова «Хирургия». Сегодня на уроке мы будем доказывать, что «Хирургия» - юмористический рассказ.

Рассмотрим эпиграф к уроку - « Они смешные, но невеселые».

- Такую характеристику своим рассказам дал писатель. Что хотел сказать этими словами автор?

И мы с вами должны выяснить, почему рассказ «Хирургия» и смешной и грустный.

Обратимся к теме урока. Какое слово ключевое в данной теме? (Юмористический)

Что обозначает слово ЮМОР?.

Найдем значение данного термина в литературоведческом словаре. СТР.297

Следовательно, ЮМОР - это изображение чего - либо в смешном виде. Запись в тетради.

Обратимся непосредственно к рассказу "Хирургия"

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни. Какие истории легли в основу данного рассказа?

Пересказ. Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

АНАЛИЗ РАССКАЗА

- Что хотел высмеять Чехов в своем рассказе?

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Хирурги́я — область медицины, в которой заболевания лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

- Какие еще незнакомые слова вам встретились в рассказе?

Фельдшер – лицо со средним медицинским образованием, помощник лекаря, врача.

Доктор – лицо с высшим медицинским образованием.

Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Чечунчо́вый (устар.) – чесунчовый; чесунча, чечунча – плотная шёлковая ткань, обычно желтовато-песочного цвета.

Трико́вые брюки – брюки из шерстяной ткани узорчатого плетения.

Дьячок – дьяк; низший служитель в православной церкви, не имеющий степени священства.

Карболовый раствор – раствор для дезинфекции (обеззараживания) медицинских инструментов.

Щипцы, козья ножка, ключ – инструменты, применявшиеся для удаления зубов и их корней.

Тракция – стоматол.: извлечение зуба из лунки.

Раде́тели – благодетели, проявляющие усердие к чему-либо.

Бу́рса – духовное училище, семинария.

- Вспомните, что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему? (потому что герои ведут себя нелепо…)

Внимательно ли вы прочитали рассказ?

4. Чтобы узнать это, проведем викторину .

1. Какими словами начинается рассказ? Земская больница.

(Земство – в России до революции: орган местного сельского самоуправления с преобладанием в нём дворянства.

Земская больница – медицинское или учебное учреждение, созданное и финансируемое на средства земства органа местного самоуправления (с 1864 г.)

Как выглядела земская больница? Кто ее пациенты?

(Земская больница не описана Чеховым подробно. В земских больницах обычно были палаты для больных и приемное отделение. Такие больницы были небольшими, часто в них работал только один доктор. В приемной стоит шкаф, в котором инструменты, в бутылке карболовый раствор. Пациенты этой больницы – люди простые и малообразованные, как дьячок Вонмигласов.)

2. Почему больных принимает фельдшер, а не доктор? Уехал жениться

3. Как фамилия фельдшера? Курятин

4. Как зовут фельдшера? Сергей Кузьмич

5. Сколько лет Курятину? 40 лет

6. Как фамилия дьячка? Вонмигласов

7. Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову? Водку с хреном

8. Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна? Ниточку на руке носить с Афонской горы и полоскать теплым молоком. Что такое Афонская гора?

9. Какие инструменты называл Курятин? Щипцы, козья ножка, ключ

10 . Назовите тему рассказа.

11. Определите основную мысль рассказа.

Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов.

Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Фамилия дьячка Вонмигласов. Вонвем! – возглас, призыв.

Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

Что означает фамилия Курятин ? Вспомните фразеологизмы, афоризмы со словом «курица».

- Что означает «мокрая курица»?

- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

И в связи с этим какой прием использует автор в произведении?

Прием «Говорящие фамилии»

А из чего еще может состоять характеристика литературного героя?

Портрет(внешность), речь, поступки, поведение героя.

5. ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова и Курятина.

Работа по вариантам (по группам):

1 вариант –- характеристика Вонмигласова,

2 вариант -– характеристика Курятина.

6. Физкультминутка

Мы руками бодро машем,

Разминаем плечи наши.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Корпус влево мы вращаем,

Упражненье повторяем: Вправо плечи, голова.

(Вращение корпусом влево и вправо.)

Мы размяться все успели, И за парты снова сели.

(Дети садятся за парты.)

Характеристика Вонмигласова

Поведение, поступки

- «высокий коренастный старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом»

- «к вашей милости»;

- «крестится на бутыль с карболовым раствором»

- «правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху»

- «на то вы, благодетели, и поставлены, дай Бог вам здоровья, чтоб мы вас денно и нощно, отцы родные… по гроб жизни»

- «Благодетели вы наши… Нам дуракам и невдомек, а вас Господь просветил»

- «Чтоб тебя на том свете потянуло! Коли не умеешь рвать, так не берись!»

- «Паршивый черт… Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель…»

Делаем вывод о характере Вонмигласова.

Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.

Характеристика Курятина

Поступки, поведение

- «толстый человек лет сорока»

- «А – а – а, мое вам»

- «Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние»

- «В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»

- «на лице выражение чувства долга и приятности»

- «берет козью ножку, минуту смотрит на неё вопросительно, потом кладет и берет щипцы»

- «Сейчас мы его …тово…»

-«Дело – то ведь хирургия… Сразу нельзя…»

- «А ты зачем руками хватаешь?»

_ «Хирургия, брат, не шутка»

- «Поругайся мне еще тут… Невежа… не околеешь»

- Соответствует ли его одежда виду врача?

- Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.

- Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача).

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Его речь, поведение, одежда говорят о том, что он хочет казаться важным, знающим свое дело, а на самом деле ничего не умеет. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.

7. Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопрос :

- Над чем смеется писатель? Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Почему? На чем основан юмор этого рассказа?

Можно. Юмор в нем основан на изображении смешной ситуации, нелепых характеров героев и на высмеивании их недостатков. (Обратить внимание на эпиграф)

Почему нам хочется смеяться, но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит? (Слушая этот рассказ, хочется смеяться, но в то же время становится грустно, потому что понимаешь, что у людей бывает много недостатков и эти недостатки могут причинять страдание другим людям. Неумение Курятина причиняет страдание его пациенту – дьячку Вонмигласову.)

8. Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека?

Групповое задание.

Карточка 1. (Задание 1 группе).

Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.

1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?

2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.

3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.

1.Его нужно выдернуть.

2. Его нужно вытащить.

3. Его нужно удалить.

11. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).

- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

12. Д/З. Сегодня мы работали в роли критиков. Попробуйте себя в роли писателя и сочините юмористический рассказ

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Урок литературы в 5-м классе "Юмористический и сатирический талант А.П. Чехова. Рассказ «Хирургия»"

Оборудование:

1. Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова»

2. Карточки-задания для работы в группе.

3. Аудиокнига «А.П.Чехов. Рассказы».

4. Лист самооценки.

1. Организационный момент.

2. Ввод в тему урока. Мотивация.

В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй СЛАЙД эпиграф « Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.

И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П.Чехов этими высказываниями.

3. Объяснение нового материала.

Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова ( инд. Зад.) . СЛАЙДЫ

  1. Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач). Как вы думаете, А.П.Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.

Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.

С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».

Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.

Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

2) Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

ИНД, ЗАД, Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

3) А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П.Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

СЛАЙД: СЛОВАРНАЯ РАБОТА

ЧИТАЕМ РАССКАЗ + девочки доигрывают сцену удаления зуба

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия». (Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Слайд Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

ВИКТОРИНА ( мозговой штурм)

- Какими словами начинается рассказ?
- Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
- Как фамилия фельдшера?
- Как зовут фельдшера?
-Сколько лет Курятину?
- Как фамилия дьячка?
- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
- Какие инструменты называл Курятин?
- Назовите тему рассказа.

1. Фельдшеру Курятину было 52 года.

2. Доктор уехал к пациенту, поэтому больных принимал фельдшер.

3. Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

4. Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

5. Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

6. Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

7. Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

8. Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Ответы: 1)нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.

1) В какую больницу пришел дьячок?

2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина?

3) Что было на глазу дьячка?

4) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок?

5) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка?

6) Фамилия дьячка?

7) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский?

8) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой?

1)земская; 2) чечунчовая; 3)бельмо; 4)карболовый; 5)Псалтырь; 6)Вонмигласов; 7)Петербург; 8)бурса

СЛАЙД: СЛОВАРНАЯ РАБОТА

1. Повторим определения:

Герой литературного произведения- действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

2. Сюжет- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

3) Как представляете себе земскую больницу?

4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?

6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды)

7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?

8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок?

- Определите основную мысль рассказа

. Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». –

Кто ее выразил? Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить. СЛАЙД А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

СЛАЙД - У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.
- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях.
Характеристика фельдшера Курятина.
Цитата. (Что сказано). Прием. О чем это говорит?
Курятин. Значение фамилии. Жалкий человек.
В поношенной жакетке, в истрепанных брюках» Одежда. Не соответствует внешнему виду врача..
«выражение чувства долга и приятности». Портрет. Хочет сыграть роль доктора.
«зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние Поведение. Не соответствует виду врача.
А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть») Речь. (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача

Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).
Путем аналитической беседы и поисковой деятельностью учащихся составляется характеристика Вонмигласова.

Характеристика Вонмигласова. МОЖНО СИНКВЕЙН
Цитата. (Что сказано). (Что сказано). О чем это говорит?
Вонмигласов. Значение фамилии. Служитель церкви.
«высокий, коренастый старик» Портрет. Внешний вид. Обыкновенный человек.
«правый глаз с бельмом и полузакрытый» Портрет. Больной, несчастный, жалкий.
«бородавка, издали похожая на большую муху» Деталь. Смешной человек.
Крестится на бутыль с карболкой . Поведение. Кощунственное поведение, не соответствующее поведению священника.
Доверяет фельдшеру удалить зуб. Поведение. Глупость.
Старославянские слова. Речь. Хочет казаться культурным.
Просторечные слова. Речь. Бескультурный, малообразованный человек.

Синквейн: 1. Вонмигласов

2. Глупый, смешной

3. Просит, жалуется, ругает фельдшера

4.Больной, несчастный, жалкий человек…


Учитель. Делаем вывод о характере Вонмигласова, прочитав слова из третьей колонки. Вонмигласов – служитель церкви, Это обыкновенный человек, больной, несчастный и жалкий. Он смешон, потому что его кощунственное поведение не соответствует поведению священника. Кроме того, он глупый, бескультурный, малообразованный человек, но хочет казаться культурным, умным, образованным.
Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

СЛАЙД Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.


-Итак, поработав с текстом (закрепление), ответим на вопросы:

- Смешные ли герои?
- Каким образом показал нам это А. П. Чехов?
- Над чем смеется писатель?
Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными? Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать? Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову? Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).

СЛАЙД Групповое задание.
Карточка 1. (Задание 1 группе).
Замените фразу «_А- а – а…мое вам» на более удачную.
1. Заходите, пожалуйста. На что жалуетесь?
2. Приветствую вас. Рассказывайте, а я пока покурю.
3. Что скажешь, дружок? Где болит?

Карточка 2.
Замените фразу «Вырвать его нужно» на более удачную.
1.Его нужно выдернуть.
2. Его нужно вытащить.
3. Его нужно удалить.

СЛАЙД Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

- Если мы захотим написать юмористический рассказ, нам нужно:
1. Придумать фамилию.
2. Описать лицо, одежду, обувь героя.
3. Показать речь героя.

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

СЛАЙД Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

- Что высмеял в рассказе А.П.Чехов?

5. Итоги урока.

6. Предлагаю ребятам заполнить лист самооценки ( Приложение 3 ). Оценки.

2. Письменно ответить на вопросы:

- В чем ценность рассказа?

- Отдаленные от нас целым столетием рассказы А.П.Чехова все же во многом современны, даже злободневны. Почему? В чем это проявляется?

Предложение воспользоваться табличкой «Плюс-минус-интересно». В графу «плюс» записать все, что понравилось на уроке (информация, формы работы, которые вызвали положительные эмоции), в графу «минус» записать все, что не понравилось (вызвало неприязнь, осталось непонятным), в графу «интересно» записать все, что показалось любопытным, о чем еще хотелось бы узнать)

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Познакомиться с творчеством А.П. Чехова; развивать умение размышлять над прочитанным, над поступками героев и их последствиями, анализировать текст; введение понятий «юмор», «сатира».

- Развивать культуру речи, читательские умения; развивать навыки сравнительного анализа;

- Воспитывать интерес к предмету, воспитывать нравственные качества.

Тип урока: открытия новых знаний

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания:

- опрос по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» (приложения)

- чтение стихотворений (должники)

3) Ввод в тему урока. Мотивация.

В качестве эпиграфа я взяла известный всем афоризм «Краткость - сестра таланта» и второй эпиграф «Они смешные, но невеселые», такую характеристику своим рассказам дал писатель.

И мы с вами должны выяснить, что хотел сказать А.П. Чехов этими высказываниями.

4) Объяснение нового материала.

1. Рассказ с элементами беседы

- Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П. Чехове?

(ответы: грустные глаза, серьезный, печальный).

- Как вы думаете, какую профессию выбрал этот человек? (ответ: врач).

- Как вы думаете, А.П. Чехов- интеллигентный человек? Что такое интеллигентность? (ответы: он образованный, воспитанный, уважает других людей).

- Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Текст: Антон Павлович Чехов- русский прозаик, драматург. Родился в Таганроге, в семье бывшего приказчика, ставшего хозяином мелочной лавки. Отец, человек широко одаренный, самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью, церковным хором. В семье подрастало пять братьев и сестра. Режим дня у детей был суровый: работали в лавке у отца, учились в гимназии, пели в хоре, обучались ремеслам. Случилось так, что отец разорился, и семья вынуждена была уехать из города. Но Антон остался, учился в гимназии, давал частные уроки и высылал семье деньги и небольшие посылки.

Вскоре Чехов стал студентом-медиком и одновременно сотрудничал в юмористических журналах в Москве. Он превратился в главу семьи и кормильца, что признал даже отец. В 1884 году Чехов стал доктором, но по-прежнему главной его работой была литература. Ранние рассказы Чехова- юмористические. Писатель подписывал их псевдонимами- Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата и другими.

С 1885 года начали появляться в печати первые зрелые рассказы, которые отличались от прежних. Чехов выступает уже как друг и защитник «маленьких людей»: «Смерть чиновника», «Злоумышленник». Чеховский юмор особенный – одновременно и смешно, и горько. Всю жизнь Чехов боролся с хамством, с угодничеством перед «сильными мира сего»: «Толстый и тонкий», «Хамелеон» и др.

Для чеховской манеры письма характерен лаконизм- способность кратко и точно выражать важные и глубокие мысли. А.П.Чехов: «Краткость- сестра таланта».

Пьесы Чехова «Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневы сад», «Три сестры» до сих пор идут на сценах многих театров.

Последние годы жизни прожил в Ялте. Умер в Германии, где лечился. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

- Что нового вы узнали о А.П. Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

Сюжеты для своих рассказов А.П.Чехов брал из жизни.

Однажды в земскую больницу, где работал друг Чехова, врач Архангельский, пришел больной с зубной болью. Архангельский был занят другим пациентом, и поручил студенту вырвать у больного зуб. Неопытный студент наложил щипцы и после некоторых истязаний вырвал у пациента не больной зуб, а здоровый. Вырвал и сам испугался. Студент стал рвать больной зуб и сломал на нем коронку. Пациент выругался и ушел.

- А сейчас давайте посмотрим, как этой жизненной ситуацией воспользовался А.П. Чехов.

- Как вы понимаете название рассказа? Что такое хирургия?

2. Чтение рассказа по учебнику

- Понравился рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия». (Смешной, юмор.)

- А что такое юмор?

Юмор - это добродушный смех, который не уничтожает человека, на которого направлена насмешка.

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала выясним, насколько внимательно вы прочитали рассказ как хорошо вы поняли прочитанное.

5) Закрепление

Вопросы. Вариант 1. «Да-нет»

Фельдшеру Курятину было 52 года.

Дьячка Вонмигласова звали Ефим Михеич.

Дьячок лечил зуб водкой с хреном, теплым молоком.

Фельдшер хвастался, что вырвал зуб у помещика Александра Иваныча Египетского.

Курятин вырывал зуб дьячку щипцами.

Фельдшер забыл сделать тракцию пациенту.

Уходя, дьячок забрал просфиру, которую принес фельдшеру.

Ответы: 1) нет, 2)нет, 3)да, 4)нет, 5)да, 6)да, 7)нет, 8)да.

Вопросы. Вариант 2.

1) В какую больницу пришел дьячок? (земскую)

2) Какая жакетка была у фельдшера Курятина? (чечунчовая)

3) Почему больных принимает фельдшер, а не доктор?
4) Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
5) Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?

6) Что было на глазу дьячка? (бельмо)

7) На бутыль с каким раствором перекрестился дьячок? (карболовый)

8) Где сказано: «Питие мое с плачем растворях», по словам дьячка? (Псалтырь)

9) Фамилия дьячка? (Вонмигласов)

10) Где жил семь лет помещик Александр Иванович Египетский? (Петербург)

11) Где, по словам фельдшера, мало потчевали дьячка березой? (бурса)

5) СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Герой литературного произведения - действующее лицо, персонаж произведения.

Персонажи рассказа – фельдшер Курятин Сергей Кузьмич, дьячок Вонмигласов Ефим Михеич.

Сюжет- ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

3) Как представляете себе земскую больницу?

4) Что можете сказать о Курятине ( по его портрету, по фамилии)?

5) Как выглядит пациент и как ведет себя, придя в больницу? А в процессе вырывания зуба? Какое решение и почему принимает дьячок в конце рассказа?

6) Как характеризует героев их речь? (прочесть с выражением некоторые эпизоды)

7) Что послужило темой рассказа? Разве это смешно, когда зуб болит? А рассказ смешной. Почему?

8) В пьесах существуют замечания автора о деталях поведения или речи героев, называемые ремарками. Какие слова в этом рассказе выполняют функцию ремарок?

6) - Определите основную мысль рассказа

Правильно, «Коли не умеешь… так не берись». –

- Как вы думаете, почему именно дьячок высказал ее? Вы затрудняетесь ответить.

А ответ спрятан в значении фамилии Вонмигласов. Вонмигласов означает «услышь меня», то есть «услышь голос Божий». Дьячок выражает основную мысль, потому что он священник, а наша духовность берет начало из христианской религии.

- У А. П. Чехова все фамилии «говорящие». Что означает фамилия Курятин? Обратимся к фразеологическому словарю. Найдите фразеологизм со словом курица.
- Мокрая курица.
- Что означает «мокрая курица»?
- «Жалкий человек».
- Курятин – жалкий человек. А почему? Кто он? Фельдшер. Обратите внимание на выписку из словаря С. И.Ожегова. Кто такой фельдшер? Лицо со средним медицинским образованием. А что означает слово доктор? Лицо с высшим медицинским образованием. Доктор, как вы правильно поняли, уехал жениться. Фельдшер во время его отсутствия захотел сыграть роль доктора. Получилось это у него? Нет. Мы сегодня должны выяснить, почему Курятин не смог сыграть роль врача.

- Найдите в тексте место, где говорится о том, как одет герой. («В поношенной жакетке, в истрепанных брюках»). Соответствует ли его одежда виду врача?
- Найдите в тексте портрет Курятина. («выражение чувства долга и приятности»).
- Как ведет себя фельдшер? («зевает, курит сигарету, распространяющую зловоние). Соответствует ли такое поведение поведению врача? Нет, не соответствует.
- Какова речь героя? Найдите в тексте его характерные слова и выражения. (А – а – а, мое вам», «хирургия – пустяки, «раз плюнуть»). Как речь Курятина характеризует его? (Речь глупого, необразованного человека, не соответствует речи врача). Во время аналитической беседы делаем с детьми записи на доске и в тетрадях.
Делаем вывод. Курятин – смешной, потому что хочет казаться культурным, образованным человеком, но его речь, поведение, одежда говорят о том, что он бескультурный, невежественный человек. Он смешон, потому что хочет сыграть роль выше той, которая ему назначена. (Фельдшер играет роль врача).


Как вы убедились, А. П. Чехов показывает своих героев смешными. Каким образом он это делает?

Вывод: писатель показывает своих героев смешными при помощи описания одежды, портрета, поведения героя, его речи. А также при помощи «говорящих» фамилий.
7) Закрепление:

- Итак, поработав с текстом, ответим на вопросы:
- Смешные ли герои?
- Каким образом показал нам это А. П. Чехов?
- Над чем смеется писатель?
- Ребята, бывает ли так, что мы выглядим смешными?

- Хотите ли вы, чтобы над вами смеялись? Что для этого надо делать?

- Что бы вы посоветовали Курятину? Вонмигласову?

- Какой должна быть речь грамотного человека? ( Учащиеся отвечают).

8) Подведение итогов урока.
- Что мы сегодня узнали нового? (Значение некоторых слов, приемы юмористического рассказа, на примере рассказа А. П. Чехова).
- Чему мы учились? ( Работать с текстом, составлять таблицу и работать с ней).

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? - Отчего это происходит?

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер.

Сатира – смех жгучий, искореняющий, смеется над опасным, вредным для людей, высмеивает общественные пороки, обличает зло

Нажмите, чтобы узнать подробности

Регулятивные: умение самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; умение осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные: умение работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

Познавательные: умение определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные: научатся ориентироваться в содержании текста, определять главную тему, общую цель и назначение текста, решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.

Личностные: готовность к уважению личности и её достоинствам, воспитание доброжелательного отношения к личности

регулятивные УУД: научатся самостоятельно определять цели и задачи урока, планировать пути достижения целей; осуществлять контроль своей деятельности и оценивать правильность выполнения учебной задачи.

коммуникативные УУД: научатся работать в коллективе, вести диалог, излагать свою точку зрения, соблюдать правила речевого этикета.

познавательные УУД: научатся определять значения слов, создавать обобщения, устанавливать ассоциации, строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы.

Инструментальный блок

Задачи урока

Образовательные:

заинтересовать учащихся в изучении новой темы, помочь задуматься над поставленными вопросами; сделать процесс чтения более эффективным, активизировать процесс интерактивного получения информации и коллективного рассуждения о ней с целью критического осмысления.

Способствовать развитию умений:

задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; решать проблемы;

вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

в процессе чтения с остановками побудить их к обсуждению проблем, затронутых автором.

Воспитывать: эстетически подготовленного читателя.

Тип урока

Изучение и закрепление новых знаний

Учебно-методический комплекс

Оборудование

Коровина В.Я. Литература. 5 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч 1 / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. _- 303 с.: ил.

Учебник с текстом рассказа, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.

- Ребята! Посмотрите на портрет и фотографию А.П. Чехова. Каким представляется вам писатель? - Давайте прочитаем статью учебника о писателе.

- Что нового вы узнали о А.П.Чехове?

- Что заинтересовало вас в биографии писателя?

- Если вы хотите больше узнать об А.П. Чехове, почитайте воспоминания о нем К.И. Чуковского. И вы узнаете о необыкновенной щедрости писателя; о любви к юмору, к озорству; о добром отношении к людям; о требовательности к себе.

Подготовка класса к работе.

Добрый, скромный, внимательный.

Читают статью учебника

Отвечают на вопросы учителя

Актуализация и пробное учебное действие

- С какими рассказами А.П. Чехова вы знакомы?

- Вы видите на доске эпиграф к нашему уроку, слова писателя: « Они смешные, но невеселые». Такую характеристику своим рассказам дал писатель.

Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? На этот вопрос мы постараемся ответить в конце урока, прочитав рассказ «Хирургия».

- Интересно, почему рассказ А.П. Чехова так называется? А можно предположить, о чем рассказ?

Называют прочитанные рассказы («Каштанка» и др.)

Ученики высказывают предположения.

Создание проблемной ситуации

Цель этапа: подготовка мышления учащихся к осознанию ими внутренней потребности в решении проблемной ситуации.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Да, мы любим при чтении строить предположения, что же будет с героями дальше, как повернется сюжет, какова будет развязка действий. Так устроен человек.

О чем заставляет нас задуматься рассказ?

Почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам? Можем мы точно ответить на эти вопросы?

- А что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопросы?

Озвучивание темы урока.

Постановка целей, задач урока.

- Как мы озаглавим свой урок?

- Чтобы ответить на главный вопрос урока, что нам нужно сделать?

Ставят цели, формулируют тему урока.

Озвучивают тему. («Хирургия». О чем заставляет нас задуматься рассказ?» Возможно, дети предложат другие варианты. Необходимо обсудить. )

(Формулируют задачи урока).

1. Прочитать и проанализировать рассказ.

2. Выявить проблемы, над которыми нас заставляет задуматься автор.

3. Ответить на вопрос: почему А.П. Чехов дал такое определение своим рассказам?

Прослушивание аудиозаписи рассказа.

Предлагает прослушать аудиозапись рассказа «Хирургия». Исп.: от автора – А. Колган, Курятин – А. Колган, Вонмигласов – нар. Арт. России А. Пожаров.

Слушают аудиозапись.

Устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение.

- Понравился ли вам рассказ Чехова?

- Что еще привлекло ваше внимание в рассказе А.П.Чехова «Хирургия».

- А что такое юмор?

- Но мы с вами уже говорили о том, что рассказы А.П. Чехова смешные, но невеселые.

- Давайте попробуем разобраться в этом. Но сначала небольшая словарная работа по рассказу. Думаю, что некоторые слова необходимо растолковать. (На экране дается толкование слов)

А сейчас проверим, как вы внимательно слушали рассказ (викторина по рассказу):
- Почему больных в земской больнице принимает фельдшер, а не доктор?

- Какая фамилия у дьяка, который пришел вырвать зуб?

- Фамилии у Чехова «говорящие», то есть что-либо сообщающие нам об их носителях. Как вы думаете, о чем говорит нам фамилия дьяка?

- «Вонмем» - это возглас, призыв во время церковной службы, означающий на церковно-славянском языке «внимайте». Фамилия эта говорит о том, что её владелец имеет отношение к церкви.

- А фамилия Курятин. Какие ассоциации она вызывает? На что намекает?

О каком человеке могут сказать «мокрая курица»?

- А случайна ли фамилия Египетский? Подумайте.

- Что советовал прикладывать Отец диакон Вонмигласову?
- Как помогала лечить зуб Гликерия Анисимовна?
- Какие инструменты называл Курятин?

Учитель организует физминутку.

Разбивая детей на группы,предлагает выполнить задание на карточках:

1 группа: расскажите о внешности героев, манере говорить, двигаться, выдавать свои чувства. Постарайтесь найти в описаниях фельдшера и дьячка сходства, перекличку в отдельных характеристиках. Чем вы объясняете эти совпадения?

2 группа: Как ведут себя фельдшер и больной в начале произведения? Как меняется их поведение и отношение друг к другу? Как они ведут себя в конце рассказа? Какой вывод можно сделать о культуре фельдшера и дьячка?

3 группа: Найдите высказывания фельдшера о хирургии. Что хочет сказать герой и что говорит о нем автор? Обратите внимание на то, как работает фельдшер. О чем эти действия рассказывают читателю? Почему для него важнее рассказать об общении с помещиком Египетским, чем сосредоточиться на зубе дьячка? Какой вывод можно сделать о «врачебном искусстве» фельдшера?

4 группа: что такое деталь? Найдите определение в словаре учебника. На какие детали обращает наше внимание автор? Что приносит дьячок в больницу? Когда мы снова встречаемся с этим предметом? Почему? Какую роль играет эта деталь для понимания текста?

-Как заканчивается рассказ? Ожидали ли вы, что все закончится так?

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство? Отчего это происходит?

- О чем нас заставляет задуматься рассказ?

Примерные ответы учащихся.

Фельдшер Курятин «толстый человек лет сорока, в поношенной чечунчовой жакетке и в истрепанных триковых брюках. На лице выражение чувства долга и приятности. Между указательным и средним пальцами левой руки – сигара, распространяющая зловоние».

Дьячок Вонмигласов «высокий старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом. Правый глаз с бельмом и полузакрыт, на носу бородавка, похожая издали на большую муху». Не найдя икону, молится на бутыль с карболкой.

В начале произведения они вежливы, обращаются друг к другу на Вы и по имени и отчеству. Но с течением времени смиренный дьячок вдруг превращается в агрессивное и злобное существо, способное произно­сить не самые лестные слова. А Курятин разговаривает с ним в итоге весьма бесцеремонно. «На то вы, благодетели, и по­ставлены, дай Бог вам здоровья. », — бормочет дья­чок, в надежде на лучшее. А несколькими минутами позже он уже проклинает неумелого фельдшера: «На­сажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!» Они обзываются, передразнивают друг друга, «тыкают» друг другу. Мы видим невежественных, невоспитанных людей.

« Хирургия – пустяки… Тут во всем привычка, твердость руки…Раз плюнуть…». Фельшер Курятин хочет сказать, что легко может вырвать зуб. Но автор говорит: «Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы». Автор дает понять, что фельдшер не знает, какой инструмент выбрать, и берет наугад. Он плохо знает своё дело.

Чтение определения слова «деталь» в словаре учебника.

Дьячок приносит просфору. А затем забирает её, уходя. Это говорит о жадности Вонмигласова, а также о том, что фельдшер не заслуживает благодарности.

Рассказ смешной, но это «смех сквозь слезы». Чехов смеётся над несуразностью поведения своих героев, над их речью. Он высмеивает невежество Курятина, который выдает себя за опытного врача. Его непрофессионализм, неумение причиняет страдания людям. Но и над дьячком смеется писатель. Служитель церкви молится на бутыль с раствором, ругается бранными словами. Но смех А.П. Чехова имеет грустный оттенок. В рассказе «Хирургия» высмеиваются глупость, невежество, чинопочитание и хвастовство.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию, самооценку результатов учащихся.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Читайте также: