Биологический возраст и критерии его определения по состоянию кожи зубов степени окостенения скелета

Обновлено: 05.10.2022

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Понятие о биологическом и паспортном возрасте.

Биологический возраст, или возраст развития – понятие отражающее степень морфологического и физиологического развития организма. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (паспортный, хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека.

Среди сверстников по хронологическому возрасту обычно существуют значительные различия по темпам возрастных изменений. Расхождения между хронологическим и биологическим возрастом, позволяющими оценить интенсивность старения и функциональные возможности индивида, неоднозначны в разные фазы процесса старения. Самые высокие скорости возрастных сдвигов отмечаются у долгожителей, в более молодых группах они незначительны.

Биологический возраст определяется совокупностью обменных, структурных, функциональных, регуляторных особенностей и приспособительных возможностей организма.

Биологический возраст в большой степени зависит от условий среды и образа жизни.

Критерии определения биологического возраста:

- зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков)

- скелетная зрелость (оценивается по срокам и степеням окостенения скелета)

- зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов

- зрелость интеллекта (уровень развития как личности)

Акселерация – ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Акселерацией стали называть увеличение размера тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Связывают акселерацию с негативным воздействием темпов современной городской жизни.

Тем не менее взаимоотношения физической акселерации и развития личности очень непросты. Какие-то стороны психического развития не претерпевают ускорения. У акселерованных подростков нередко долго еще сохраняются детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых.

Другая диспропорция возникает внутри одной возрастной когорты подростков. В одном и том же возрасте, например, у восьмиклассников в 14 лет у одних половое созревание еще не начинается, у других – в самом разгаре, у третьих – уже завершено. Подростки с задержкой полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в менее выгодном среди сверстников положении.

Все эти диспропорции могут быть факторами, способствующими нарушениям поведения. Наиболее неблагоприятным является особый вариант акселерации «интенсификация», проявляющаяся не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа. Начавшись как обычно в 12-13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2-3 года половой метаморфоз полностью завершается – в 14-15 лет подросток превращается во взрослого.


Как определить свой биологический возраст и какие факторы на него влияют — рассказывает Елена Рябинкова, кандидат медицинских наук и ректор Колледжа фитнеса и бодибилдинга имени Бена Вейдера, автор исследования «Биологический возраст и факторы, замедляющие темпы старения».

Что такое биологический возраст?

— Биологический возраст — это возраст, который в большей степени, чем паспортный, отражает онтогенетическую зрелость организма (или индивидуальное развитие организма). Хотя единого определения на сегодняшний день еще не существует. Несмотря на то, что исследования по данной теме проводятся на протяжении 150 лет, а интерес общества к этому в последнее время сильно вырос.

Все процессы в человеческом теле носят фазовый, ритмический характер — самая низкая и высокая температура тела, частота сердечных сокращений, артериальное давление, синтез мелатонина и кортизола и других гормонов, наилучшая координация и внимание и так далее. С наступлением зрелости наблюдается оптимальная синхронизация биоритмов физиологических процессов. Организм в этот период отличается высокой жизнеспособностью и адаптацией. После 50 лет структура биоритмов становится менее устойчивой, а работа органов и систем — менее слаженной и надежной. Поэтому в определении биологического возраста важны не только отдельные показатели, но и их взаимосвязь, соотношение, привязка к времени суток.

Определение биологического возраста: современные тенденции

— Биологический возраст и его определение не дает четкого представления об истинном возрасте человека. Судить о нем можно только при наблюдении за маркерами в течение года. Здесь важна комплексная оценка.

Оценка биологического возраста

1. Текущий биологический возраст и текущий календарный возраст (фиксируются на день выполнения тестов).

2. Скорость биологического возраста. Как быстро вы стареете? Сколько биологических лет вам будет через 12 календарных месяцев? На сколько лет вы станете старше через один календарный год?

3. Тенденция биологического возраста — этот параметр показывает общее направление биологического возраста и его скорость. Это параметр чувствительности организма, чтобы выявить неожиданные «прыжки» (преждевременное старение) и указать на приближение болезни.

4. Средний биологический возраст — показывает среднее значение за 12 месяцев и является самым точным показателем биологического возраста. Организм человека меняется очень динамично, а изменение биологического возраста, в свою очередь, может происходить каждую минуту. Хороший сон снижает биологический возраст, утомительная и беспокойная работа поднимет его за считанные часы. Поэтому нужно внимательно относиться к своему режиму.

Факторы, влияющие на биологический возраст

— Люди одного возраста и пола нередко отличаются друг от друга по степени выраженности изменений в органах и системах. На сегодняшний день возрастная группа в 50 лет имеет наибольшие отличия по биологическому возрасту: они отличаются на 30 лет и более. Те, кто с 90-х регулярно проходил обследования, пользовался достижениями антивозрастной медицины, фитнеса, постоянно занимался спортом, вел здоровый образ жизни, не попадал в серьезные стрессовые ситуации, выглядят моложе.

В настоящий момент врачи бьют тревогу относительно молодого поколения. Они стареют быстрее, чем их родители. Это происходит за счет увеличения болезней старения в молодом возрасте. У детей и подростков отмечается увеличение таких заболеваний, как ожирение, юношеская гипертония, заболевания глаз, а также изменение привычных изгибов позвоночника из-за наклона головы вперед к айфонам и другим гаджетам. Раннее нарушение осанки связывают с нарушением мозгового кровообращения и когнитивных функций. Страдают память, скорость принятия решения и многие другие функции.

Факторы, которые влияют на биологический возраст, внешний вид и состояние органов и систем:

Этот фактор имеет наибольшее влияние в молодом возрасте, до окончания периода полового созревания, — более 90%. Скорость окостенения скелета, прорезывание зубов, возраст наступления менструации у девочек, мутация голоса у мальчиков, появление вторичных половых признаков с большей вероятностью будет протекать так же, как и у родителей. Остальные 10% — образ жизни, питание, перенесенные заболевания, климат и другое. Даже занятия спортом в детском и подростковом возрасте не оказывают большого влияния на скорость созревания. Они лишь сокращают период отставания роста внутренних органов у ребенка от роста размеров тела и помогают легче пережить нейрогормональную перестройку организма.

По мере того как ребенок взрослеет, генетическое влияние уменьшается, увеличивается влияние внешних факторов. К зрелому возрасту пропорция обратная: примерно 10-15% — генетика и 85-90% — образ жизни, болезни, стрессы, травмы повторяющихся нагрузок, генерализованное тревожное расстройство, страх быть под наблюдением, невозможность общения и дружбы, дедлайны, накопление оксидативного стресса и многое другое. С наступлением зрелости появляется больше шансов управлять биологическим возрастом и скоростью старения.

2. Пол. Среди долгожителей более 90% — женщины

Более раннюю смертность у мужчин связывают с тем, что у них чаще встречаются вредные привычки (алкоголь и курение), они более рискованные и в связи с этим более подвержены травмам. Мужчины поздно обращаются к врачам в случае заболевания, боясь показаться слабыми и беспомощными. В организме человека примерно 150 генов, отвечающих за иммунитет. Они находятся в Х-хромосоме, и в случае поломки или мутации в этих генах у мужчин второго шанса на потерянный иммунный ответ уже нет, в отличие от женщин, у которых этот фактор есть во второй Х-хромосоме.

3. Регулярная физическая нагрузка

И лучше всего, когда она разносторонняя. Заниматься нужно 4 раза в неделю по 3-4 разнообразным программам физической активности, тренируя, например, силу, выносливость, быстроту и координацию. В этом случае организм будет стареть медленнее, чем у того человека, который тренируется по одной программе или вообще не занимается физическими упражнениями. Влияние занятий спортом на скорость старения доказывают 20-летние наблюдения за участниками Олимпийских игр для пожилых. Их средний возраст — 65-68 лет, а биологический возраст на 20 лет моложе — 45-48 лет.

4. Семейное положение

Женатые мужчины живут дольше и стареют медленнее, чем неженатые, а женщины — наоборот. Стареют медленнее и живут дольше незамужние женщины.

5. Эмоциональный настрой

Оптимисты стареют медленнее и живут дольше, чем пессимисты.

6. Заболевания

Туберкулез, атеросклероз, язвенная болезнь, иммунодефициты ускоряют старение.

7. Прочие факторы

Ионизирующее излучение, лучевая терапия ускоряют старение. На скорость старения влияет и потеря работы. Теломеры укорачивались у уволенных рабочих, шахтеров и их ближайших родственников. Исследовали теломеры матерей, у которых болели дети, в зависимости от организации лечения ребенка — в стационаре, амбулаторно или с редкими консультациями. У тех, кто находился без ежедневного присмотра врачей, теломеры оказались наиболее короткими, соответственно, скорость старения увеличивалась. Также исследуют, кто какую музыку слушает и какая при этом скорость старения. Победили любители джаза — они стареют медленнее по сравнению с другими музыкальными предпочтениями.

Маркеры биологического возраста

— Маркеры старения — это биологические параметры, которые качественно и количественно изменяются с возрастом и служат для определения биологического возраста, при этом они не являются симптомами заболеваний. В настоящее время предлагается более 1200 различных показателей, которые могут претендовать на роль маркеров биологического возраста, и количество их неуклонно растет. Биологический возраст определяется путем сравнения индивидуальных показателей состояния организма со среднестатистическими стандартными данными соответствующей возрастной группы и выражается в единицах времени (в годах). Биологический возраст может совпадать с хронологическим или паспортным, опережать его или оказаться существенно меньшим.

Нормой считается отклонение биологического возраста от хронологического не более чем на пять лет. Старение в этом случае рассматривается как естественное.

Тесты для определения биологического возраста

— Ученые предлагают использовать разное количество тестов для оценки биологического возраста — от одного до нескольких десятков и даже сотен. Они определяют:

— морфологию (процент жира в теле, весо-ростовые индексы);

— физиологические функции (эластичность кожи, острота зрения и слуха и др.);

— психологические тесты (распознавание картинок, концентрация внимания и др.);

— нагрузочные тесты (частоты дыхания при физической нагрузке, максимальное потребление кислорода и др.).

Однако исследования показывают, что от увеличения количества тестов после 10-15 маркеров точность оценки не прибавляется. Они все имеют очень высокую корреляцию друг с другом. Для выбора маркеров Американская федерация исследований старения рекомендует придерживаться следующих критериев:

1. Высокая корреляция биомаркера со смертностью;

2. Биомаркер должен являться показателем естественного старения, а не проявлением заболевания;

3. Биомаркер должен обеспечивать возможность массового скрининга, безопасность и надежность (воспроизводимость результатов);

4. Биомаркер должен быть также применим к лабораторным животным, чтобы обеспечить возможность контроля, тестирования и совершенствования результатов.

Различают интегральные и парциальные модели определения биологического возраста. Интегральные модели характеризуют состояние организма в целом, а парциальные позволяют оценить биологический возраст одной из систем организма.

Ученые предлагают различные формулы определения биологического возраста для мужчин и женщин. Однако без специалистов, которые будут оценивать показатели, входящие в эти формулы, вам не обойтись.

Биомаркеры для самостоятельного контроля

— Для тех, кто задумался об активном и продуктивном долголетии, самый оптимальный вариант — выбрать те маркеры, которые можно контролировать самостоятельно и ежедневно влиять на них, замедляя скорость старения. Вот 10 из них:

1. Аэробная производительность — способность организма перерабатывать кислород из воздуха, продвигать его в кровоток и по всему телу. Увеличивается благодаря физическим упражнениям. Чем выше аэробная производительность, тем меньше ваш биологический возраст. Для начала подойдет любой тест на толерантность к физической нагрузке.

2. Кровяное давление: чем ниже артериальное давление (в пределах нормы 100-139 на 60-89 мм. рт.ст) и чем больше пульсовое давление (разница между максимальным и минимальным давлением), тем эффективнее работает система и тем меньше биологический возраст.

3. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя: чем ниже этот показатель в пределах нормы (60-80 уд. в мин.), тем эффективнее сердце прокачивает кровь и тем меньше биологический возраст.

4. Плотность костей — это показатель плотности минерального содержания костей. Чем сильнее кости, тем меньше биологический возраст.

5. Регуляция температуры тела — это способность поддерживать внутреннюю температуру тела: чем лучше организм с этим справляется, тем меньше ваш биологический возраст.

6. Толерантность сахара в крови / уровень инсулина: способность организма контролировать и перерабатывать сахар в крови (глюкозу) из пищи через гормон инсулин и распределять его в организме через кровоток. Чем ниже уровень глюкозы и инсулин натощак, тем меньше ваш биологический возраст.

7. Композиция тела — процент жира в теле и мышечная масса: чем ниже процент жира (в пределах нормы), тем выше безжировая масса (мышцы) и, соответственно, меньше ваш биологический возраст.

8. Холестерин / соотношение плохого (низкой плотности) и хорошего (высокой плотности) холестерина. Чем меньше плохого холестерина и больше хорошего (в пределах нормы), тем меньше биологический возраст.

9. Сила — это способность тела сопротивляться весу. Чем вы сильнее, тем меньше ваш биологический возраст. Эффективный показатель — сила левой кисти (измерения силы динамометром на вытянутой левой руке).

10. Равновесие, баланс. Чем дольше вы простоите с закрытыми глазами на левой ноге, согнув правую ногу, тем меньше ваш биологический возраст.

Каждый из этих биомаркеров можно контролировать или изменить ежедневным выбором. Например, можно есть свежие фрукты и овощи вместо жирной пищи или фаст-фуда, пить чистую воду вместо сладких газированных напитков, ходить пешком и заниматься в спортзале вместо просмотра телевизора на диване. Справляться со стрессом можно с помощью правильной организации сна, режима дня, йоги, массажа и медитации.

Кафедра стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Стоматологические критерии оценки биологического возраста детей и подростков

Журнал: Стоматология. 2013;92(6): 56‑58

Косюга С.Ю., Богомолова Е.С., Киселева О.С., Кривулина Г.В., Сорокина Ю.С. Стоматологические критерии оценки биологического возраста детей и подростков. Стоматология. 2013;92(6):56‑58.
Kosyuga SYu, Bogomolova ES, Kiseleva OS, Krivulina GV, Sorokina IuS. Dental criteria for estimation of biological age in children and adolescents. Stomatologiya. 2013;92(6):56‑58. (In Russ.).

Кафедра стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Комплексная оценка состояния здоровья у детей и подростков дает представление о процессах роста и созревания и включает определение биологического возраста, телосложения и гармоничности физического развития. Один из критериев оценки биологического возраста - «зубной возраст": число постоянных зубов и сроки их прорезывания.

Кафедра стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, Нижний Новгород, Россия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия

Необходимость периодического изучения закономерностей роста и развития детей и подростков определяется изменениями растущего детского организма и его сложным взаимодействием с социальными и биологическими факторами [1, 5].

Для оценки биологического возраста детей и подростков традиционно используют длину, массу тела и окружность грудной клетки, зубную зрелость, половую зрелость, которые сопряжены с уровнем биологической зрелости организма ребенка [2].

При оценке изучаемых показателей с позиций их информационной значимости как критериев биологического возраста установлена статистически сильная прямая связь уровня биологического развития с признаками полового созревания и связь средней степени — с числом прорезавшихся постоянных зубов, что характеризует их как ведущие информационные критерии у детей школьного возраста. Необходимость учета биологического возраста при оценке физического развития диктуется тем, что выявление детей с крайними вариантами развития способствует ранней диагностике заболеваний и состояний «предболезни» [3].

Для определения биологического возраста оценивают каждый критерий, затем суммируют результаты и относят школьника к одной из 3 групп: биологический возраст отстает от паспортного, соответствует ему или опережает его. Смена молочных зубов на постоянные (2-я дентиция) характеризует биологическое развитие организма мальчиков в возрасте от 6 до 13 лет, а девочек — от 5 до 13 лет. Прорезывание передних и боковых групп зубов (первые моляры, центральные резцы, боковые резцы и т.д.) происходит в разном возрасте, наблюдается определенная последовательность прорезывания. Зубы нижней челюсти (НЧ) развиваются несколько раньше, чем верхней челюсти (ВЧ) [4]. Отклонения от нормы сроков прорезывания зубов свидетельствуют об отклонениях в развитии не только зубочелюстной системы, но и организма в целом.

Цель исследования — проанализировать уровень биологической зрелости организма у школьников Нижнего Новгорода с учетом стоматологических критериев биологического возраста.

Материал и методы

Биологический возраст и физическое развитие школьников оценивали генерализирующим методом.

В 2012 г. обследованы 2057 школьников в возрасте от 7 до 17 лет (950 мальчиков и 1107 девочек), обучающихся в 7 общеобразовательных учреждениях Нижнего Новгорода.

Для сравнительного статистического анализа использовали материалы исследований, проведенных в 1980 г., 1992 г., 2002 г. (13 060 обследованных). При проведении антропометрического обследования применялась унифицированная антропометрическая методика. Программа обследования предусматривала измерение и анализ тотальных размеров тела, физиометрических и соматоскопических показателей, в том числе количества и степени прорезывания постоянных зубов. Показатели физического развития оценивались в соответствии с Методическими указаниями «Оценочные таблицы физического развития школьников Нижнего Новгорода» [4].

Результаты обследования заносили в унифицированную Карту изучения состояния здоровья школьника, содержащую 45 параметров, характеризующих морфофункциональное состояние физического развития.

Формирование и обработка базы данных осуществлялись в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных проведены с использованием прикладных программ Biostat, Statistica v.6.0. Для решения задач исследования применили методы вариационной статистики, методы оценки достоверности результатов (критерий t-Стьюдента, χ 2 , непараметрические методы статистического анализа).

Результаты и обсуждение

Первый период интенсивного прорезывания постоянных зубов приходится на возраст 6—7 лет, когда прорезываются первые моляры и центральные резцы на ВЧ и НЧ, а на НЧ — еще и боковые резцы. Во 2-м периоде выраженного прорезывания зубов (у мальчиков — с 11 лет, у девочек — с 10 лет) происходит усиленное развитие клыков, первых и вторых премоляров, а у девочек — и появление второго моляра. Смена зубов у девочек происходит несколько быстрее, чем у мальчиков. У мальчиков интенсивный прирост постоянных зубов приходится на возраст 11—12 лет, у девочек — на 10—12 лет.

У ускоренно созревающих школьников (по уровню биологической зрелости) прорезывание зубов смещено на 1 год в ранний возраст, у отстающих в развитии — на 1 год в старший возраст.


Анализ динамики приоритетных критериев биологического развития школьников Нижнего Новгорода за последние 30 лет (1980—2012) выявил замедление прорезывания постоянных зубов у школьников, что является проявлением децелерации развития современных детей и подростков (см.таблицу).

От 1980 к 2012 г. среднее число прорезавшихся постоянных зубов у мальчиков и девочек всех возрастных групп снизилось. Следует отметить, что большие различия выявлены в возрастной группе 9—11 лет, в которой число прорезавшихся постоянных зубов снизилось на 1—2.


Изменения отдельных критериев биологического развития определяют динамику физического развития и созревания школьников. Анализ тенденций распределения школьников по уровню биологической зрелости показал, что как в 80-х, 90-х годах, так и в XХI столетии подавляющее большинство школьников имели биологический возраст, соответствующий паспортному (рис. 1). Рисунок 1. Динамика распределения мальчиков (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.


Однако по сравнению с 80-ми годами к началу XХI века отмечено снижение доли мальчиков и девочек с опережающим вариантом развития и увеличение доли детей с отставанием биологического возраста от паспортного (рис. 2). Рисунок 2. Динамика распределения девочек (%) по уровню биологического развития за 1980—2012 гг.

В последнее десятилетие обращает на себя внимание обратная тенденция — увеличение доли мальчиков и девочек с уровнем биологической зрелости, опережающим паспортный возраст, и снижение доли детей с отставанием от него.

Проведенный анализ убеждает в высокой информативности и чувствительности показателей развития детей и подростков. Поэтому динамику результатов функциональных, соматометрических исследований с учетом стоматологических критериев оценки биологического возраста предлагается использовать в качестве информационных показателей диагностической системы социально-гигиенического мониторинга как на региональном, так и на федеральном уровне. Полученные данные свидетельствуют о ретардации развития постоянного прикуса у современных школьников. Выявленные тенденции согласуются с данными о динамике показателей физического развития детей, являющихся критериями биологической зрелости организма.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Основные критерии оценки биологического возраста. Антропометрические показатели. Определение биологического возраста по степени развития первичных и вторичных половых признаков.

Основными критериями биологического возраста являются:

1) зрелость, измеряемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) Зрелость скелета (порядок и время окостенения скелета);

3) Зрелость зубов (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, чистка зубов);

4) показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основе возрастных изменений микроструктур различных органов;

5) морфологическая и психологическая зрелость.

Морфологическая зрелость оценивается по развитию опорно-двигательного аппарата, мышечной силе, статической выносливости, частоте и координации движений.

С морфологической и физиологической зрелостью тесно связана школьная зрелость, что означает степень психофизиологической и морфологической зрелости, достаточную для начала школьного образования.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, которое замедляется от роста головы и шеи, но ускоряет рост конечностей.

Главной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференциация различных органов и систем) - это два основных процесса, которые постоянно происходят в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одних возрастных периодах преобладают процессы роста, а в других — процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей также значительно определяют разницу в возрасте.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность груди, голова, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране рождаются дети с большей массой тела, что обусловлено неуклонным улучшением материально-технических условий жизни работников.

Различные факторы влияют на массу тела и рост новорожденного. У физически сильных родителей дети рождаются с большей длиной и массой тела. Дети от слишком молодых или пожилых родителей рождаются с меньшей массой тела и длиной. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.

На 3-5-й день после рождения масса тела новорожденного снижается на 150-200 г, но не более 300 г. Обычно на 10-12-й день здорового ребенка масса тела восстанавливается и наблюдается устойчивое увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в среднем 600 г, за 2-й и 3-й — 800 г, а за каждый последующий месяц - на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (см. табл.).

Таблица — Прибавка массы тела на 1-м году жизни

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

Из таблицы видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее будет набирать вес его тела. Было установлено, что к 4-4,5 месяцам. при жизни масса тела ребенка удваивается, а к году - утраивается.

Через год масса тела увеличивается медленнее: во 2-й год - 2,5-3,5 кг, в 3—й год - 1,5-2 кг. В последующие годы (до 10 лет) скорость увеличения массы тела поддерживается почти на том же уровне, слегка уменьшаясь с возрастом. В начале и в период полового созревания наблюдается повышенное увеличение массы тела, которая значительно уменьшается с наступлением полового созревания.

После 10 лет ежегодное увеличение веса в среднем составляет 4 кг, а вес можно рассчитать по следующей формуле: 30 кг (вес 10-летнего ребенка) + 4 кг (n-10), где n - количество лет ребенка.

На 1-м году жизни рост увеличивается особенно энергично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23-25 см. Для 2-го года прирост роста составляет 11 см, для 3-го - 8 см. В период с 4 до 7 лет прирост роста составляет 5-7 см в год. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4-5 годам и утраивается к 14-15 годам.

Примерно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей в возрасте до 4 лет: 100 см-8 см (4-n), где n - это количество лет ребенка, 8 см - среднегодовое увеличение роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет: 100 см +6 см (n-4), где n - количество лет ребенка, 6 см - среднегодовое увеличение роста у детей старше 4 лет. Рост ребенка происходит как бы волнообразно, бывают периоды, когда интенсивность роста значительно превышает средние значения. Такие периоды назывались "извлечением". Первая "экстракция" происходит в 5-6 лет, вторая - в 11-14 лет (период полового созревания), когда годовой прирост составляет 10-12 см.

Чтобы правильно оценить физическое развитие детей, важно соотношение размера головы и груди. При рождении окружность головы составляет 34-35 см, а окружность груди на 1-2 см меньше (32-34 см). У новорожденных с хорошей мягкой подкладкой эти размеры одинаковы, а окружность груди относительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2-4 месяцев. окружность груди равна окружности головы. К 7 годам окружность груди превышает окружность головы примерно на столько же сантиметров, сколько возраст ребенка. Окружность груди у детей увеличивается в 1 веке. Год жизни около 13-15 см. Особенно энергичные темпы роста отмечаются в возрасте до 3 месяцев. когда окружность груди достигает почти половины годового роста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3-5 см. На весь 2-й год окружность груди составляет 2,5-3 см, а на 3-й - 1,5-2 см.

На 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см, а на 3-й - на 1 см. В дальнейшем окружность головы увеличивается еще медленнее, а через 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Рост, масса тела и окружность груди у мальчиков в возрасте до 11 лет во всех возрастных группах немного больше, чем у девочек. К 11 годам показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся одинаковыми, затем девочки значительно обгоняют мальчиков и сохраняют этот избыточный вес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет молодые девочки обгоняют как по массе тела, так и по окружности груди, сохраняя при этом этот избыточный вес в будущем.

После рождения ребенка на показатели физического развития сильно влияют факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. Заболевания, оказывающие особенно сильное влияние на физическое развитие детей, включают врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и другие.

В последнее время считается, что современные дети подвергаются процессу ускорения, то есть ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления ускорения влияют на физическое и сексуальное развитие и выражаются конкретно: 1) увеличение роста и массы тела новорожденных; 2) предшествующие прорезывания первых зубов; 3) увеличение средней массы тела и роста у детей всех возрастных групп; 4) увеличение других параметров тела (окружность головы, грудь и т. д.); 5) раннее появление первой менструации у девочек и раннее половое созревание у мальчиков; 6) раннее появление окостеневших ядер у мальчиков и девочек. Ускорение как с биологической, так и с социальной точки зрения можно рассматривать как внешнее выражение благоприятно изменившихся условий жизни. Конечно, не исключено влияние наследственности.

Необходимым условием надлежащей медицинской помощи детям и подросткам является систематический мониторинг их физического развития и состояния здоровья. Очень важно знать, какие величины той или иной характеристики физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, какие годовые приросты роста, массы тела являются нормальными, чтобы вовремя уловить отклонения в ходе инди-видуального развития ребенка.

Чтобы правильно оценить физическое развитие, все измерения необходимо проводить на голом ребенке в течение первой половины дня, так как длина и вес тела колеблются в течение дня. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5— 1 см, а масса увеличивается.

Малышей взвешивают на специальных детских весах (см. Рисунок), желательно в утренние часы перед кормлением. Необходимо при взвешивании ребенка надевать теплый подгузник, ежедневно мыть с мылом часть весов и внимательно следить за состоянием весов и правильностью их показаний. Вес тела у детей старшего возраста определяется на проверенных медицинских весах.

При взвешивании ребенок должен неподвижно стоять в центре весов.

Рост ребенка измеряется с помощью ростомера. Горизонтальный измеритель роста используется на срок до одного года. Ребенка положите на него так, чтобы голова прижималась к тому концу, где держит ее мать или кто-нибудь из персонала. Медсестра раздвигает ноги ребенка, слегка толкает его в колени и вовремя перемещается по стопам подвижной стойки. Расстояние между ним и головным концом ростомера указывает на рост ребенка (определяется прикрепленной сантиметровой полосой).

Рост у детей старшего возраста (от 1,5 лет и старше) измеряется с помощью вертикального измерителя роста. Вертикальная колонна устройства укреплена на платформе и имеет сантиметровые деления, вдоль колонны движется горизонтально расположенная пластина. Измеряя рост, ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза находились на одной горизонтальной линии; таблетка опускается на голову и подсчитывает деления на шкале в нижней части таблетки. Окружность головы и груди измеряется сантиметровой полосой. Для определения окружности головы см-ленту укладывают круговыми кругами вокруг головы на уровне лба дугой и ИНИОНОМ.

Чтобы измерить окружность груди, связку накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек в период полового созревания связка проходит спереди вдоль IV ребра. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение проводится во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у малышей следует проводить умеренными, неторопливыми движениями в спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточном опыте вы можете допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обратить внимание на правильность работы организма, подкожно-жирового слоя, развитие костной и мышечной системы. Только объединив все характеристики, можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.

Уровень полового созревания, ил полового развития определяется временем, порядком возникновения, а также степенью развития вторичных половых признаков; эффективен в п ("о") период, то есть от 7 до 8 до 16-17 лет, что чаще всего применяется в качестве критерия биологического возраста при антропологических исследованиях.

События полового созревания разворачиваются во времени, поэтому по мере их динамики они выделяют отдельные стадии, что указывает на скорость достижения отдельных стадий, но их последовательность остается более или менее постоянной.

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличения яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет, индивидуальные вариации обычно могут охватывать период от 9 с половиной до 15 лет. Временная корреляция максимальную скорость развития, события пубертатного периода проявляются в следующей последовательности: рост Яичек роста Пениса → увеличение Гортани → лобке → волосы подмышками → рост Спурт (скачок роста длины тела) → рост волос на лице и теле→.

У девочек первым признаком полового созревания является увеличение половых желез ─ яичников, увеличение молочных желез, предшествующее скачку роста (скачку роста длины тела), он начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет.

Наиболее важным маркером полового созревания у девочек в период полового созревания является начало менструации (менархе).

Эта информация отражает важный аспект особенностей полового созревания: несоответствие между физической и психической зрелостью.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.

Обращаем Ваше внимание, что c 1 сентября 2022 года вступают в силу новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального общего образования (НОО) №286 и основного общего образования (ООО) №287. Теперь требования к преподаванию каждого предмета сформулированы предельно четко: прописано, каких конкретных результатов должны достичь ученики. Упор делается на практические навыки и их применение в жизни.

Мы подготовили 2 курса по обновлённым ФГОС, которые помогут Вам разобраться во всех тонкостях и успешно применять их в работе. Только до 30 июня Вы можете пройти дистанционное обучение со скидкой 40% и получить удостоверение.

Столичный центр образовательных технологий г. Москва

Получите квалификацию учитель математики за 2 месяца

от 3 170 руб. 1900 руб.

Количество часов 300 ч. / 600 ч.

Успеть записаться со скидкой

Форма обучения дистанционная

Основные критерии оценки биологического возраста. Антропологические показатели. Определение биологического возраста по степени развития первичных и вторичных половых признаков.

Основными критериями биологического возраста являются:

1. Зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков

2. Скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета)

3. Созревание зубов (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, износ зубов)

4. Показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основе возрастных изменений микроструктуры различных органов

5. Морфологическая и психологическая зрелость

Морфологическая зрелость оценивается на основе развития опорно-двигательного аппарата-мышечной силы, статической выносливости, частоты и координации движений.

Школьная зрелость тесно связана с морфологической и физиологической зрелостью, под которой понимается степень психофизической и морфологической зрелости, достаточная для начала школьного обучения.

Оценка морфологической зрелости основана на изменении пропорций тела, обусловленном тем, что рост головы и шеи замедляется, но рост конечностей ускоряется.

Главной отличительной чертой ребенка является его рост и развитие. Рост и развитие-это два основных процесса, которые постоянно происходят в организме ребенка, но не всегда происходят параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, в другие-процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей во многом определяют возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, голова и общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-4500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек.

После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказывают факторы внешней среды (распорядок дня, питание, ходьба, физкультура), а также различные заболевания. К заболеваниям, оказывающим особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные нарушения и др.

Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на голом ребенке в первой половине дня, так как длина и вес тела колеблются в течение дня. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5-1 см, а масса увеличивается.

Измерения у маленьких детей следует проводить умеренными, неторопливыми движениями, когда ребенок спокоен. Хотя техника антропологических измерений проста, она требует определенного мастерства. Если вы недостаточно опытны, вы можете сделать большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожно-жировой слой, развитие костно-мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.

Уровень полового созревания определяется временем последовательности появления, а также степенью развития вторичных половых признаков: он эффективно используется в перипубертатный (околопубертатный) период, то есть от 7-8 до 16-17 лет, и чаще всего используется в качестве критерия биологического возраста в массовых антропологических исследованиях.

Первым признаком полового созревания у мальчиков следует считать начало увеличения яичек. В среднем это происходит в 11-12 лет. Индивидуальные отклонения в норме могут охватывать период от 9,5 до 15 лет. Корреляция во времени максимальной скорости развития, событий и периода полового созревания проявляется в следующей последовательности:

- ростовой спурт (скачок роста длины тела)

- рост волос на лице и теле

У девочек первым признаком полового созревания является увеличение половых желез, предшествующее скачку роста (скачку роста длины тела), он начинается в 9-13 лет и заканчивается в 12-18 лет. Наиболее важным маркером полового созревания является начало менструации.

Читайте также: