Форма зубов по форме

Обновлено: 07.10.2022

Типы зубов. Разновидности зубов.

В зависимости от формы и функции зубы постоянного прикуса разделены на 4 типа: резцы, клыки, премоляры и моляры. Постоянных зубов 32, по 16 в верхнем и нижнем зубных рядах. В каждой половине, зубного ряда на верхней и нижней челюстях симметрично расположены 2 резца, 1 клык, 2 премоляра и 3 моляра.

Резцы. Характерными особенностями строения резцов являются одиночный корень и уплощенная в вес-тибулолингвальном направлении коронка, заканчивающаяся на окклюзионной поверхности режущим краем. Вестибулярная поверхность коронки выпуклая, лингвальная — вогнутая с одним или несколькими бугорками в пришеечной области. Наиболее широкая коронка — у верхних центральных резцов, самая узкая — у нижних центральных. Эмалево-цементная граница на вестибулярной и язычной поверхностях обращена выпуклостью в сторону корня, на аппрокси-мальных — в сторону режущего края. Резцы расположены во фронтальном отделе рта и предназначены для откусывания пищи без применения сильного давления.

Клыки. Клыками называются четыре зуба (по два в каждом зубном ряду), расположенные по углам зубной дуги. Основной функцией клыков человека является отрыв плотных, твердых частей пищи от куска, когда требуется применение силы.

виды зубов

Коронка клыка более мощная, чем у резцов, с одним хорошо развитым бугром по режущему краю. Единственный корень клыка — самый длинный в зубном ряду. Благодаря своей мощной коронке, длинному корню и расположению в зубной дуге клыки считаются самыми стабильными во рту.

Премоляры (малые коренные зубы). Располагаются позади клыков и несколько похожи на них, имеют по два бугра и предназначены для захватывания и разрывания пищи. Они также имеют более широкую поверхность для растирания пищи. Для них характерны призматическая, сдавленная медиодистально коронка и одиночный корень (за исключением первого верхнего премоляра, у которого два корня). В молочном прикусе премоляров нет.

Моляры (большие коренные зубы). Располагаются позади премоляров по три в каждой половине зубных дуг. Они обозначаются как первый, второй и третий моляры. Третий моляр имеет еще одно название — зуб мудрости. Иногда он может отсутствовать. Моляры служат для размельчения, растирания пищи, что требует приложения большой силы. Коронка у них крупная, с большой жевательной поверхностью, имеющей от трех до пяти бугорков, а корней у верхних моляров — три, у нижних — два. У верхних моляров щечные бугорки выступают больше и более заострены, чем язычные, которые выступают немного меньше и заметно округлены. У нижних моляров, наоборот, щечные бугорки низкие и тупые, а язычные больше выступают и заострены.

Величина моляров постепенно убывает от первого к третьему, жевательные поверхности коронки и длина корней уменьшаются. Последние все больше сближаются, у третьего зуба иногда срастаясь вместе.

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.

Перед вами вторая статья, посвященная анатомии зубов. На этот раз займемся верхним первым моляром, одним из самых красивых и в то же время сложных с точки зрения анатомии зубов. Очень мощный зуб, один из самых крупных. Является ключом окклюзии, поэтому корректное его восстановление — приоритетная задача, которую нужно решать без ошибок. Разбор этой темы потребует знания особой терминологии, разговор пойдет и о движениях нижней челюсти, и об окклюзионных контактах.

Думаю, начинающим особенно сложные специальные термины можно пока пропускать, улавливая основу, но рано или поздно каждому необходимо научиться пользоваться профессиональным языком!

На заготовке для моделирования я рисую окклюзионный компас (рис. 1) — для нас он является ориентиром, отделяющим одни элементы поверхности от других. Но также компас показывает направление движения бугров зуба-антагониста, проецируя их на жевательную поверхность. И вершины бугров не должны находиться на пути движения. Чаще всего линии окклюзионного компаса совпадают с глубокими фиссурами.

Рис. 1. Окклюзионный компас.

Рис. 1. Окклюзионный компас.

Итак, первым на свет появляется мезиально-небный бугор (рис. 2).

Рис. 2. Первым появляется мезиально-небный бугор 16 зуба.

Рис. 2. Первым появляется мезиально-небный бугор 16 зуба.

Это очень мощный бугор, в мезиодистальном направлении он заполняет пространство более половины, а если быть точным, от мезиального аппроксимального края до середины дистально-щечного бугра. На схеме окклюзионного компаса мы видим зеленую линию — она показывает медиотрузионный путь мезиально-щечного бугра нижнего шестого (МЩБ 46). Поэтому вершина нашего небного бугра не должна попадать на этот путь. В то же время вершина бугра смещена к центру зуба, так как это давящий бугор, испытывающий большую нагрузку, он имеет большое основание и более округлую форму, если смотреть в мезиодистальном направлении.

Следующий бугор — дистально-щечный (рис. 3), он своим основанием вплетается в дистальный край мезиально-небного бугра, формируя при этом принципиально важный элемент — Krista Transversa (поперечный гребень).

Рис. 3. Следующий бугор — дистально-щечный.

Рис. 3. Следующий бугор — дистально-щечный.

Этот гребень огибает центральную ямку и препятствует чрезмерному смещению нижней челюсти назад за счет контакта с тем же мезиально-щечным бугром нижнего шестого. Помимо этого, мезиальный край дистально-щечного бугра граничит с латеротрузионным путем МЩБ 46 и не должен заходить за пределы этой линии (синяя линия на окклюзионном компасе).

Щечные бугры 16 защитные, поэтому более остры, вершина смещена щечно к краю (рис. 4).

Рис. 4. Защитные щечные бугры.

Рис. 4. Защитные щечные бугры.

Мезиально-щечный — самый маленький из бугров, его краевой гребень идет параллельно центральной фиссуре, резко закругляясь, переходя в аппроксимальную часть. Этот угол лежит в основе правила кривизны коронки, определяющего сторону реставрируемого зуба. И очень важно, что этот бугор находится на латеропротрузионном пути МЩБ 46. Это значит, что все пространство между черной и синей полосками в окклюзионном компасе — это место возможного нахождения МЩБ 46, и если не выраженны или стерты клыки или высота перекрытия передних зубов незначительна, а мезиально-щечный восстановлен чрезмерно, — возможны суперконтакты и сколы. Именно в этом заключаются особенности его формы: основание бугра от центральной ямки до вершины не выраженно и по высоте он самый маленький (рис. 5).

Рис. 5. Самый маленький из бугров — мезиально-щечный.

Рис. 5. Самый маленький из бугров — мезиально-щечный.

Замыкает круг мезиальный эмалевый валик, краевой гребень его объединяет краевые гребни небного и щечного мезиальных бугров. Основной выступ спускается по направлению центральной фиссуры и сужается. Краевой гребень мезиального эмалевого валика принимает на себя контакт дистального ската мезиального щечного бугра 46 (рис. 6).

Рис. 6. Мезиальный эмалевый валик.

Рис. 6. Мезиальный эмалевый валик.

Происходит окончательное формирование центральной ямки, где в окклюзионном контакте встречаются три сформированных нами бугра и МЩБ 46, формируя трехточечный контакт (рис. 7).

Рис. 7. Дистально-небный бугор.

Рис. 7. Дистально-небный бугор.

Дистально-небный бугор — самый интересный и странный. Он отделен от мезиально-небного бугра косой фиссурой. Начинается он у основания дистального ската дистально-щечного бугра, как запятая, формирует дистальный эмалевый валик.

Он, в свою очередь, имеет окклюзионный контакт с мезиальным скатом мезиального-щечного бугра 47. И очень важно, что последний при медиотрузионном движении нижней челюсти будет перемещаться как раз в направлении этой косой фиссуры.

Поэтому основание бугра не выраженно, а краевой гребень идет не по косой а параллельно центральной фиссуре. Это объясняется тем, что дистально-небный бугор контактирует с антагонистами в двух точках: дистальным скатом — с мезиальным эмалевым валиком 47, а мезиальным скатом — с дистальным эмалевым валиком 46.

И, конечно, оценить моделирование можно, только рассматривая его в зубном ряду (рис. 8—10), отмечая расположение бугров в разных проекциях, не забывая о линиях Шпее и Уилсона, например.

Рис. 8. 16 зуб в зубном ряду.

Рис. 8. 16 зуб в зубном ряду.

Рис. 9. 16 зуб в зубном ряду.

Рис. 9. 16 зуб в зубном ряду.

Рис. 10. 16 зуб в зубном ряду.

Рис. 10. 16 зуб в зубном ряду.

Если смотреть спереди, небные бугры всегда располагаются ниже относительно щечных. Правильно, если смотреть на зубы со стороны оклюзионной плоскости, вершины одноименных бугров (щечных и небных) должны выстраиваться в одну линию.

Тяжело в учении — легко в бою. Вот пример живой работы реставрации верхнего шестого (рис. 11) — ситуация после подготовки к реставрации, установлена матричная система, препарирование — никаких скосов эмали, небные бугры подготовлены для перекрытия композитом.

Рис. 11. Подготовка к реставрации.

Рис. 11. Подготовка к реставрации.

Рис. 12—16: готовая работа, никаких штифтов и изолирующих прокладок!

Рис. 12. Изготовление реставрации.

Рис. 12. Изготовление реставрации.

Рис. 13. Изготовление реставрации.

Рис. 13. Изготовление реставрации.

Рис. 14. Готовая реставрация в полости рта.

Рис. 14. Готовая реставрация в полости рта.

Рис. 15. Готовая реставрация в полости рта.

Рис. 15. Готовая реставрация в полости рта.

Рис. 16. Готовая реставрация в полости рта.

Рис. 16. Готовая реставрация в полости рта.

Нужно много тренироваться, чтобы реставрации получались такими, как натуральные зубы. Причем, если даже вы каждый день на приеме делаете по десять реставраций, в конце рабочего дня сделайте еще одну, на модели, или хотя бы часть ее. И тогда через несколько недель вы почувствуете разницу между вашими свежими и более ранними работами!

Но для начала, возможно, имеет смысл лепить все это из пластилина. Это позволит быстрее разобраться в размерах и пропорциях основных элементов, не забивая пока голову интеграцией реставрации в зубной ряд.

Идея такая: на лист бумаги наносятся основные ориентиры бугров и фиссур, желательно с окклюзионным компасом. Затем каждый бугор лепится отдельно и в конце концов собирается в одно целое. Можно использовать пластилин разных цветов (рис. 17—23).

Рис. 17. Формирование бугров на листе бумаги.

Рис. 17. Формирование бугров на листе бумаги.

Рис. 18.

Рис. 18. Готовые бугры.

Рис. 19. Снятие готовых бугров с листа.

Рис. 19. Снятие готовых бугров с листа.

Рис. 20. Соединение бугров.

Рис. 20. Соединение бугров.

Рис. 21. Соединение бугров.

Рис. 21. Соединение бугров.

Рис. 22. Соединение бугров.

Рис. 22. Соединение бугров.

Рис. 23. Готовое изделие.

Рис. 23. Готовое изделие.

И еще один совет. Учиться нужно у природы. Например, пришел к вам пациент с идеальными зубами (да, и такое бывает) — сфотографируйте, снимите слепок и отлейте модель из гипса (рис. 24, 25), это вам поможет более наглядно разобраться в премудростях анатомии.

Рис. 24. Интактные зубы верхней челюсти.

Рис. 24. Интактные зубы верхней челюсти.

Рис. 25. Интактные зубы верхней челюсти.

Рис. 25. Интактные зубы верхней челюсти.

Я всегда держу подобные модели у себя на рабочем столе и постоянно поглядываю на них во время реставраций.

Все вопросы можно присылать автору по адресу [email protected] .

а) Терминология:

1. Аббревиатуры:
• Резец (Рз), клык (К), премоляр (ПМ), моляр (М)

2. Синонимы:
• Однобугорковый зуб = клык
• Двухбугорковый зуб = премоляр

б) Лучевая анатомия:

1. Обзор:
• У людей имеется два типа зубов: постоянные и временные
• Выделяют зубы верхней челюсти (верхние) и нижней челюсти (нижние)
• Каждая челюсть средней линией делится на два квадранта: правый и левый
• В каждом квадранте находится пять временных или восемь постоянных зубов:
о Временные: два Рз (центральный и боковой), один К, два М (1-й и 2-й)
о Постоянные: два Рз (центральный и боковой), один К, два ПМ (1-й и 2-й), три М (1 -й, 2-й, 3-й)
• Можно указывать наименование или номер зуба
• Зубы именуются следующим образом: прикус → челюсть → сторона — название зуба:
о Пример: временный 1-й моляр верхней челюсти справа: постоянный клык нижней челюсти слева
о Исключение составляют ПМ и 3-й М: присутствуют только в постоянном прикусе, следовательно, нет необходимости называть их «постоянными»
о При наличии только постоянных зубов (все временные зубы отсутствуют) не нужно использовать термин «постоянный»
• Нумерация зубов зависит от страны:
о В большинстве стран используется система FDI (Международной федерации Стоматологов):
- Нумерация квадрантов
- Постоянные: верхний правый (ВП) = 1, верхний левый (ВЛ) = 2, нижний левый (НЛ) = 3, нижний правый (НП) = 4
- Временные: ВП = 5, ВЛ = 6, НЛ = 7, НП = 8
- Нумерация зубов
- Постоянные: центральный Рз = 1, боковой Рз = 2, К = 3, 1-й ПМ = 4, 2-й ПМ = 5, 1-й М = 6, 2-й М = 7, 3-й М = 8
- Временные: центральный Рз = 1, боковой Рз = 2, К = 3, 1-й М = 4, 2-й М = 5
- Пример: постоянный 1-й М нижней челюсти справа=зуб 4-6 (произносится как «четыре шесть»)
о В США используется универсальная система:
- Нумеруются только зубы
- Постоянные зубы нумеруются с 1 (3-й М верхней челюсти справа) до 16 (3-й М верхней челюсти слева) (произносится как «шестнадцать»)
- Зубы нижней челюсти нумеруются с 3-го М слева - 17 (семнадцать) до 3-го М справа до 32 (тридцать два)
- Временные зубы отмечаются буквами А — Т, начиная с последнего М ВП: ВП → ВЛ → НЛ → НП
о Предложены и другие системы нумерации зубов
о При наличии сомнений описывайте зуб по наименованию

2. Топографическая анатомия зубов:
• При описании зуба или объектов, относящихся к зубу, традиционные анатомические позиции (снизу, сзади, изнутри, снаружи, спереди) не используются
• Положение описывается относительно:
о Средней линии зубной дуги (т.е. линии между центральными Р3), но не анатомической средней линии:
- Все поверхности зубов в направлении к средней линии дуги "мезиальные"
- Все поверхности зубов, направленные от средней линии, «дистальные»
о Внутри или снаружи дуги:
- Поверхности, обращенные к лицу, лицевые (задние можно называть щечными, передние-губными)
- Поверхности, направленные к языку, язычные (на верхней челюсти могут называться небными)
о По отношению к той или иной части зуба:
- Над коронкой зуба — «корональнее»
- Ниже корня зуба — «апикальнее»

3. Прорезывание зубов:
• Три фазы прорезывания: временный, смешанный, постоянный прикус
• Временный прикус:
о Начало прорезывания между 6 и 12 месяцами
о Первыми обычно прорезываются нижние центральные Рз, последними - вторые М
• Смешанный прикус:
о Наличие временных и постоянных зубов
о Первые постоянные зубы-первые моляры (в шесть лет)
о Выпадение временных резцов (Рз) происходит вслед за прорезыванием постоянных резцов (Рз)(6-9 лет)
о Временные клыки (К) нижней челюсти выпадают после прорезывания постоянных клыков (К) нижней челюсти (9-10 лет)
о Временные моляры (М) выпадают после прорезывания постоянных моляров (ПМ) (10-12 лет)
о Выпадение временных клыков (К) верхней челюсти происходит после прорезывания постоянных клыков (К) (11-12 лет):
- Возможно отклонение от дуги (задержка или нарушение прорезывания)
- При задержке прорезывания высока частота формирования зубной кисты
• Постоянный прикус:
о Отсутствие временных зубов
о Прорезывание постоянных 2-х М (11 -13 лет)
о Прорезывание 3-х М (17-21 год):
- Часто возникает механическая задержка прорезывания; вокруг коронки импактного зуба могут возникать зубные кисты

4. Анатомия зуба:
• Зубы состоят из четырех основных анатомических структур: эмали, дентина, цемента, пульпы:
о Эмаль:
- Самая твердая субстанция в организме с наивысшей степенью минерализации (95% солей кальция) и наибольшей рентгеновской плотностью
- Покрывает коронку зуба; контактирует с дентином в области дентино-эмалевого соединения (ДЭС)
- Контактируете цементом в области цементно-эмалевого соединения (ЦЭС)
- Развивается из амелобластов
о Дентин:
- Образует основную часть зуба; является эластичной «подкладкой» для твердой эмали над дентином; 75% солей кальция
- Здесь происходят дентинобластические процессы: при обнажении дентина зуб становится чувствительным
о Цемент:
- Материал, содержащий кальций, тонким слоем покрывающий корень зуба, служащий для прикрепления к периодонтальной связке (ПДС)
- Не визуализируется на рентгенограммах при условии отсутствия гиперцементоза
о Пульпа (или «нерв»):
- Живая часть зуба (зуб «умирает» с «гибелью» пульпы)
- Содержит нервы и сосуды, входящие и выходящие через отверстие вершины корня зуба
- Самая рентгенопрозрачная часть зуба
- Пульпа в коронке называется пульповой камерой, имеет заостренные рога; в корне находится пульповый канал
• Частями зуба являются коронка и корень:
о Коронка: часть зуба выше ЦЭС:
- Подразделяется на оккпюзионную/резцовую, среднюю и шеечную часть
- Резцы (Рз) имеют функциональный режущий край; все остальные зубы - бугорки
о Корень: часть зуба ниже ЦЭС:
- Подразделяется на шеечную, среднюю и верхушечную часть
- Зуб может иметь один или несколько корней; область между корнями называется зоной разделения (фуркации)
- Корни называются в зависимости от расположения в альвеолярном отростке: щечные, язычные, мезиальные, дистальные, мезиальные щечные, дистальные щечные

5. Периодонт:
• Основная функция - поддержка зубов; после их утраты происходит уменьшение количества костной ткани периодонта
• Образован периодонтальной костью, ПДС и десной:
о Периодонтальная кость:
- Часть альвеолярного отростка верхней и нижней челюсти, непосредственно контактирующая с зубами
- Часть возле шейки называется гребнем; здоровый гребень покрыт кортикальной пластинкой
- При отсутствии зубов часть кости возле шейки называется резидуальным гребнем
- Кость, окружающая вершину корня, называется периапикальной
- Кость в области разделения называется фуркальной
- Тонкая плотная линия на рентгенограммах, очерчивающая альвеолу, называется твердой пластинкой
о ПДС:
- Волокна, идущие в различных направлениях, при помощи которых зуб крепится к лунке; являются эластичной «подушкой» для зуба
- Выглядит как однородная рентгенопрозрачная линия с внутренней стороны твердой пластинки
- Предполагайте патологию при потере однородности
- Содержит эпителиальные островки Малассе, которые могут способствовать формированию выстилки одонтогенных кист
- Положение по отношению к зубу определяется в зависимости оттого, связано ли поражение со структурой зуба (внутри ПДС) или нет (снаружи ПДС)
о Десны:
- Мягкотканный компонент, покрывающий периодонтальную кость
- Прикрепляется к корню, формируя небольшие десневые борозды возле коронки; не визуализируются на рентгенограммах

6. Развитие зубов и онкогенез:
• Возможные источники развития опухолей:
о Префункциональная зубная пластинка (одонтогенный эпителий с возможностью образования зубов); более выражен дистальнее по отношению к нижним 3-м молярам
о Постфункциональная зубная пластинка: остатки эпителия, такие как островки Серре, в фиброзной ткани десны; эпителиальные островки Малассе в ПДС, уменьшение количества эпителия эмалевого органа, покрывающего поверхность эмали до прорезывания зуба
о Базальноклеточный слой эпителия десны (предшествен-ник дентальной пластинки)
о Зубной сосочек (источник пульпы зуба); при воздействии может продуцировать одонтобласты и синтезировать дентин и/или дентиноподобный материал
о Зубной фолликул
о ПДС: может стимулировать продукцию фиброзного и цементо-костного минерального материала

На срезах, панорамной рентгенограмме, трехмерном реформатированном изображении, полученном в программе Simplant, показан канал нижнего альвеолярного нерва, проходящий между корнями импактного 3-го моляра нижней челюсти, направленного дистально и под углом. На панорамном и трехмерном реформатированном изображениях визуализируется импактный 3-й моляр, расположенный горизонтально, коронка которого ориентирована дистально. Визуализируется также сверхкомплектный импактный зуб (4-й моляр) с мезиально ориентированной коронкой. Оба зуба расположены над каналом нижнего альвеолярного нерва. Импактный 3-й моляр справа расположен горизонтально, его коронка ориентирована мезиально. КЛКТ может помочь предугадать и предотвратить повреждение нерва при удалении 3-го моляра. Трехмерное реформатированное изображение: нижний альвеолярный нерв, проходящий через мезиальный корень импактного 3-го моляра слева, ориентированного мезиально и подуглом. Такая ситуация возникает в процессе формирования зуба вследствие близости зубного фолликула к нижнему альвеолярному нерву, который погружается в корень по мере его развития и минерализации. На 3D КЛКТ (с «прозрачными» костями) определяется механическая задержка прорезывания горизонтально расположенных постоянных клыков со смещением коронок в язычную сторону и легким отклонением корней в лицевую сторону. Знание положения зуба помогает хирургу решить вопрос, удалять ли зуб или устанавливать ортодонтические брекеты на коронки. 3D КЛКТ с «прозрачными» костями позволяет оценить положение зубов относительно друг друга. На изображении визуализируются непрорезавшиеся клыки верхней челюсти с коронками, ориентированными в лицевую сторону. Корни полностью не сформированы. На 3D КЛКТ с реформатированием и сегментацией в программе Simplant визуализируется импактный клык нижней челюсти. 3D реформации позволяют с легкостью определить положение импактного зуба по отношению к прорезавшимся. Также можно использовать виртуальную экстракцию (удаление зубов в программе).

в) Особенности лучевой анатомии. Рекомендации по визуализации:

• Для оценки зубов при кариесе, заболеваниях периапикальной области или периодонта, рекомендуется интраоральная рентгенография:
о Горизонтально ориентированные рентгенограммы с использованием межзубного фиксатора при кариесе и для раннего выявления заболеваний периодонта
о Вертикально ориентированные рентгенограммы с использованием межзубного фиксатора при умеренно выраженных или тяжелых заболеваниях периодонта
о Периапикальные рентгенограммы при подозрении патологических изменений околокорневой зоны
о Плюсы; изображения с высоким разрешением позволяют оценить минимальные нарушения (деминерализацию); малая доза облучения, особенно при использовании пленок F-speed или при цифровой рентгенографии
о Минусы: визуализация изменений ограничена размерами пленки; патология (в т.ч. импактные зубы) за пределами пленки не видна

• Для общей оценки всех зубов и челюстей: панорамная рентгенография:
о Позволяет оценить картину прорезывания и непрорезывания зубов, наличие межзубной патологии
о Плюсы: дешевизна, низкая лучевая нагрузка по сравнению с КЛКТ
о Минусы: искажение, увеличение, нечеткость затрудняют визуализацию

• Для оценки отношений между импактным зубом и важными анатомическими структурами: КЛКТ:
о Если планируется удаление, позволяет оценить, как расположены 3-е моляры по отношению к каналам нижнего альвеолярного нерва
о Позволяет оценить расположение импактных клыков (К) по отношению к переднему верхнему альвеолярному каналу, носонебному каналу, дну полости рта
о Плюсы: трехмерное представление объемных структур, возможность трехмерного реформатирования для точной оценки анатомии
о Минусы: дороговизна; как правило, не покрывается страховкой; высокая доза облучения
о При невозможности выполнения КЛКТ или КТ выполняйте интраоральные рентгенограммы, используйте правило SLOB («тудаже-язычный, обратно-щечный»), два изображения под прямым углом друг к другу

Что такое гипоплазия зубов? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Дьяченко Татьяны Анатольевны, детского стоматолога со стажем в 10 лет.

Над статьей доктора Дьяченко Татьяны Анатольевны работали литературный редактор Маргарита Тихонова , научный редактор Елена Страндстрем и шеф-редактор Лада Родчанина

Дьяченко Татьяна Анатольевна, детский стоматолог, стоматолог - Ставрополь

Определение болезни. Причины заболевания

Гипоплазия — это порок развития твёрдых тканей одного или целой группы зубов [13] . Бывает врождённым и приобретённым. Развивается тогда, когда формируются зачатки молочных или постоянных зубов. Не является кариозным поражением.

Сопровождается гипоплазия неоднородным цветом эмали, её истончением и изменением рельефа — углублениями различной формы и величины (от точек до бороздок и ямок). При прорезывании зубы сразу отличаются: на их поверхности присутствуют белые, жёлтые или коричневые пятна.

Системная гипоплазия эмали

Иначе такое поражение зубов называют наследственной гипоплазией, аплазией, дисплазией или коричневой дистрофией эмали, а поражённые зубы — рифлёными или гипсовыми [1] .

 Статистика

Гипоплазия — самое распространённое некариозное поражение твёрдых тканей зуба — эмали и дентина. Она встречается у 50 % детей с хроническими нарушениями обмена веществ, возникшими до или после рождения [10] .

Твёрдые ткани зуба: эмаль и дентин

Как показало стоматологическое обследование населения России 1999 года, распространённость некариозных поражений среди детей 12 лет составляет 43,5 %. При этом на долю системной гипоплазии эмали приходится 36,7 % [1] .

Самой распространённой формой болезни является системная гипоплазия — поражение всех зубов постоянного или молочного прикуса. Она составляет 90,6% всех видов гипоплазии [1] . Чаще дефект затрагивает режущие края или бугры зубов. В трёх из пяти случаев развивается у детей до 9-ти месяцев жизни.

В зарубежной литературе гипоплазию моляров и резцов (боковых и передних зубов) называют Molar Incisor Hipomineralisation (MIH) [1] . Эта форма болезни распространена во всём мире [18] . Рост её заболеваемости MIH может объясняться стрессами, ухудшением общего состояния организма, негативным влиянием окружающей среды и пищи [17] .

Гипоплазия передних зубов

Причины и факторы риска

Развитие гипоплазии связывают с нарушениями обмена веществ в момент формирования зачатков зубов. Этому способствуют внешние и внутренние негативные факторы, которые воздействуют на организм будущей мамы или её уже родившегося ребёнка.

К внутриутробным факторам относятся:

  • резус-конфликт (несовместимость отрицательного резус-фактора матери и положительного резус-фактора ребёнка);
  • токсикоз и другие нарушения в организме беременной; , токсоплазмоз во время беременности;
  • приём тетрациклина беременной (или ребёнком) [5] .

Внутренние факторы, связанные с заболеваниями ребёнка:

  • синдром Дауна, ДЦП и другие поражения центральной нервной системы (они являются и причиной гипоплазии, и сопутствующими патологиями) [4] ;
  • рахит или инфекционные заболевания у ребёнка ( корь , скарлатина );
  • гипо- и авитоминоз;
  • изменение минерального и белкового обмена при диспепсии (нарушении пищеварения) и заболеваниях эндокринных желёз (чаще щитовидной железы) [3] ;
  • проникновение инфекции из воспалительного очага молочного зуба в зачаток постоянного.

Внешние факторы:

  • недоношенность, низкая масса тела новорождённого [16] ;
  • искусственное вскармливание ребёнка ;
  • местное воздействие на зачаток зуба, например родовая травма ;
  • травма челюстей и зачатка в момент формирования зуба.

Если патологические факторы воздействовали на плод — развивается гипоплазия молочных зубов. Если это произошло в раннем детстве — страдают уже зачатки постоянных зубов.

При обнаружении схожих симптомов проконсультируйтесь у врача. Не занимайтесь самолечением - это опасно для вашего здоровья!

Симптомы гипоплазии зубов

То, как проявит себя гипоплазия, зависит от тяжести причинного фактора:

  • при слабо выраженных нарушениях метаболизма образуются только меловидные (белые) пятна;
  • при тяжёлых заболеваниях возникают серьёзные нарушения, вплоть до частичного или полного отсутствия эмали.

Меловидная гипоплазия (слева) и частичное отсутствие эмали (справа)

Чаще пациента с гипоплазией беспокоит неэстетичный вид зубов, особенно когда поражается передняя группа. Это может привести к комплексу неполноценности и психоэмоциональным травмам. Дети перестают улыбаться, прикрывают зубы руками при разговоре, чувствуют себя некомфортно в обществе.

Из-за хрупкости и неполноценности тканей зубов у ребёнка быстро развивается кариес , выпадают пломбы.

При отсутствии эмали часто возникает боль после контакта со сладкой, холодной, горячей пищей и другими внешними раздражителями. При тяжёлых, более серьёзных формах гипоплазии появляются проблемы с пережёвыванием еды [12] .

Серьёзные нарушения развития могут также вызвать изменения в формировании дентина, пульпы и внутренних тканей зуба [4] [13] . Гипоплазию дентина можно выявить только во время гистологического исследования зуба. При нарушении развития пульпы наблюдается дегенерация нервных элементов.

Иногда болезнь сочетается с гипоплазией челюстей. Клинически данное состояние проявляется в виде искривлённого подбородка с асимметрией лица. У больного образуется неправильный прикус.

Проявление таких гипопластических дефектов напрямую связано с возрастом ребёнка, в котором он перенёс болезнь или столкнулся с другой причиной гипоплазии.

Патогенез гипоплазии зубов

Образование эмали — процесс, от которого зависит красота и здоровье зуба. Он начинается на этапе формирования зачатка, т. е. до прорезывания. В нём участвует множество клеток. Одни из них — амелобласты. Это клетки, которые строят эмаль из эмалевых призм, как стену из кирпичиков.

Один амелобласт в норме формирует одну эмалевую призму, из которых состоит внешняя ткань уже прорезавшегося зуба. После прорезывания амелобласты запрограммированно разрушаются. Без них зубная эмаль теряет способность восстанавливаться [14] .

Строение зачатка зуба

После образования тканей эмаль проходит три стадии минерализации. Первые две стадии обычно заканчиваются до прорезывания, последняя (третья) — в первый год после прорезывания. Если эмаль зачатка не минерализовалась, то по консистенции она становится похожей на хрящ [14] .

Исходя из особенностей процесса образования зачатка и минерализации эмали, выделяют две гипотезы патогенеза болезни:

  • Первая гипотеза связана с изменениями в амелобластах. Из-за нарушения формирования белковой матрицы такие клетки полностью гибнут ещё во время формирования зачатка [12] . Это и приводит к гипоплазии эмали. Но иногда нарушения возникают не только на уровне амелобластов, но и одонтобластов. В таком случае развивается гипоплазия дентина [3] .
  • Вторая гипотеза связана с ослаблением процесса минерализации структурных тканей эмали [13] .

Классификация и стадии развития гипоплазии зубов

В зависимости от поражённой группы зубов выделяют две формы гипоплазии:

  • Гипоплазия молочных (временных) зубов . Развивается во время внутриутробной жизни плода. Возникает из-за нарушений в организме беременной женщины (например, токсикоза), токсоплазмоза, краснухи, системных заболеваний или родовой травмы.
  • Гипоплазия постоянных зубов . Встречается чаще гипоплазии молочных зубов [3] . В 60 % случаев развивается в первые 9 месяцев жизни ребёнка [10] . Возникает у детей, перенёсших такие заболевания, как рахит, гипопаратиреоз, токсическую диспепсию, алиментарную дистрофию, врождённый сифилис, болезни пищеварительного тракта или эндокринные нарушения.

По количеству поражённых зубов заболевание бывает двух форм:

  • Местная гипоплазия — нарушено развитие тканей одного или двух зубов. Причиной такой гипоплазии может стать медикаментозное или инструментальное воздействие на зачаток постоянного зуба, а также длительная инфекция у корней молочного зуба [11] .
  • Системная гипоплазия — поражено больше двух зубов. Чаще наблюдается на одной группе зубов, которые формировались в одно время, т. е. симметрично. При длительном влиянии неблагоприятных факторов поражаются все зубы в полости рта.

Местная и системная гипоплазия

По клинической картине выделяют пять форм гипоплазии:

  • Пятнистая форма . Сопровождается появлением пятен белого, жёлтого или коричневого цвета. Границы чёткие, поверхность гладкая и блестящая. Форма, размер и расположение пятен чаще симметрично.
  • Эрозивная форма . Эмаль сильно истончена. Дефекты, как правило, округлой, чашеобразной формы, одного размера. Расположены симметрично на одноименных зубах.
  • Бороздчатая форма . Отличается бороздчатыми, линейными углубления на поверхности зуба или зубов. Располагаются вдоль режущего края.
  • Смешанная форма . Включает в себя признаки всех вышеуказанных форм.
  • Аплазия — отсутствие эмали на определённом участке зуба. Наиболее серьёзное проявление гипоплазии [10] .

Клинические формы гипоплазии

Отдельно рассматривают формы системной гипоплазии, которые затрагивают дентин:

  • Зубы Гетчинсона — аномалия, при которой коронки центральных верхних резцов имеют отвёрткообразную форму с полулунными вырезками по режущим краям [9] .
  • Зубы Фурнье — зубы бочковидной формы без полулунной вырезки, шейки которых больше режущих краёв.
  • Зубы Пфлюгера — аномалия первых моляров (жевательных зубов). Возникает в результате сифилитической инфекции [7] . Зубы имеют конусовидную форму, их бугры недоразвиты, шейки больше жевательной поверхности.

Зубы Гетчинсона и Фурнье

Гипоплазия как результат медикаментозных поражений:

Медикаментозные виды гипоплазии зубов

Осложнения гипоплазии зубов

Структура гипоплазированного зуба отличается тонкими, неполноценными тканями. Он слабее и беззащитнее перед микробами по сравнению со здоровыми зубами. Поэтому пациенты с гипоплазией предрасположены к развитию кариеса и его осложнений, особенно при некачественной гигиене полости рта.

Кариес возникает после образования дефектов под влиянием бактериальной инфекции [3] . Если дефекты затрагивают дентин, в дальнейшем может развиться:

    — воспаление нервно-сосудистого пучка зуба; — воспаление связочного аппарата и околоверхушечных тканей зуба.

При системной гипоплазии, особенно на буграх и режущих поверхностях, зубы быстро и сильно стираются. В результате снижается высота прикуса.

Снижение высоты прикуса

У некоторых пациентов с гипоплазией как осложнение появляется дополнительный симптом — повышенная чувствительность зубов [10] .

Диагностика гипоплазии зубов

Для постановки диагноза доктор опрашивает пациента, проводит общий осмотр и осмотр полости рта.

Опрос пациента . Врач узнаёт о перенесённых и сопутствующих заболеваниях пациента. Уточняет, какие неблагоприятные факторы могли повлиять на состояние зубов. Место проживания, работы и профессиональные вредности матери также имеют значение.

Чтобы исключить влияние лекарств на образование дефектов, доктор выясняет, какие препараты принимает или принимал пациент, а также его мать во время беременности. Также важно узнать, когда образовались пятна, сколы, ямки и эрозии. При гипоплазии указанные дефекты видны сразу после прорезывания зубов, а не через некоторое время, как при кариесе [8] .

Осмотр пациента . Доктор обращает внимание на состояние волос, кожи и ногтей, прощупывает щитовидную железу. Это нужно, чтобы выявить фоновые заболевания, которые могли стать причиной развития гипоплазии.

Осмотр полости рта . Врач проводит зондирование, обращая внимание на цвет, структуру и рельеф поверхности зубов. Чтобы отличить эти пятна от начального кариеса, выполняет окрашивание пятна 2 % водным раствором метиленового синего. Гипоплазия, в отличие от кариеса, не окрашивается. Перед диагностическим тестом зуб нужно очистить и высушить.

Зондирование гипоплазированного зуба

Дифференциальная диагностика . Важно отличить гипоплазию от других болезней:

  • Кариес в стадии пятна возникает после прорезывания, в то время как гипоплазия формируется до появления или прорезывания зуба. Кариозные дефекты чаще располагаются в фиссурах — естественных углублениях зуба, тогда как гипоплазия обычно локализуется на поверхности зубов со стороны щёк или губ. При кариесе во время зондирования часто обнаруживается шероховатость эмали, её целостность нарушена [13] . При гипоплазии углубления и ямки имеют гладкую поверхность. возникает у людей, которые живут на территории с повышенным уровнем фтора. С возрастом флюороз может исчезнуть, однако чаще, как и гипоплазия, остаётся на всю жизнь [10] . Многие исследователи рассматривают флюороз как гипоплазию специфического происхождения [13] .
  • Кислотный некроз эмали сопровождается жалобами на ощущение вязкости во рту — оскомину. Встречается у людей, работающих с химическими кислотами. В отличие от гипоплазии развивается после прорезывания зубов под влиянием внешних негативных факторов.

Кариес, флюороз и эрозия зубов, похожие на гипоплазию эмали

Лечение гипоплазии зубов

Характер и вид лечения зависят от степени гипоплазии.

При единичных белых пятнах на 1-2 зубах и отсутствии эстетических жалоб лечебные мероприятия не проводятся. Как правило, в этом случае поражены жевательные зубы.

Когда гипоплазия расположена на центральных зубах, дефекты эмали видны при разговоре и улыбке, вызывают у пациента психологический дискомфорт. В таком случае даже слабовыраженные формы гипоплазии требуют лечения, например с помощью пломбирования поражённых зубов композитным материалом.

Пациентам с системной гипоплазией и серьёзными поражениями зубов чаще показано обследование и лечение не только у стоматологов, но и у эндокринолога, терапевта, гинеколога или инфекциониста. Всё зависит от выявленного фонового заболевания [8] .

При выраженных пороках развития требуется помощь стоматолога-ортопеда. Доктор восстановит форму и функцию зуба с помощью вкладки, винира, люменира или коронки.

Принцип установки винира

В качестве лечебно-профилактических процедур рекомендуется пройти интенсивные курсы реминерализирующей терапии, особенно при пятнистой форме гипоплазии. Реминерализация снижает повышенную чувствительность, укрепляет ткани зубов, делает их более устойчивыми к кариесу.

Реминерализация включает в себя:

  • Глубокое фторирование зубов . Назначаются фторсодержащие гели и пасты, но только после дифференциальной диагностики с флюорозом.
  • Кальцинирование зубов . Применяются пасты и гели с активным кальцием.

Иногда длительная реминерализация помогает уменьшить размеры пятен. Но полностью устранить дефекты не получится, так как эмаль зуба не способна самовосстанавливаться.

В завершении лечения стоматолог обучает пациента правильной гигиене полости рта, чтобы предотвратить развитие осложнений гипоплазии.

Прогноз. Профилактика

Нарушения в тканях зуба при развившейся гипоплазии необратимы: без лечения дефекты эмали остаются на всю жизнь [12] . Размер, форма и цвет пятнистой гипоплазии со временем не увеличиваются, если не осложняется кариесом. Для предотвращения осложнений нужно тщательно следить за гигиеной полости рта, чистить зубы правильно и регулярно.

Читайте также: