Длина зуба бороны для мотоблока

Обновлено: 26.09.2022

Борона это сельхоз орудие для выравнивания верхнего слоя почвы и удаления сорных трав. Боронование следует за вспашкой.

Принцип работы при бороновании не меняется уже много веков. Тяговый инструмент (трактор, лошадь, мотоблок и.т.п.) тащит за собой борону, которая рыхлит и выравнивает верхний слой земли, собирая, за собой весь сор (корни, травы и.т.п.). Рыхление (разбивание пластов сухого слоя на комья) необходимо для лучшего проникания воздуха и влаги в грунт перед посадкой.

Сейчас на рынке представлены два основных типа борон:

1) Зубовая борона . Классическая борона, в зависимости от производителя имеет разное количество рядов зубов и фиксируется на мотоблок жестко или цепью за шкворень. Настройка положения бороны на жесткой сцепке будет регулироваться на сцепке мотоблока.

Составная борона от УралБензотех (Пермь). проста, но надежна. Можно соединить 2-3 в ряд для работы с МТЗ-09 и выше.

Составная борона от УралБензотех (Пермь). проста, но надежна. Можно соединить 2-3 в ряд для работы с МТЗ-09 и выше.

При выборе борон ориентируйтесь на соотношение площади бороны к мощности мотоблока. Не стоит брать бороны с площадью 1м2 на движки с мощностью менее 6 л.с..

Бороны на жесткой сцепке хороши в паре с тяжелыми мотоблоками (90 кг+). Опытным путём проверено, что более легкие мотоблоки начинают зарываться с ними. К минусу такой бороны также можно отнести то, что её нельзя увеличить или нарастить.

Для лучшей работы рекомендуется использовать с утяжелителем поверх бороны.

Не страшно наличие камней или арматуры в почве. Если зуб загнется, его можно выпрямить подручными инструментами.

2) Дисковая борона. Принцип тот же что и у зубовых борон. Вместо зубьев работают диски.

Фишка такой бороны заключается в глубине обработки верхнего слоя почвы. Диск при движении вращается, захватывает плотный грунт, поднимает его к верхней части диска, где он размалывается и осыпается мелкими фракциями.

Т.е. дробление почвы на дисковой бороне проходит лучше, чем на зубовой. Плюс, такие бороны значительно тяжелее, что является преимуществом при заглублении.

К минусам можно отнести невозможность работы на каменистых почвах. Диски быстро потеряют форму и придут в негодность.

Если вы работаете на участке 10 соток + и хотите получать лучший урожай или не тратить время на разравнивание участка, после его культивации, то борона это отличный способ решить данные задачи.

Надеюсь статья статья Вам пригодится.😉 Прошу ставить лайки и подписываться на МОЙ КАНАЛ ! 👍 Он будет особенно интересен для садоводов-любителей, которые хотят облегчить свой труд механическими помощниками.

Интересная навеска ? Узнай о других удивительных приспособах для своего садового помощника. Вот ссылки на мои статьи:

Борона для мотоблока — сельскохозяйственное орудие, прикрепляемое к этому агрегату или мини-трактору.

Борона для мотоблока

Механизм предназначен для таких целей:

  • разрыхление, перемешивание и выравнивание почвы без его оборота;
  • удаление сорняков;
  • прореживание загущенных посевов;
  • разрушение сухой корки на грунте;
  • заделка семян и удобрений в грунт;
  • повышение аэрации земли.

Воздействие на почву происходит закрепленными на общей раме инструментами, такими как:

Боронование мотоблоком — важный агротехнический процесс обработки земельных участков для повышения урожайности, качества зерновой и технической продукции.

Разновидности борон

Бороны для сельскохозяйственных работ подразделяют на виды:

Разновидность борон

Зубовая борона — простой механизм, представляющий собой раму из металла с прикрепленными к ней зубьями необходимой длины. Мощность мотоблока влияет на их количество и размеры рамы. Зубья размещаются в виде зигзага или прямоугольника и присоединяются к раме жестко, шарнирно или на пружинной стойке.

Глубина боронования зависит от установки зубьев. При их установке острой гранью вперед по ходу движения глубина разрыхления увеличивается, при установке назад — уменьшается.

Борона дисковая отличается от зубовой обрабатывающим инструментом. Вместо зубьев к раме прикрепляются диски сферической формы с гладкой или вырезной режущей кромкой и размещаются под наклоном, называемым углом атаки. Он меняется и составляет 10-25°. В процессе обработки каждый диск срезает поверхностный пласт земли, интенсивно разбивает корни сорняков, перемешивает их с землей и уплотняет почву. Осуществляя боронование, агрономы рекомендуют использовать игольчатую борону. Иглы вонзаются в грунт и разрыхляют его.

Дисковые механизмы агрегатируются с мотоблоком с помощью передней или задней подвески.

Роторная борона лучше других механизмов подходит для начальной обработки земли. Глубина врезания в грунт составляет 7 см, но этот фактор не мешает применять ее и для разрыхления целины. Она напоминает по внешним признакам культиватор и дисковое устройство.

Роторное орудие для мотоблока состоит из 6 кромок, диска и втулки. Его рабочими элементами являются заостренные пластины, которые расположены под разными углами.

Активная ротационная борона устанавливается на валы вместо колес или почвенной фрезы, что намного увеличивает ее производительность, особенно на целинных и тяжелых почвах. Для качественной работы лучше агрегатировать к мотоблокам большой мощности с коробками передач.

Зубовая борона своими руками

Зубовая самодельная борона к мотоблоку отличается от заводской качеством материала, из которого она изготовлена. Заводская модель сделана из конструкционной стали, выдерживающей большие и интенсивные нагрузки. Рассмотрим, как сделать собственную борону с такими же свойствами.

Чертеж зубчатой бороны-2

Зубовая борона для мотоблока своими руками может быть изготовлена любым мастером. Процесс этот нетрудный. Конструкция простая и не имеет сложных соединений.

Чертеж зубчатой бороны

Сначала необходимо спроектировать борону на мотоблок своими руками с чертежами, дающими представление о размерах, узлах соединения и общей схеме.

Орудие выполняется из стальной полосы, квадратной трубы или уголка.

Алгоритм действий по изготовлению зубового устройства такой:

  1. Металлические полосы под углом 30° друг к другу приваривают к трубе с нижней стороны. Края должны выступать равномерно с обеих сторон.
  2. Посередине устанавливают сваркой втулку. При помощи пальца через втулку борона присоединяется к мотоблоку. Высота подъема должна регулироваться стойкой для глубины разрыхления.
  3. На каждом крае стальной полосы с помощью болтов или методом сварки устанавливают зубья.
  4. На втулку монтируют дышло.
  5. К дышлу прикрепляют винт для регулировки положения зубьев. Передние и задние зубья должны одинаково впадать в почву.

Специалисты рекомендуют изготовление рабочих элементов бороны производить из закаленной стали. Зубья лучше выполнить из рифленой арматурной стали диаметром 10-14 мм и длиной 10-20 см. Чем длиннее зубья, тем они толще должны быть. Перед креплением к раме их надо заточить и закалить, иначе они погнутся.

Зубовая борона к мотоблоку своими руками — отличный помощник для мелких фермеров и дачников, обрабатывающих свои участки.

Дисковая борона своими руками

Дисковое орудие — более усовершенствованная модель, выполняющая больше функций по обработке земли. Конструкция сложнее, поэтому лучше купить готовое устройство на промышленном рынке. Но для тех, кто не боится работы, можно изготовить дисковую борону самостоятельно.

Чертеж дисковой бороны

Работа по изготовлению сводится к следующему:

  1. Для изготовления необходимы диски и 2 трубы с обязательной надежной фиксацией на валу мотоблока. Общая длина труб не должна превышать 1 м. Диски выбирают диаметром до 20 см.
  2. На дисках болгаркой делают надрезы на расстоянии 10 см друг от друга по окружности, в центре — посадочные отверстия для дальнейшей установки на вал.
  3. Готовые диски устанавливаются на валы через каждые 5-8 см с наклоном к оси вала: с левой стороны — в одну сторону, с правой — в другую.

Сделать борону для мотоблока своими руками несложно, но для этого необходимы грамотно сконструированные по размерам чертежи, схемы, инструменты и материалы. Выбор устройства зависит от возможностей мастера и целей использования механизма.

Активные роторы для мотоблока своими руками

Роторная борона является более сложной конструкцией по сравнению с зубовой или дисковой. Такое приспособление используют для аэрации и рыхления почвы после уборки урожая, а также для удаления сорняков и вспахивания на глубину до 10 см.

Активные роторы могут быть созданы из подручных средств, а первое, что необходимо для работы – найти чертежи и размеры. Длина ротора может быть от 70 до 100 см, диаметр может быть любым, главное, чтобы сочетался с габаритами мотоблока.

В общем виде, конструкция роторной бороны представляет собой несколько дисков с лезвиями на оси или трубу с лезвиями, которые должны располагаться не перпендикулярно, а под небольшим углом к поверхности. Самый простой вариант представлен на фото:

Активные роторы для мотоблока своими руками

Более сложную в исполнении борону, конструкция которой похожа на заводскую, можно сделать из газового баллона. Пошаговая инструкция в этом видео:

Активные роторы устанавливаются вместо колес или грунтозацепов, однако, в зависимости от конструкции мотоблока, оборудование может крепиться спереди как навесное. Поэтому важно учитывать конструкцию самого мотоблока при проектировании бороны.

Борона для мотоблока Нева

Мотоблоки Нева являются одними из самых качественных и востребованных на отечественном рынке. Для них существует широкий спектр навесного оборудования, которое можно приобрести у производителя или сделать своими руками. Благодаря универсальной Н-образной сцепке агрегатирование с навесным оборудованием не составит труда.

Для мотоблока Нева подойдет любой вид бороны, все зависит цели создания оборудования, а также затрачиваемых ресурсов. Любой из видов можно изготовить с помощью подручных средств. Агрегатировать самодельную борону с мотоблоком необходимо качественной сцепкой, которую также можно изготовить своими руками.

Борона для мотоблока МТЗ

Для мотоблока МТЗ подойдет борона любого типа, однако важно учитывать, что виды их крепления разные, например, роторная борона крепится вместо колес, дисковая крепится как навесное оборудование, но относится к активному типу, поэтому в ее конструкции должен присутствовать дополнительный вал для отбора мощности.

Самым простым в исполнении видом бороны является зубовая, так как для ее агрегатирования с мотоблоком не нужны дополнительные механизмы. Создавая такую борону своими руками, необходимо предварительно создать чертежи, продумать размеры (ширина захвата), тип крепления. Мотоблоки МТЗ снабжены универсальной Н-образной сцепкой, поэтому кронштейн для крепления бороны должен с ней сочетаться. Можно сделать жесткое крепление, состоящее из кронштейна с ручкой, но более доступным вариантом будет крепление с помощью цепи. Для этого необходимо создать кронштейн с рамой, соответствующей ширине бороны, на которую будут крепиться цепи (их можно приварить или закрепить на крюки).


Первые приспособления для боронования появились с того времени, как человек впервые научился обрабатывать землю примитивным деревянным плугом (оралом). Бороны также делались из дерева и были не сильно длинными, для большей маневренности, но достаточно тяжелыми, что позволяло дробить большие комья земли образованные после пахоты.

Самодельная классическая (зубовая) борона для мотоблока

Уже давно трактора сменили лошадей, а бороны стали более совершенными и эффективными, и могут устанавливаться не только на тяжелую и среднюю сельскохозяйственную технику, но и на мини-трактора и мотоблоки. Данный вид оборудования позволяет не только разбивать большие комья и прикрывать почву для сохранения влаги, но и собирать остатки сухой растительности, а также удалять ее корни.

Существуют следующие виды борон:

  • зубовые или классические;
  • роторные или ротационные;
  • дисковые.

Согласно данной классификации навесное оборудование для боронования бывает тяжелым, средним и легким. Устройство для боронования на мотоблок «Нева» можно купить в специализированном магазине или же сделать своими руками.

Традиционная борона

Классическая, или как ее еще называют, конная борона, применяется для создания ровной и рыхлой поверхности. Также данный вид навесного оборудования позволяет качественно укрыть в почве влагу и тем самым предотвратить ее высушивание. Борона производит дробление крупных комков земли до требуемой фракции, уничтожает сорняки и удаляет из грунта остатки растительности. Оборудование довольно легкое и поэтому используется для поверхностной обработки почвы, измельчения комьев земли и неглубокого рыхления перед проведением посевной.

Зубовая борона для мотоблоков заводского производства изготавливается из специальной конструкционной стали, выдерживающей значительные нагрузки. Также данное оборудование неплохо ровняет почву после проведенного фрезерования.

Этот тип оборудования для боронования представляет собой прямую или зигзагообразную раму, которую можно сделать своими руками из стальной полосы, квадратной трубы или уголка, стойки для сцепки с мотоблоком и зубьев. Закрепить зубья на раме можно при помощи сварки, или, нарезав на них резьбу, зафиксировать гайками. Рабочие органы на раме располагаются на равномерном расстоянии друг от друга, а их длина может составлять 25-45 мм. Относительно ширины оборудования, то, например, для мотоблока «Нева» вполне хватит 500-600 мм. На представленном видео показана зубовая борона в работе.

Также можно сделать своими руками мотоблочную зубовую борону и по чертежу представленному ниже. На то, чтобы сделать такое навесное оборудование, придется затратить полдня, но оно того стоит.

Схема зубовой бороны для мотоблока

Для того чтобы сделать такое оборудование для мотоблока нам понадобится следующее:

  • к металлической трубе квадратного сечения приварить железные полосы, на которые, собственно, будут при помощи гаек крепиться зубья с нарезанной с одной стороны резьбой;
  • дышло нашего навесного оборудования оканчивается приваренной втулкой, через которую при помощи металлического пальца будет происходить соединение с используемым мотоблоком;
  • делаем стойку с регулировочным винтом для настройки высоты подъема устройства для боронования, чтобы обеспечить равномерное заглубление рабочих органов в почву.

Хоть покупное заводское оборудование, хоть самодельная борона, к мотоблоку «Нева», имеется особенность накопления на рабочих органах влажной почвы с остатками растительности, вследствие чего обработка земли может стать неэффективной. Для того, чтобы легко и беспрепятственно очистить зубья скребком или любым металлическим предметом воспользуемся подъемным рычагом агрегата.

На видео показана самая простейшая зубовая борона для мотоблока с указанием размеров.

Виды борон

Бороны подразделяются на следующие разновидности:

Зубовая борона


Зубовая борона – самая древняя из известных человеку. Представляет собой несколько рядов зубьев, которые проходят по почве при обработке, разрыхляя и разравнивая ее. Отличаются количеством зубьев – для мотоблока чаще всего применяют широкую, у которой зубья расположены в три-четыре ряда и часто.

Наиболее рационально применять ее с мотоблоками тягового типа, например, Нева или МТЗ. Эти мотоблоки способны развивать значительное продольное усилие и имеют повышенное сцепление с почвой, необходимое для работы.

Подвидом зубчатой бороны является пружинная, которая достаточно часто применяется при обработке сельскохозяйственной делянки трактором. При работе мотоблоком пружины вместо зубьев позволят сократить их количество и уменьшить габариты, также они редко ломаются.

Дисковая борона


Является активной бороной. Это орудие лучше применять с мотоблоками культиваторного типа – на тяговых придется конструировать вал отбора мощности. Обработка почвы производится при помощи прорезывания ее вращающимися дисками.

Диски могут иметь прямую форму, быть развернутыми под разным углом по отношению к оси вращения, или иметь чашечную форму. Чашечные сложнее в изготовлении, но позволяют оборачивать пласт – тем самым берут на себя часть функций по вспашке. Такие диски отлично подойдут для заделки сидератов или неглубокой ранней вспашке до всхода сорняков при раннем посеве картофеля или зерновых.

Вам может быть интересна картофелекопалка для мотоблока своими руками.

Край дисков обычно делают неровной формы для того, чтобы они легче разрезали почву при вспашке, испытывали меньшее сопротивление при вращении внутри пласта.

Роторная борона


Такая борона чем-то напоминает и культиватор, и дисковую борону. И в ней, и в культиваторе имеются вращающиеся зубчатые части, врезающиеся в землю и переворачивающие небольшие ее части. От культиватора она отличается малой глубиной обработки и большим количеством рабочих зубьев. В отличие от дисковой, диски ротационной бороны расположены всегда под прямым углом к оси вращения.

Зубья активного ротора имеют особый изгиб, зависящий от радиуса самого диска и коэффициента сцепления с почвой колес мотоблока – чем больше скольжение, тем сильнее должен быть изогнут зуб. При работе они протыкают почву под прямым углом, тем самым обеспечивая ее аэрацию. При выходе такой зуб слегка поддевает почву, вырывая мелкие сорняки, не успевшие глубоко пустить корни.

Работа активной ротационной бороной возможна даже после появления всходов растений – она не травмирует крупные растения и практически не повреждает их. Ее использование позволяет экономить на минеральных и органических удобрениях – за счет аэрации вещества активно усваиваются из воздуха. Это также способствует росту корневой системы.

Самодельная зубовая борона для мотоблока

Она проще всего в изготовлении своими руками. Для этого достаточно будет иметь материалы, болгарку и сварочный инвертор. Позволяет выполнять допосадочное рыхление почвы и заделку мелкого посевного материала. Она не является активной бороной и подойдет для работы с мотоблоком тягового типа.

Конструкция


Чертеж бороны для мотоблока

Борона представляет собой решетку, к которой жестко привариваются или крепятся болтами зубья. В передней части имеет прицепное приспособление – обычно это сцепка с отверстиями, которая вставляется в трубу фаркопа мотоблока и затем фиксируется при помощи пальца. Между ней и сцепкой необходимо вваривать цепь – без этого работа будет очень тяжелой для пахаря.

Решетка должна быть достаточно прочной. Ее можно сделать из квадратных или водопроводных труб и уголков. Толщина металла должна быть не меньше 3-4 мм, иначе зубья, приваренные к тонкостенной трубе, будут вырываться во время работы вместе с металлом трубы.


Конструкция решетки может быть в виде клетки, состоящей из продольных и поперечных элементов. Но лучше подойдет решетка, в которой «прутья» приварены под углом 45 градусов к направлению движения мотоблока – такая решетка будет меньше подвергаться изгибающим нагрузкам.

Размер ячейки подбирают сообразно расположению зубьев. Лучше всего заранее прикинуть, как у вас будут располагаться зубья, и зарисовать это в чертеже, и потом поверх них начертить решетку, к которой они крепятся. Размер самой рамы должен быть таким, чтобы она не мешала управлять мотоблоком и идти за ним.

Рама бороны не должна выходить за пределы ручек мотоблока.

При этом надо учитывать габариты сцепки. Слишком широкую решетку делать не нужно – больше 1 метра мотоблок просто не потянет.

Зубья лучше всего делать из рифленой арматурной стали диаметром от 10 до 18 мм. Длина каждого зуба – от 10 до 20 см. Высота сцепки мотоблока на высоту зуба не влияет – борона крепится при помощи цепи. Чем длиннее зуб – тем толще он должен быть. Зубья желательно заточить перед установкой и обязательно закалить, т.к. некаленые зубья при работе погнутся. На легких почвах вы можете пользоваться бороной с незаточенными зубьями.


Частота расположения их должна быть не меньше, чем через каждые 10 см – если делать реже, боронование будет неэффективным. Допускается ставить зубья с небольшим смещением через ряд, чтобы их можно было удобно приварить и они обеспечивали требуемую интенсивность обработки. В то же время нужно рассчитывать, чтобы их сопротивление было направлено симметрично оси тяги, иначе мотоблок будет «вилять» и боронить им будет невозможно.

Сборка

Сборка осуществляется после предварительного составления чертежа и заготовки всех деталей. Вначале собирается и сваривается решетка. После этого к ней привариваются зубья. Важно сделать это под прямым углом. Как правило, каленые зубья после приварки не отжигаются и их прочность не меняется.


После этого определяют, где примерно будет находиться центр приложения сил и к этому месту приваривают цепь. Берут первое звено цепи и внахлест прихватывают на решетку. После этого второй конец цепи приваривают или крепят при помощи болтов к сцепке. Работоспособность бороны проверяют после крепления, а при необходимости переваривают цепь влево или вправо, если борону ведет в ту или иную сторону, затем приваривают окончательно.

Посмотрите другие самодельные приспособления для мотоблока.

Роторная борона и фреза, видео

Оборудование роторного типа

Роторную или ротационную борону используют, как правило, для обработки земли после сбора урожая зерновых культур. Также, данный тип оборудования для мотоблока хорошо выравнивает поверхность земли и удаляет сорные растения. Роторная борона состоит из шести рабочих кромок, дисков и втулки. Оборудование претерпело изменения, и было выявлено – для большей эффективности рабочие лезвия должны быть установлены под углом, что позволяет легко разрезать и разравнивать почву во время обработки. Приспособление для боронования, сделанное своими руками, устанавливают на агрегат вместо колес или грунтозацепов. На видео показана самодельная борона ротационного типа для мотоблока в работе на участке.

Глядя на представленное фото, может показаться, что сделать такую борону своими руками не представляет труда, однако, для того, чтобы она нормально работала, необходимо правильно рассчитать всю конструкцию, а именно угол под которым устанавливаются рабочие кромки.

На видео представлен весь процесс изготовления роторной бороны и работа с ней.

Зубовая борона своими руками

Данное устройство легче всего изготовить самостоятельно. Если у вас имеются металлические материалы, болгарка и сварочный аппарат, то процесс не доставит много трудностей.

Для производства бороны на мотоблок своими руками нужно разобраться в чертежах и определить необходимые размеры.

Решетку делают из прочных материалов. В основном используют трубы для водопровода и уголки толщиной более 4 миллиметров, чтобы зубья не отрывались от тонкостенного основания. Более надежная конструкция предполагает приваривание прутьев под углом 45 градусов к движению, что обеспечивает уменьшение нагрузок.

Размер ячеек решетки должен соответствовать величине зубцов. Размер рамы конструируют таким образом, чтобы не мешать управлять мотоблоком.

Раму не следует делать шире расположения ручек у мотоблока!

Для изготовления зубцов обычно применяют арматурную рифленую сталь диаметром около 15 миллиметров и длиной до 200. Чем меньше зуб, тем он тоньше. Их закаливают перед неиспользованием для прочности. Когда производится боронование мотоблоком, для эффективности элементы, входящие в почву, располагают максимум через 1 сантиметр. Допускается незначительное смещение, чтобы обеспечить большую интенсивность и качество работ. Процесс сборки выглядят следующим образом:

  1. Сперва нужно собрать и сварить решетку.
  2. После прикрепить с помощью сварки или болтов зубцы. Нужно точно померить и выполнить это под углом 90 градусов.
  3. В месте примерного расположения центра сил необходимо приварить цепь, одно из звеньев которого к решетке, другое – к сцепке.
  4. Заключительным этапом будет проверка крепления при выполнении работ, и при смещении бороны в любую сторону, переваривают цель.

Вне зависимости от того, приобреталось ли готовое изделие, или оно было сооружено самостоятельно, происходит накопление на рабочих элементах мокрой земли и остатков органических культур. Поэтому следует периодически прочищать зубья предметами из металла или соответствующим скребком.

Борона для мотоблока своими руками: чертежи




Чертеж самодельной конструкции

Дисковая борона выполняет ту же самую работу, вот только ее конструкция отличается. Здесь рабочий инструмент – это диски, которые крепятся отдельно на специальных стойках.
Зубовая борона имеет зубья, которые крепятся на одинаковом расстоянии на одной конструкции. Обычно зубья имеют длину до 30 сантиметров.

Итак, перед тем, как сделать самостоятельно борону, нужно определиться с конструкционными особенностями, а также изучить чертежи.

Устройство бороны очень простое. Это металлическая рама, которая имеет крепление для мотоблока. Чтобы можно было легко проводить ремонт, зубья нужно не приваривать, а крепить на болты.

Правильное боронование мотоблоком

Хорошая, качественно сделанная роторная борона для мотоблока может быть использована в качестве культиватора. Все то, что в отсутствии техники выполняется вручную, будет выполнено быстро и эффективно, когда в вашем арсенале имеется мотоблок и борона для него, то проведя правильное боронование мотоблоком Вы увеличите урожайность посаженной культуры, и значительно снизите уровень потерь посевного материала и обеспечите доставку удобрений на нужную глубину.

Борона для мотоблока способствует выравниванию верхнего слоя почвы, при высыпании удобрений на землю, ее работа обеспечивает попадание их под верхний слой земли на 5-7 см в глубину.

Совет: при проведении работ бороной с помощью мотоблока не превышайте скорость механизма более 4 км/час.

Заключение

Из всех перечисленных видов, наиболее простой и легкой для самостоятельного изготовления, является зубовая борона, однако, по мнению большинства фермеров, самым эффективным все-таки считается навесное оборудование роторного типа. В интернете можно найти чертежи и видео на эту тему. Работа ротационной бороны в связке с мотоблоком должна осуществляться на скорости порядка 4 км/ч. Дело в том, что только в таком рабочем режиме двигатель мотоблока не будет перегружен, а устройство качественно взрыхлит грунт, подготавливая благоприятную почву для будущего урожая.

Если необходима борона для тяжелого мотоблока, то сделать устройство для боронования будет немного сложнее. Гораздо проще в таком случае приобрести соответствующее оборудование у производителя. Лучшим вариантом будет, если навесное оборудование и мотоблок изготовлены одним производителем. В таком случае не возникнет проблем с креплением и значительно увеличивается срок эксплуатации.

Если приобретать оборудование у производителя, то выгоднее всего, в финансовом плане, купить классическую борону, которая стоит гораздо меньше остальных типов. Однако сделав собственными руками полезное приспособление для своего мотоблока, вы получите не только моральное удовлетворение, но и незаменимого помощника для проведения сельхозработ, который позволит сэкономить время, силы и средства.

Кол-во блоков: 11 | Общее кол-во символов: 16219
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

Борона для мотоблока является популярным видом навесного оборудования и используется для различных сельскохозяйственных работ. Высокая востребованность приспособления обусловлена простотой использования, универсальностью и широкой потребительской доступностью.



Особенности боронования

Боронование считается важнейшим этапом обработки почв, от которого зависят состояние посевов и урожайность выращиваемых культур. Данное агротехническое мероприятие решает сразу несколько задач, главными из которых являются уничтожение сорняков и рыхление почвы. Кроме того, боронование эффективно выравнивает землю и способствует значительному сокращению влагопотерь. Эффект рыхления достигается благодаря воздействию на почву рабочих элементов, закреплённых на общей раме и имеющих форму дисков, зубцов или мотыг.

Такое устройство называется бороной и известно человечеству с давних времён. Раньше таскать за собой борону было уделом рабочих лошадей, а сегодня благодаря механизации процесса данная роль отводится сельскохозяйственной технике.

В больших фермерских хозяйствах в качестве тягача для бороны чаще используют мини-трактора, в то время как дачники и владельцы небольших участков всё чаще отдают предпочтение мотоблокам.

Процесс боронования производится дважды в год. Первый раз – ранней весной, сразу после оттаивания почвы, а второй – после снятия последнего урожая, незадолго до первых заморозков.




Борона для мотоблока бывает нескольких типов: зубовая, игольчатая, дисковая и роторная (ротационная).

Зубовая модель

Является самым простым типом оборудования и представляет собой уменьшенную копию классической бороны, которой оборудуются тракторы. Конструктивно она выполнена в виде клиновидной либо прямоугольной рамы, с размещёнными на ней металлическими зубцами длиной от 25 до 40 мм. Расположение зубьев на раме бывает разным, однако, наиболее распространённым вариантом является зигзагообразное, при этом сами зубья могут иметь как круглое, так и прямоугольное сечение.

Зубовая борона способна взрыхлять грунт на 10-14 см, что способствует нормализации воздухообмена и регулирует водный баланс.

Для присоединения бороны к мотоблоку используют цепную или жёсткую сцепку, а для получения более высокого эффекта боронования жёсткие зубья иногда заменяют на пружинные.

Преимуществом вида является простота конструкции, отсутствие сложных узлов и возможность сделать приспособление собственными руками.



Основные рабочие характеристики зубовой модели можно рассмотреть на примере распространённой двухследной бороны БН-1, которая разработана специально для мотоблока «Нева». При помощи этой модели производят рыхление, дробят крупные, образовавшиеся в результате пахоты комья земли и выполняют выравнивание верхнего слоя почвы.

Глубина обработки грунта варьируется от 3 до 10 см, а производительность составляет 0,2-0,5 Га/час. Ширина захвата регулируется при помощи специальной рукоятки и колеблется от 60 до 100 см. Размеры модели – 72х67х51 см, вес – 17 кг, а оптимальная скорость боронования – 4 км/час.

Крепление к мотоблоку осуществляется посредством винтового механизма с использованием универсальной сцепки.



Игольчатая модель

По своей конструкции чем-то напоминает зубовую, однако, отличается от нее тем, что вместо приваренных к раме зубьев установлены сменные дугообразные перфорированные штыри. Такая борона позволяет обработать стерню и используется при выравнивании почвы, которое предохраняет её высыхание.

Устройства предназначены для мощных мотоблоков с водяным охлаждением весом от 200 кг.



В качестве примера игольчатой модели можно рассмотреть борону к мотоблоку «Зубр». Ширина захвата этого устройства составляет 1 м, а глубина рыхления достигает 14 см.

Прибор крепится к мотоблоку посредством жёсткой сцепки, имеющей регулировочный механизм. Вес бороны составляет 30 кг.



Дисковая модель

Представлена в виде сферических дисков, которые имеют гладкое либо перфорированное исполнение. Использование бороны с перфорированными дисками даёт лучшие результаты обработки, однако, требует постоянной очистки рабочей поверхности во время боронования.

Диски крепятся к раме под разным углом наклона, который в каждом конкретном случае выставляется оператором мотоблока и зависит от типа почвы и её состояния. Принцип действия дисковых моделей достаточно прост и заключается в следующем: во время движения мотоблока диски бороны срезают верхний слой земли и измельчают его. При этом происходит выворачивание и разрезание корней сорняков.

Прикрепление дисковой бороны к мотоблоку может производиться спереди и сзади агрегата и зависит от модели мотоблока и вида навесного оборудования.

Модельный ряд дисковых устройств достаточно широк, поэтому взять в качестве эталона какую-то одну модель будет несправедливо. В линейке дисковых устройств присутствуют в основном довольно мощные приборы. Самые габаритные из них имеют ширину захвата до 140 см, способны углубляться в грунт на 20 см и весят до 70 кг.

Такие приборы устанавливаются на мотоблоки среднего и тяжёлого класса и прикрепляются к ним посредством жёсткой регулируемой сцепки.



Роторные или ротационные модели

Относятся к активному классу навесного оборудования. Их отличие от трёх предыдущих пассивных моделей заключается в том, что они не прицепляются к мотоблоку посредством сцепки, а устанавливаются на агрегат вместо колёс. Рабочая часть таких устройств представлена в виде расположенных на дисках заострённых пластин, которые установлены под определённым углом. Именно пластины являются рабочим механизмом и осуществляют обработку почв.

Глубина вхождения в грунт у роторных моделей довольно мала и составляет всего 7 см, чего вполне хватает для обработки земли сразу после уборки зерновых культур. Наибольшей эффективности удаётся добиться при установке роторных моделей на мотоблоки с коробками передач.

Сфера применения у роторных устройств несколько шире, чем у остальных видов и наряду с рыхлением и выравниванием земли включает в себя возможность посева семян и эффективного их укрывания. Такой способ приводит к значительному сокращению потерь семенного материала и заметно повышает урожайность.

Помимо внесения семян, с помощью роторной бороны осуществляют вброс минеральных удобрений на нужную глубину.



В качестве примера можно рассмотреть ротационную борону российского производства к мотоблоку «Нева». Устройство способно эффективно разравнивать грунт после вспашки и вносить минеральные добавки на глубину от 5 до 7 см.

Большей эффективности обработки можно добиться при движении мотоблока со скоростью 4 км/час.

Ширина боронования такого устройства составляет 1,4 м при длине одной секции в 70 см и диаметре бороны в 35 см. Глубина рыхления несколько больше, чем у других моделей данного вида и достигает 10 см. Масса одной секции – 9 кг.



Критерии выбора

Прежде чем приступить к приобретению бороны для мотоблока, следует определиться с типом почв, на которых будет использоваться техника, а также с видом обработки. Так, для разработки мягких целинных земель лучше приобрести именно роторную модель. Несмотря на маленькую глубину проникновения в грунт, именно при помощи этого оборудования удаётся максимально приготовить почву для посадки культур. Кроме того, роторная борона будет идеальным вариантом при подготовке поля к зиме после уборки картофеля.

Диски хорошо справляются даже с довольно толстыми корнями и не оставляют им никакого шанса.

Если же потребуется глубоко бороновать грунт, одновременно защищая его от чрезмерного пересыхания, то лучше выбрать игольчатую модель. Такие изделия способны глубоко проникать в грунт и оставлять после себя довольно ровную поверхность.

Если участок культивируется каждый год и содержит мягкую и ухоженную почву, то смысла переплачивать за более функциональное оборудование нет, поэтому приобретения классической зубовой модели будет вполне достаточно.




Подробнее смотрите далее.

Для роста результативности работы и увеличения урожайности используется специальное навесное оснащение – борона. В прежние времена для проведения работ на земле практиковали конную тягу, а теперь борону устанавливают на мобильный силовой агрегат – мотоблок (если делянка небольшая) либо присоединяют к трактору (когда территория возделываемой площади приличная). Потому борона для мотоблока становится крайне значимым приспособлением для каждого понимающего агрария, а когда она изготовлена собственными руками, то и объектом гордости.

Разновидности и их структура

Имеется несколько вариантов орудий для рыхления почвы, различающихся по конструкции и обладающих рядом характерных свойств.

Бороны делятся на такие виды:

  • роторные (ротационные);
  • дисковые;
  • зубовые.




Роторное сельхозорудие

Если говорить о бороне роторного типа для мотоблока, ее основной плюс – оптимальное снятие верхнего пласта грунта. Разровнять с ее участием землю — также не вопрос. Глубина рыхления почвы колеблется от 4 до 8 сантиметров, ее можно регулировать, беря за основу особенность работ.

Очень важен и размер бороны по ширине, тут принимается в расчет не только ресурс мотоблока, но и площадь возделываемого участка. Как правило, данная величина равняется 800–1400 миллиметрам. Подобные параметры объясняются возможностью комфортно работать, лавируя на участках с маленькой площадью.

Роторные бороны промышленного изготовления выполнены из квалитативного металлического сплава, дающего возможность активно использовать оснащение в течение десятков лет (при соответствующем уходе и техобслуживании).

На качественных сельхозорудиях лезвие обладает косой конфигурацией, а зубья находятся под углом к земле, имея идеальный угол вторжения для качественного рассечения грунта, его выравнивания и устранения сорняковых растений.

Дисковое приспособление

Дисковая борона применяется на сухих почвах, она исполняет ту же функции, что и ротационная, но совершенно различается по структуре. Тут ключевыми компонентами рыхления являются диски, которые по конфигурации сходны со звездами. Они стоят на одном валу под конкретным наклоном, гарантируя предельное проникновение в почву.

Зубовая борона

Культивация мотоблоком с подобным приспособлением практикуется, если необходимо получить равномерный и рассыпной пласт грунта. Зубья располагаются мерно и могут иметь всевозможную конфигурацию и размеры: квадратная, ножевая, круглая и так далее. Высота зубьев зависит непосредственно от массы сельхозорудия: чем выше вес, тем выше зубья. В основном их параметры варьируются от 25 до 45 миллиметров.

Данная оснастка может иметь несколько способов агрегатирования с шасси. В одном варианте посредством пружинной стойки, а в другом – шарнирно.



Зубовая борона подразделяется на:

  • оснастку общего направления;
  • специализированную (сетчатая, луговая, шарнирная и другая).



Как сделать своими руками?

Для того чтобы заняться самостоятельным созданием бороны для мотоблока, в первую очередь потребуются толковые чертежи. И обучаться их составлению рекомендуют на образце самого незамысловатого сельхозорудия – зубовой бороне, которая в синтезе с мотоблоком будет благополучно справляться с запашкой мелкого посевного и прочего материала, а также предпосадочным разрыхлением грунта. С виду она будет выглядеть как рама-решетка с приваренными зубьями или же прикрепленными к ней болтами.



  1. Непременно надо оборудовать переднюю сторону зацепным приспособлением. Зацепом может являться и обычный брус с отверстием, который помещается в трубку тягово-прицепного устройства с фиксацией посредством цилиндрического либо конического стержня. Промеж зацепа и шасси после полной сборки необходимо приварить подвижные цепи.
  2. Чтобы орудие для разрыхления почвы для мотоблока вышло надежным, решетку предпочтительнее варить из надежных уголков либо трубок с квадратным сечением и толщиной стали более 3 миллиметров. Придавать ей законченный вид можно клетью с элементами, расположенными поперек и вдоль. В процессе сборки конструкции необходимо отслеживать, чтобы всякий сегмент данной решетки находился под углом 45 градусов наклона к прямой, по которой передвигается мотоблок ради уменьшения изгибающих напряжений. Дополнительно нужно принять в расчет, что вся несущая основа обязана вписываться в границы рукоятей мототехники. По габаритам приемлемо сделать ее самое большее в один метр – шире осилит разве что настоящий трактор.
  3. Далее необходимо приготовить клыки высотой 10–20 сантиметров. В этом качестве прекрасно себя показала армирующая сталь диаметром 1,0–1,8 сантиметра. Тут самое главное — следовать принципу: чем длиннее – тем толще. Кроме того, зубья подвергаются закалке и точатся перед операцией приваривания их к решетке. Там их следует размещать в 10 сантиметрах между собой (более редкое расположение малоэффективно). Возможна установка зубьев с незначительным сдвигом через ряд, чтобы их было более комфортно варить и они делали возможной необходимую глубину рыхления. Наряду с этим необходимо сбалансировать, чтобы их противодействие было сориентировано симметрично валу тяги, в противном случае мотоблок начнет «вертеть хвостом», в результате чего бороновать им не получится.







Дисковое сельхозорудие является наиболее усовершенствованной модификацией, осуществляющей больше мероприятий при возделывании почвы. В домашней обстановке дисковую борону можно создать исключительно для мототехники культиваторного вида (мотокультиватора). Изготавливаются 2 трубы, они должны обладать надежной фиксацией на оси мотокультиватора. Ввиду сложности реализации данной работы на дому потребуется отдавать ее на предприятие токарю либо пользоваться валами от неисправного мотокультиватора. Суммарная длина трубы должна составлять не более одного метра – мотокультиватор не осилит чересчур тяжелое приспособление.



На оси монтируются диски диаметром приблизительно 25 сантиметров. С целью снижения противодействия на них вдоль кромок производят надрезы углошлифовальной машинкой через каждые 10 сантиметров длины окружности.



Отверстия для посадки дисков делаются немного больше диаметра осей. Диски монтируются с незначительным уклоном к центру вала. С левого края оси уклон в одном направлении, с правой – в ином. Количество дисков берется такое, дабы они обоюдно восполняли один другого по уклону – в основном их устанавливают через каждые 5 сантиметров.

Создание дисковой бороны собственными силами намного сложнее, чем изготовление зубчатого образца. Самодельное устройство требует наиболее четкого соблюдения размеров элементов (в строгом соответствии со схемой). Легче приобрести недорогую китайскую и подвергнуть ее доработке, на совесть проварив все сварные швы, чего, как правило, на заводе не выполняют.

Заключение

Изготовить борону для мототехники собственными силами просто, но для этой цели требуются, согласно правилам, разработанные схемы, чертежи, исходные материалы и инструменты. Выбор приспособления напрямую зависит от способностей умельца и намерений применения устройства.

О том, как сделать борону для молоблока своими руками, смотрите в видео ниже.

Читайте также: