Анатомическая модель зуб человека

Обновлено: 29.09.2022

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Баринов Е.Х., Манин А.И., Ромодановский П.О., Мальцев А.Е.

В статье рассматриваются возможности использования стоматологического статуса в судебно-медицинской практике. Особое значение уделяется анатомическим признакам зубов для идентификации личности . При судебно-медицинском исследовании зубы и зубные ряды рассматриваются как объекты, позволяющие установить возраст, половую и расовую принадлежность субъекта, а также обеспечивающие возможность отождествления личности человека. Для этого используются следующие группы идентификационных признаков: анатомические признаки зубов ; аномалии зубов , зубных дуг и прикуса; приобретенные признаки. Описание зуба начинали с вестибулярной нормы, затем давали характеристику зуба в язычной, окклюзионной, аппроксимальной нормах. Для объективизации процесса были задействованы одонтоскопические и одонтометрические методы исследования, позволяющие в случае необходимости с большой достоверностью произвести отождествление личности.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Баринов Е.Х., Манин А.И., Ромодановский П.О., Мальцев А.Е.

Новые возможности использования данных ортопантомограмм и гипсовых моделей зубов и твердого неба для идентификации личности

Идентификации личности по особенностям зубочелюстной системы с учетом этнической и расовой принадлежности человека

Распространенность аномалий отдельных зубов у детей дошкольного и школьного возраста Республики Армения применительно к задачам судебной медицины

Применение компьютерной томографии в обследовании, диагностике и планировании стоматологической реабилитации пациентов с огнестрельными ранениями челюстно-лицевой области

Текст научной работы на тему «Анатомические признаки зубов и их использование для идентификации личности»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА И КЛИНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

АНАТОМИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ЗУБОВ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ

1Баринов Е.Х., 'Манин А.И., 'Ромодановский П.О., Мальцев А.Е.

'ФГБОУ ВО Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова Минздрава России, Москва, Россия (127473, г. Москва, ул. Делегатская, д. 20, стр. 1) 2ФГБОУ ВО Кировский государственный медицинский университет Минздрава России, Киров, Россия (610998, г. Киров, ул. К. Маркса, 112); e-mail: kirov@sudmed.info

В статье рассматриваются возможности использования стоматологического статуса в судебно-медицинской практике. Особое значение уделяется анатомическим признакам зубов для идентификации личности. При судебно-медицинском исследовании зубы и зубные ряды рассматриваются как объекты, позволяющие установить возраст, половую и расовую принадлежность субъекта, а также обеспечивающие возможность отождествления личности человека. Для этого используются следующие группы идентификационных признаков: анатомические признаки зубов; аномалии зубов, зубных дуг и прикуса; приобретенные признаки. Описание зуба начинали с вестибулярной нормы, затем давали характеристику зуба в язычной, окклюзионной, аппроксимальной нормах. Для объективизации процесса были задействованы одонтоскопические и одонтометрические методы исследования, позволяющие в случае необходимости с большой достоверностью произвести отождествление личности.

Ключевые слова: судебная медицина, идентификация личности, зубы, анатомические признаки.

ANATOMIC SIGNS OF TEETH AND THEIR USE FOR IDENTIFICATION OF THE PERSONALITY

'Barinov E.Kh., 'Manin A.I., 'Romodanovsky P.O., 2Maltsev A.E.

'Moscow State University of Medicine and Dentistry, Moscow, Russia (127473, Moscow, Delegatskaya St. 20, building 1)

2Kirov State Medical University, Kirov, Russia (610998, Kirov, K. Marx St., 112), e-mail: kirov@sudmed.info

The article discusses the possibility of using dental status in forensic medical practice. Particular attention is paid to the anatomical features of the teeth for identification. At a medico-legal research the teeth and tooth alignments are considered as the objects allowing to recognize the age, sex and race of the person and also providing a possibility of identification of the person. The following groups of identification signs for this purpose were used: anatomic signs of teeth; anomalies of teeth, tooth arches and bite; the acquired signs. The description of tooth was begun with vestibular norm and then gave characteristic of tooth in lingual, occlusal, approximal norms. For the objectivization of the process were involved the odontoscopic and odontometrics research methods, allowing, if it is necessary, with high confidence to make the identification of the individual.

Key words: forensic medicine, identification of the personality, teeth, anatomic signs.

Случаи проведения идентификации личности неопознанных трупов или его частей и костных фрагментов занимают ведущее место в деятельности судебно-медицинских учреждений как в России, так и во всем мире. Это обусловлено участившимися стихийными бедствиями и крупномасштабными катастрофами, локальными военными конфликтами и террористическими актами. Об этом свидетельствуют последствия землетрясений в Спитаке, железнодорожные катастрофы в Арзамасе и Башкирии, пожары в Самаре и Волгодонске, последствия цунами в странах Юго-Восточной Азии, террористические акты во Владикавказе, Беслане, Москве, Нью-Йорке, Лондоне, Мадриде, Багдаде и в других городах мира с массовыми человеческими жертвами [1, 6, 7].

При идентификации личности нередко объектами исследований являются костные остатки, расчлененные и обугленные трупы или их части, а также гнилостно-трансформированные и мумифицированные тела людей.

В указанных условиях стоматологические методы идентификации личности сохраняют свою достоверность, в связи с чем они широко применяются и продолжается их интенсивное совершенствование.

Судебно-медицинская идентификация личности основана на получении объективных сведений о признаках и биологических свойствах неопознанного объекта и сравнении их с материалами, отображающими аналогичные признаки разыскиваемого человека.

Широкое использование стоматологического статуса обусловлено использованием доступных, ин-

формативных и надежных методов диагностики, исследования и лечения зубочелюстной системы и их внесение в медицинскую карту стоматологического больного, которая хранится в медицинских учреждениях на протяжении длительного времени.

В судебно-медицинской литературе имеются сведения о возможности использования анатомо-морфологических признаков, рентгенографического изображения зубов и челюстей, фотографий зубов, слепков и моделей зубов для идентификации личности. При этом в зависимости от особенностей и количества представленных материалов результаты экспертных исследований могут быть различными [8,9].

Значение зубов как объектов судебно-медицинской экспертизы состоит в том, что зубы каждого человека имеют неопределенное количество практически неповторимых в своей совокупности признаков, индивидуализирующих личность. Поэтому при судебно-медицинской идентификации личности зубы и зубные ряды рассматриваются не только как объекты, дополняющие сведения о возрасте, половой и расовой принадлежности их владельца, но и как носители признаков, нередко обеспечивающих возможность отождествления личности человека. В этом отношении идентификационные признаки можно

подразделить на следующие группы: 1) анатомические признаки зубов; 2) аномалии зубов, зубных дуг и прикуса; 3) приобретенные признаки [4, 5, 10].

К анатомическим признакам зубов относят их общие признаки строения и особенности каждого зуба, которые описываются классическими одон-тоскопическими и одонтометрическими методами [1, 2, 3]. Под одонтоскопией понимают визуальное изучение и описание особенностей строения органа. При этом учитывают широкий диапазон изменчивости его формы, строения и обращают внимание на морфологические признаки конкретного варианта зуба. Для экспертных (идентификационных) целей вполне приемлем традиционный анатомический подход, предусматривающий определение принадлежности зуба к его генерации (молочный или постоянный), классу (резец, клык, премоляр, моляр), стороне зубной дуги (левая, правая). Зуб исследуется в разных позициях, называемых нормами зуба. Описание зуба в специальной литературе обычно начинают с вестибулярной нормы, затем дают характеристику зуба в язычной, окклюзионной, апроксимальной нормах. Завершают одонтоскопию рассмотрением полости зуба. При исследовании зуба дают характеристику контуров зуба и рельефа его поверхностей (рис. 1).

Рис. 1. Последовательность одонтоскопии в различных нормах (по Дмитриенко С.В. и др., 2000).

Экспериментальная медицина и клиническая диагностика

Одонтометрия является наиболее объективным методом изучения зубов. Под ней понимают совокупность методов измерения зубов. Основным инструментом в одонтометрии является штангенциркуль с заостренными ножками, позволяющий проводить измерения с точностью до 0,1 мм. Для унификации измерений на поверхностях зуба необходимо нанести хорошо заточенным простым карандашом границу основания коронки и корня, а также проекцию условной срединной вертикали зуба. Граница основания коронки (корня) соединяет по периметру точки наибольшей выпуклости эмалево-цементной границы на вестибулярной и язычной поверхностях зуба.

Проекцию условной срединной вертикали отображают на мезиальной, дистальной, вестибулярной и язычной поверхностях зуба. Для этого в обе стороны от срединной точки границы коронки и корня восстанавливают перпендикуляры (рис. 2).

Рис. 2. Граница основания коронки (корня) и проекция условной срединной вертикали зуба: на мезиаль-ной (а); дистальной (б); вестибулярной (в) и язычной (г) поверхностях правого латерального резца верхней челюсти (по Дмитриенко С.В. и др., 2000).

При измерении высоты зуба ножки штангенциркуля устанавливают перпендикулярно условной срединной вертикали. Высоту зуба определяют как расстояние между наиболее удаленными точками коронки и корня (рис. 3 а). Высоту корня зуба измеряют, ориентируясь на границу основания коронки (корня) и верхушку корня зуба. При этом ножки штангенциркуля располагают перпендикулярно условной срединной вертикали зуба. Высоту корня у однокорневых зубов измеряют по вертикали от верхушки корня зуба до уровня его основания (рис. 3б). У многокорневых зубов следует измерять высоту каждого корня. Высоту коронки зуба определяют по разности между высотой зуба и высотой корня.

Рис. 3. Методы измерения высоты зуба (а) и высоты корня зуба (б) (по Дмитриенко С.В. и др., 2000).

Вестибулярно-язычный размер коронки зуба определяют при вертикальном расположении ножек штангенциркуля параллельно условной срединной вертикали зуба. Ножки штангенциркуля устанавливают на точки наибольшей выпуклости вестибулярной и язычной поверхностей (рис. 4а).

Рис. 4. Методы определения вестибулярно-язычного (а) и мезиально-дистального (б) размеров коронки зуба (по Дмитриенко С.В. и др., 2000).

При определении мезиально-дистального размера коронки ножки штангенциркуля держат параллельно условной срединной вертикали зуба. У резцов измеряют расстояние между наиболее удаленными (контактными) точками апроксимальных поверхностей, располагающимися, как правило, ближе к ок-клюзионной трети коронки. На клыках и премолярах мезиально-дистальный размер коронки находят также между контактными точками апроксимальных поверхностей.

Для определения мезиально-дистального размера коронки зуба может быть применена методика, использующаяся в стоматологии, которая предполагает в качестве одонтометрических ориентиров использование проекции условной срединной вертикали зуба на его окклюзионной поверхности. Для этого на последней карандашом наносят две взаимно перпендикулярные линии («ортокрест»), идущие в мезиально-дистальном и вестибулярно-язычном направлениях, которые по вестибулярному, язычному, мезиальному и дистальному контурам соединяются с проекциями условной срединной вертикали зуба.

При измерении мезиально-дистального размера коронки с помощью данной методики ножки штангенциркуля необходимо держать в горизонтальной плоскости перпендикулярно к мезиально-дисталь-ной линии «ортокреста». Этот метод позволяет проводить измерения при различных вариантах формы окклюзионной поверхности моляра (рис. 4 б).

Таким образом, основываясь на устойчивости к воздействию внешней среды и учитывая высокое разнообразие зубочелюстной системы, можно предложить применение анатомо-морфологических особенностей строения зубов для идентификации личности.

1. Баринов Е.Х., Бишарян М.С., Манин А.И., Ромодановский П.О., Саидов М.Т. Использование стоматологического статуса как экспертного критерия в области идентификации личности неизвестных трупов. Вопросы судебной медицины и медицинского права // Материалы научно-практической

конференции с международным участием, посвященной 50-летию кафедры судебной медицины Российского университета дружбы народов. 19 декабря

2. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И. Частная анатомия постоянных зубов. Волгоград, 1998. 176 с. [Dmitrienko S.V., Krayushkin A.I. Chastnaya anatomiya postoyannykh zubov. Volgograd, 1998. 176 p. (In Russ.)]

3. Дмитриенко С.В., Краюшкин А.И., Сапин М.Р. Анатомия зубов человека. Москва - Н. Новгород, 2000. 194 с. [Dmitriyenko S.V., Krayushkin A.I., Sapin M.R. Anatomiya zubov cheloveka. Moscow - N. Novgorod, 2000. 194 p. (In Russ.)]

4. Манин А.И. Исследование анатомо-морфо-логических особенностей аномалий зубов и возможность их использования для идентификации личности: автореф. дисс. . канд. мед наук. М., 2004. 154 с. [Manin A.I. Issledovanie anatomo-morfologicheskikh osobennostei anomalii zubov i vozmozhnost ikh ispolzovaniya dlya identifikatsii lichnosti [dissertation]. Moscow, 2004. 154 p. (In Russ.)]

5. Манин А.И., Манин О.И., Баринов Е.Х., Ро-модановский П.О. Изучение аномалий отдельных зубов и их использование для идентификации личности. Учебно-методическое пособие. Москва, АНО ИЦ «ЮрИнфоЗдрав», 2015. 40 с. [Manin A.I., Manin O.I., Barinov E.Kh., Romodanovsky P.O. Izuchenie anomalii otdelnykh zubov i ikh ispolzovaniye dlya identifikatsii lichnosti. Educational and methodical manual. Moscow,

2015. 40 p. (In Russ.)]

6. Пашинян Г.А., Жаров В.В. Современные возможности идентификации личности при крупномасштабных катастрофах. Медицина катастроф // Материалы международной конференции. М., 1990. С. 270-271. [Pashinyan G.A., Zharov V.V. Modern opportunities of identification of the personality at large-scale accidents. Medicine of accidents. Proc. of International conference. Moscow,1990. P. 270-271. (In Russ.)]

7. Пашинян Г.А., Тучик Е.С. Судебно-медицинская экспертиза при крупномасштабных катастрофах. М., 1994. [Pashinyan G.A., Tuchik E.S. Sudebno-meditsinskaya ekspertiza pri krupnomasshtabnykh katastrofakh. Moscow, 1994. (In Russ.)]

8. Ромодановский П.О., Баринов Е.Х. Судебно-медицинская идентификация личности по стоматологическому статусу: учебное пособие (Гриф ФИРО) М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. 208 с. [Romodanovsky P.O., Barinov E. Kh. Sudebno-meditsinskaya identifikatsiya lichnosti po stomatologicheskomu statusu: textbook for students. Moscow: GEOTAR-Media; 2017. 208 p. (In Russ.)]

9. Ромодановский П.О., Баринов Е.Х., Мальцев А.Е., Спиридонов В.А., Сундуков В.А. Ситуационные задачи и тестовые задания по судебной медицине / Под ред. П.О. Ромодановского, Е.Х. Баринова. Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов медицинских вузов (Гриф ФИРО). М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 128 с. [Romodanovsky P.O., Barinov E. Kh., Mal'tsev, A.E., Spiridonov V.A., Chests V.A. Situatsionnye zadachi i testovye zadaniya po sudebnoi meditsine: textbook for students. Romodanovsky P.O., Barinov E.Kh., editors. Moscow: GEOTAR-Media; 2015. 128 p. (In Russ.)]

10. Romodanovsky P.O., Bisharyan M.S., Barinov Y.C., Manin A.I., Saidov M.T. Forensic importance of abnormalities of teeth, dentition, and bite. The New Armenian Medical Journal. Yerevan. 2012; 6 (3): 13-19.

ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТОМОГРАФИИ В ОБСЛЕДОВАНИИ, ДИАГНОСТИКЕ И ПЛАНИРОВАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОГНЕСТРЕЛЬНЫМИ РАНЕНИЯМИ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Актуальность проблемы травматизма в настоящее время постоянно растет. Причинами образования дефектов лица и челюстных костей могут быть ожоги, оперативные вмешательства, огнестрельные ранения челюстно-лицевой области и прочие травмы. Поскольку часто наблюдаются сочетанные травмы мягких тканей лица, челюстных костей, костей черепа, височно-нижнечелюстных суставов, сосудов и нервов, у врачей-стоматологов возникают значительные трудности в диагностике, планировании и прогнозировании лечения таких пациентов.

Цель: изучение эффективности применения компьютерной томографии (КТ) в комплексной стоматологической реабилитации пациентов.

Исследование проведено на примере клинических случаев с огнестрельными ранениями челюстно-ли-цевой области: пациент В., 49 лет, после неудавшегося суицида и пациент Г., 15 лет, у которого во рту взорвалась электронная сигарета (вейп). Показана роль компьютерной томографии в диагностике и комплексной стоматологической реабилитации пациентов.

Профессия зубного техника начинается с морфологии зубов и правильный подход к этому аспекту позволяет достичь высокого профессионального уровня. Тот, кто пропустил этот этап, долгие годы страдает от нехватки знаний и навыков создания анатомической формы зубов.

Мы рекомендуем в первую очередь работать над созданием симметричной формы. Не обязательно начинать с воска, лучше начинать с рисования. Вы можете найти бесплатные задания для развития способности создавать симметрию, перейдя по ссылке .

После этапа симметрии нужно освоить навыки работы электрошпателем и воском.
(рис. 1) .

Нужно почувствовать, как ведет себя воск при высокой и низкой температуре. При правильном движении можно получить большую (рис. 2) или меньшую порцию воска (рис. 3) .

После этих важных этапов – создание симметрии и управление воском, можно приступить к моделированию из воска анатомической формы зубов. Если мы знаем, как пишется слово «небо» на русском языке, то без труда справимся с этой задачей. Но если нас просят написать это слово на китайском, возникает сложность (рис. 4) .

Если мы не знаем анатомию каждого зуба, перед моделированием из воска мы почувствуем то же самое, что при написании китайского иероглифа. Для решения этой задачи подходит книга «Учебник зубопротезной техники, часть 1» (А. Хоманн, В. Хилшер). В этой книге максимально подробно описывается каждая деталь, каждая часть зуба.

Цель нашего материала поделиться с коллегами простой инструкцией моделирования зубов. Но без описанных выше этапов инструкция не принесет большую пользу.

Первый шаг — отметка карандашом центральной линии, перпендикулярно по горизонту (рис. 5) .

Второй шаг — покрытие одним слоем воска при высокой температуре (рис. 6) .

Третий этап — создание межзубных контактных поверхностей (рис. 7) .

Четвертый этап — создание режущего края, учитывая анатомические данные зубов (рис. 8) .

Чтобы с одного раза получить наиболее подходящую форму зубов, рекомендуем для нижних зубов формировать режущий край от 33 до 43 зуба, для верхних зубов от 12 до 22 зуба. Если моделировать каждый по отдельности, не создавая режущий край по нашей рекомендации, в какой-то момент можно заметить грубую ошибку. Высота вышеперечисленных зубов из первого и второго, или третьего и четвертого квадранта может получиться разной, это один из самых не приятных моментов для зубного техника.

Пятый этап — моделировать вестибулярную поверхность по частям: первая часть медиальная, затем экватор, далее дистальная, после этого можно заполнить центральную часть зуба (рис. 9 — 12) . Так же, по частям другие зубы (рис. 13) , не углубляясь в мелкие детали (текстуры, валики, бороздки).

Как только у нас получится предварительная форма вышеперечисленных зубов можно приступить формированию деталей (рис. 14) . Этот процесс тоже лучше выполнять по частям: медиальная часть, экватор и дистальная часть.

Сведения об авторе

Гафуров Улугбек, зубной техник, основатель международных стоматологических курсов dentin.uz, Узбекистан, Ташкент

Gafurov U., dental technician, founder of international dental courses dentin.uz, ​​Uzbekistan, Tashkent

Simple instructions for modeling teeth in wax

Аннотация. Профессия зубного техника начинается с морфологии зубов и правильный подход к этому аспекту позволяет достичь высокого профессионального уровня. Цель нашего материала поделиться с коллегами простой инструкцией моделирования зубов.

Annotation. Profession of a dental technician begins with the morphology of the teeth and the proper approach to this aspect allows to achieve a high professional level. The purpose of our material to share with colleagues a simple manual simulation of the teeth.

Ключевые слова: Моделирование зубов, моделирование из воска, морфология зубов.

Keywords: Modeling teeth, modelling wax, morphology of teeth.

«Идти туда, не знаю куда, и делать то, не знаю что» — сложная задача! Это касается практически всех сфер нашей жизни, в том числе и стоматологии. Даже если вы представляете будущую конструкцию восстанавливаемого зуба, ваши руки не всегда воспроизводят правильность его форм и объемов.

Студентов художественно-графического факультета учат, что «сто натюрмортов надо написать, чтобы сто первый получился правильно»! К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии!

Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Руки стоматолога — это и есть основной инструмент для моделирования зубов! Развить это умение можно с помощью занятий художественным моделированием.

Цель занятий: развитие зрительной памяти, мануальных навыков, творческого мышления и способности восприятия форм в пространстве. Каждый, кто желает познать этапы восстановления, может приступить к первым упражнениям, имея минимум условий — материал и простые инструменты.

Моделирование зубов — творческий процесс, где помимо знаний об анатомии должна присутствовать свобода выбора материала, из которого можно создавать модели. Перед тем как начать работу, необходимо ознакомиться с основными свойствами материалов, выбрать, какой из них больше подходит вам.

При вырезании, иссечении формы из твердых материалов: дерева, камня и других — скульптор постепенно, шаг за шагом, срезает материал, освобождая заключенную в нем форму. Такой прием широко используется и в терапевтической стоматологии, например на этапе конкурирования поверхности пломбы.

Лепка — выполнение скульптуры из мягких материалов. Для лепки можно выбрать любой материал, обладающий пластичностью. Это может быть пластилин, скульптурная глина, пластика, воск.

Основные этапы моделирования 16 зуба из скульптурной глины

Скульптурная глина издавна применялась в искусстве для воссоздания форм. Этот недорогой материал идеально подходит для лепки зубов, работать с глиной по-своему приятно, она мягкая, не липнет к рукам, твердеет постепенно. Скульптурная глина требует более длительной подготовки к работе, чем пластилин, который чаще всего используется для моделирования зубов. Если глина сухая, то для начала ее нужно смешать с водой до консистенции сметаны, оставить на некоторое время до высыхания и образования пластичной массы. После этого глина становится твердой только через несколько часов, этого времени вполне достаточно, чтобы успешно завершить работу. Чем меньше объем подручного материала, тем он быстрее твердеет. Когда получена нужная консистенция, глине придают форму шара (рис. 1) .

Рис. 1. Материал обладает необходимой пластичностью и готов к работе. Придание будущей модели формы шара

Рассмотрим моделирование первого правого моляра верхней челюсти (16 зуб). Задаются габаритные очертания модели 16 зуба (рис. 2, 3) , намечается расположение основных поверхностей: медиальной контактной (М), дистальной контактной (D), вестибулярной (V) и небной (P).

Рис. 2. Придание габаритных очертаний модели

Рис. 3. Моделирование вершин основных бугров.

Определяются вершины основных бугров. На жевательной поверхности наносится разметка (рис. 4) , соответствующая фиссуре первого порядка Н-образной формы.

Рис. 4. Нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, H-образной формы на окклюзионной поверхности

Завершение формирования внешних контуров модели и экватора (рис. 5) проводится руками.

Рис. 5. Сглаживание неровностей и формирование экватора

До этого этапа все действия выполнялись руками (рис. 6) .

Рис. 6. Работа руками позволяет лучше ощутить основные свойства материала

Для моделирования жевательной поверхности зуба лучше пользоваться инструментами. Шпателем углубляется фиссура первого порядка (рис. 7, 8) .

Рис. 7. Углубление фиссуры первого порядка, отделяющей передний щечный бугорок (2) от заднего щечного (1) и переднего небного (4). Задний небный бугорок (3)

Рис. 8. 1 — задний щечный бугорок, 2 — передний щечный бугорок, 3 — задний небный бугорок

Моделируя, не нужно рисовать фиссуры, а необходимо разделить основные бугорки, так чтобы между ними появилась фиссура Н-образной формы (рис. 9) .

Рис. 9. Завершение моделировки фиссуры первого порядка Н-образной формы

Инструменты для работы выбираются такие, какими удобнее работать: это может быть шпатель, гладилка. Необходим инструмент для формирования фиссур, например зонд. Достаточно 2—3 инструментов.

После завершения работы модель всегда можно скорректировать, срезав лишнее скальпелем или шпателем. Полученная модель зуба может храниться долго, напоминая о результатах работы.

Рис. 10. Моделировка продольного (2), медиального (1), дистального (3) валиков переднего щечного бугорка

Рис. 11. Сформированы фиссуры второго порядка на переднем щечном бугорке

Рис. 12. Моделировка основного (2) и дополнительных (1, 3) валиков переднего небного бугорка

Рис. 13. Окончательный вид модели 16 зуба

Рис. 14. Внешний вид модели 16 зуба. Окклюзионная поверхность

Рис. 15. Внешний вид модели 16 зуба. Небная и жевательная поверхности

Моделирование из пластики

Пластика — еще один материал, из которого можно создать красивую модель зуба. Это довольно плотный, нелипкий материал, не требующий особой подготовки к работе, но необходимо обязательно соблюдать условия его хранения: перепады температур, при которых хранится материал, могут оказать негативное воздействие на его свойства. Пластика удобна тем, что работать с ней можно неограниченное количество времени, она не твердеет, что дает возможность более детально и четко проработать микрорельеф будущей модели, внести необходимые коррективы в ходе работы.

Затвердевание материала происходит при помещении его в горячую воду или нагреве до 110—120 градусов в печи в течение 5—10 минут. Возможность длительной работы и фиксация результата нагреванием — в этом сходство пластики с композитом. Повторно пластику использовать нельзя. Хорошо подходит для создания фантомных моделей зубов.

Первым этапом работы с этим материалом будет разогревание его в руках и придание формы шара, затем придание габаритных очертаний модели, определение основных поверхностей модели зуба (рис. 16) (M — медиальная контактная поверхность, D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность), нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка Ж-образной формы.

Рис. 16. Придание габаритных очертаний модели, нанесение разметки, соответствующей фиссуре первого порядка, Ж-образной формы. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность, V — вестибулярная поверхность, L — язычная поверхность

На жевательной поверхности инструментом, шпателем или гладилкой по нанесенной разметке проводится углубление фиссуры первого порядка, выделяются пять основных бугорков (рис. 17) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 17. Вершины основных бугорков: 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Также формируется экватор модели 36 зуба. Образование фиссур второго порядка происходит за счет моделирования продольного, медиального, дистального валиков четырех основных бугорков (рис. 18—19) .

Рис. 18. Моделирование продольного (b), дистального (а), медиального (с) валиков, переднего язычного бугорка (1). 1 — передний язычный бугорок, 2 — задний язычный бугорок, 3 — передний щечный бугорок, 4 — задний щечный бугорок, 5 — дистальный бугорок

Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок. Рис. 19. 1 — передний язычный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок: (а) продольный, (b) медиальный валик, (с) дистальный валик. 4 — задний щечный бугорок: (а) продольный валик, (b) дистальный валик, (с) медиальный валик. 5 — дистальный бугорок. 6 — дополнительный бугорок

Дистальный бугорок имеет менее дифференцированную поверхность (рис. 20) .

Рис. 20. Конечный результат моделирования. 1 — передний язычный бугорок. 2 — задний язычный бугорок. 3 — передний щечный бугорок. 4 — задний щечный бугорок. 5 — дистальный бугорок

Модели, выполненные из пластики, можно хранить долгое время, они будут напоминать о достигнутых результатах в моделировании.

Рис. 21. Язычная и медиальная контактная поверхности модели моляра нижней челюсти. M — медиальная контактная поверхность. D — дистальная контактная поверхность. V — вестибулярная поверхность. L — язычная поверхность

Рис. 22. Вестибулярная и жевательная поверхности модели моляра нижней челюсти

Моделирование 36 зуба из пластилина: основные этапы

Пластилин — пожалуй, самый распространенный материал, он легкодоступен, не требует особой подготовки к работе. Взяв нужное количество, его достаточно разогреть, размять в руках, и можно приступать к работе. Не имея опыта работы с данным материалом, на первых этапах лучше работать без инструментов, чтобы почувствовать его свойства, а затем создавать формы с помощью инструментов. После разминания пластилин уже готов к лепке, но разогревать его нужно недолго, так как он становится слишком мягким и липким и будет плохо держать форму.

Рассмотрим основные этапы моделирования 36 зуба из пластилина. Придаем пластилину форму шара (рис. 23) .

Рис. 23. Придание материалу формы шара

Наметив основные поверхности и вершины бугорков будущей модели, углубляем фиссуру первого порядка Ж-образной формы. В результате на жевательной поверхности образуется пять бугорков (рис. 24) (1 — передний язычный, 2 — задний язычный, 3 — передний щечный, 4 — задний щечный, 5 — дистальный).

Рис. 24. Формирование габаритных очертаний, вершин основных бугров: переднего язычного (1), заднего язычного (2), переднего щечного (3), заднего щечного (4) и дистального (5). Поверхности: М — мезиальная, D — дистальная, V — вестибулярная, L — язычная

С помощью инструмента (рис. 25) проводится моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1) и моделирование (рис. 26) медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2).

Рис. 25. Моделирование дистального валика (В), продольного валика (А), медиального валика (С), переднего язычного бугорка (1). (2) задний язычный бугорок, (3) передний щечный бугорок, (4) задний щечный бугорок, (5) дистальный бугорок

Рис. 26. Моделирование медиального валика (В), продольного валика (А), дистального валика (С), заднего язычного бугорка (2). Моделирование проводится шпателем

Рис. 27. Конечный результат, модель моляра нижней челюсти выполнена из пластилина

Клинический случай

Полученные в процессе художественного моделирования навыки помогают врачу-стоматологу добиться высоких результатов в своей практической деятельности. Рассмотрим клиническую ситуацию: 36 зуб, кариес дентина средний (рис. 28) .

Рис. 28. Зуб 3.6: кариес дентина

Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6 (рис. 29) .

Рис. 29. Отпрепарирована кариозная полость зуба 3.6

Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004) (рис. 30—31) .

Рис. 30. Внесена первая порция пломбировочного материала по модульным технологиям Л. М. Ломиашвили (2004)

Рис. 31. Графическое отображение модулей-одонтомеров, стремящихся к фиссуре I порядка

Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки (рис. 32) .

Рис. 32. Внесена вторая порция пломбировочного материала. Внешний вид реставрации до этапа шлифовки, полировки

Вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки (рис. 33) .

Рис. 33. Внешний вид реставрации зуба 3.6 после этапа шлифовки, полировки

Таким образом, постоянное совершенствование мануальных навыков при работе с подручными материалами дает возможность профессионалам приблизиться к естественным очертаниям восстановленных зубов в клинической стоматологии.

Сведения об авторе

Ломиашвили Лариса Михайловна, д. м. н., завкафедрой терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Lomiashvili L. M., Doctor of Medicine, Head of the Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Михайловский Сергей Геннадьевич, врач-интерн ОмГМА, Россия, Омск

Mikhailovsky S. G., intern doctor OmGMA, Russia, Omsk

Вайц Сергей Владимирович, аспирант кафедры терапевтической стоматологии ОмГМА, Россия, Омск

Weitz S. V., PhD student, Department of Therapeutic Dentistry, Omsk State Medical Academy, Russia, Omsk

Methodological approaches to modeling teeth from plastic materials

Аннотация. К сожалению, в вузах студентам стоматологического факультета в ограниченном объеме даются знания о формах зубов, недостаточное количество часов отводится на воспроизведение зубов из подручных материалов (глина, пластилин, пластика). А ведь правильность вновь созданных форм — это путь к разгадке гармонии! Умение правильно восстанавливать форму отсутствующих твердых тканей зубов в клинической стоматологии имеет первостепенное значение.

Annotation. Unfortunately, in higher education institutions, students of the Faculty of Dentistry are given limited knowledge about the forms of teeth, not enough hours are devoted to reproducing teeth from improvised materials (clay, plasticine, plastic). But the correctness of the newly created forms is a way to unravel harmony! The ability to properly restore the shape of missing hard tooth tissues in clinical dentistry is of paramount importance.

Ключевые слова: моделирование; скульптурная глина; моделирование из пластики; платилин; 16 зуб, 36 зуб; реставрация зуба.

Keywords: modeling; sculptural clay; plastic modeling; platilin; 16 tooth, 36 tooth; tooth restoration.


Хит продаж


Хит продаж Акция -20%


Хит продаж


Хит продаж Акция -20%









Акция -20%











19259 12176 17042 14948 12173 19250 14947 17041 19235 12175 19036 17149 12171 17102 17241 12174 17164 17048 17084 18627 17099 15690 17083 19247

Фильтры

Вас может заинтересовать





Раздел «Маркет» является электронным каталогом. Вся информация в разделе носит справочный характер и не является публичной офертой.

Все материалы, представленные на сайте, носят исключительно справочный и ознакомительный характер. Посоветуйтесь с врачом.

Разделы

Реклама

Раздел «Маркет» является электронным каталогом. Вся информация в разделе носит справочный характер и не является публичной офертой.

Все материалы, представленные на сайте, носят исключительно справочный и ознакомительный характер. Посоветуйтесь с врачом.

Ошибка

Передние зубы верхней челюсти характеризуются как функциональными, так и эстетическими параметрами. По своей особенности – это те зубы, которые видны как при разговоре, так и при улыбке. Именно поэтому существует такое значительное количество подходов, пытающихся максимально сымитировать все тонкости анатомии зубов верхней челюсти. Учитывая, что техник кроме формы, также должен понимать характеристики цвета, текстуры, ротации и пространственной позиции зубов, ему достаточно легко потеряться во всех этих деталях. Именно поэтому в данной статье мы будем фокусироваться не на отдельных элементах моделирования, а на системном походе к восстановлению морфологии и структуры фронтальной группы зубов.

Системный подход к моделированию фронтальных зубов

После окончания моделирования основной формы, техник может приступать к восстановлению индивидуальных характеристик зуба, следуя предложенному протоколу и тем самым экономя огромное количество времени.

Описанный подход является уникальным как при моделировании всех шести передних единиц, так и при восстановлении формы одного зуба, независимо от того работает техник с воском или окончательными конструкциями, в обычном или цифровом режиме. Ведь самое важное кроется в деталях, которые подчеркивают после моделирования основной формы будущих реставраций.

Пошаговый протокол

1. При восстановлении нескольких передних зубов, моделирование следует всегда начинать с середины ряда, а именно с лабиального режущего края центральных резцов. Середину реставрации определяют по срединным анатомическим ориентирам лица: по линии, соединяющей переносицу, верхушку носа и центр подбородка. Вторую межзрачковую линию (фото 1) моделируют перпендикулярно к срединной линии лица: режущие края резцов с губной стороны должны быть параллельными межзрачковой линии.

Фото 1. Лицевые ориентиры и перенос межзрачковой линии на горизонтальную плоскость центральных резцов.


2. После этого моделируют контактные точки: позиция таковых от резцов до клыков смещается все больше к пришеечной области, как показано на фото красной линией (фото 2 - 3).

Фото 2. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков.


Фото 3. Область контактных точек смещается более пришеечно от резцов до клыков (красные линии).


3. На следующем этапе моделируют язычные поверхности. Поскольку все зубы берут участие в акте жевания, следовательно, моделировать их язычную поверхность без учета взаимодействия с зубами-антагонистами попросту невозможно. Режущий край зубов, по своей сути, является их режущим гребнем, на фото линия режущего края с губной стороны изображена красной, а с лингвальной стороны – синей (фото 4 - 5). Эти края являются границами режущего гребня. Не следует забывать, что язычный край данного гребня является не только эстетической, но и функциональной составляющей, которая взаимодействует во время жевания с нижними резцами, в то время как губной край верхних зубов визуализируется при улыбке и разговоре пациента. Губной край реставрации можно удлинять или переносить до тех пор, пока он не компрометирует функции, эстетики и фонетики моделируемых зубов. Режущие края редко являются симметричными и параллельными (фото 4 - 5). Проще говоря, функция язычной стороны резцов является производной от их губного контура.

Фото 4. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


Фото 5. Режущий гребень состоит из лабиального края (красная линия) и лингвального края (синяя линия).


4. Линия мезиального угла, которая представлена на фото черной линией, является следующим элементом для моделирования (фото 6). Если посмотреть на зубы с лицевой стороны, то их можно разделить на сегменты по вертикали (фото 3): центральный можно разделить на три части, боковые резцы и клыки – на две. Линия мезиального угла центрального резца начинается около его контактной точки и оканчивается в пришеечной части зуба в области мезиальной трети его боковой стороны. Линия данного угла должна максимально соответствовать линии соседнего центрального резца. Аналогичный латеральный ориентир для бокового резца начинается в области или выше контактной точки и заканчивается в пришеечной области около середины стороны зуба. Линия мезиального угла клыков также начинается выше контактной точки и движется к середине зуба.

Фото 6. Линия мезиального угла (черная линия).


5. После этого приступают к моделировке линий дистальных углов (фото 7), снова двигаясь от области центральных резцов до клыков. Данные ориентиры должны максимально совпадать у зубов с правой и левой стороны. Конечно же, ширина симметричного зуба может отличаться, но оптически их можно модифицировать для того, чтобы линии дистальных углов максимально совпадали.

Фото 7. Линия дистального угла смещается от резцов до клыков.


6. Высота пришеечного контура, нарисованная белой линией (фото 8 - 9), должна максимально повторять контур мягких тканей (розовый). Поэтому при моделировании данного параметра нужно использовать дубликат позиции мягких тканей. Верхушка цементно-эмалевого соединения центрального резца находиться в области дистальной трети, а бокового резца и клыка – в области середины зуба (фото 6).

Фото 8. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


Фото 9. Высота пришеечного контура (белая линия) повторяет контур мягких тканей.


7. Последним шагом в моделировании является корректировка губной составляющей режущего края. Форма данного образования (фото 10) может сильно варьировать, поскольку не взаимодействует с режущими краями нижних резцов во время жевания.

Фото 10. Форма лабиального края.


Как правило, губные края центральных резцов и клыков повторяют горизонтальную линию, но в ходе моделирования автор использует Kois Waxing Guide (Panadent) (фото 11), для того чтобы убедится, что резцы и клыки точно находятся в одной горизонтальной плоскости.

Фото 11. Kois Waxing Guide используется для проверки горизонтальной плоскости резцов и клыков.


Если очертить основные формы моделирования без зубов, то все становится простым и понятным (фото 12). Важно правильно заполнить эти линии в ходе реставрации и правильно соединить соответствующие точки. После грубого моделирования техник приступает к восстановлению индивидуальных параметров. При вестибулярном виде зубов дистальная сторона клыков выпадает из поля зрения или прослеживается очень слабо (фото 13), поэтому визуальная форма зубной дуги может быть расширена за счет лучшей визуализации дистальной стороны третьих зубов.

Фото 12. Вид базовых линий без зубов.


Фото 13. При вестибулярном виде дистальная часть клыков видна слабо.


Выводы

Воссоздание эстетических контуров передних зубов требует значительного опыта, знаний и навыков. В ходе данного процесса все составляющие аспекты являются важными: морфология зубов, эстетика лица, контур мягких тканей, а также параметры окклюзии. В ходе моделирования важно не зациклиться на какой-то конкретной форме или зубе, но учитывать всю концепцию зубного ряда на основе базового оптимального алгоритма. В дальнейшем же элементы моделировки можно индивидуализировать, значительно экономя время на процессе восстановления необходимых дентальных характеристик.

Читайте также: